Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по контролю в сфере закупок, рассмотрению информации о включении в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Комиссия Томского УФАС России) в составе: председателя комиссии: | |
Лосева В.Г. |
заместителя начальника отдела контроля закупок; |
членов комиссии:
Пирютко Т.В., Вишнева П.А. |
ведущего специалиста -эксперта отдела контроля закупок, специалиста -эксперта отдела контроля закупок |
с участием представителей:заказчика ОГКУ "Облстройзаказчик" (далее-Заказчик) Кузнецова А.И. (доверенность N31Д-11/2021 от 16.11.2021), Шемерова Е.В. (доверенность N30Д-11/2021 от 16.11.2021), уполномоченного органа Департамента государственного заказа Томской области (далее-уполномоченный орган, ДГЗ), Бутко А.В. (доверенность N17 от 21.10.2021), Козюкова Романа Феликсовича (доверенность N18 от 04.10.2021)
без участия заявителя ООО "Конгломерат" уведомленного в соответствии с действующим законодательством.
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона при осуществлении закупки "Поставка медицинских изделий (Аппарат анестезиологический (наркозно-дыхательный)) на объект: "Хирургический корпус на 120 коек с поликлиникой на 200 п/смену ОГАУЗ "Томский областной онкологический диспансер", ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия" (извещение N 0165200003321000697) (далее - Аукцион), и проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В Томское УФАС России обратился Заявитель с жалобой (вх.N9153 от 01.12.2021), поданной в срок и соответствующей статье 105 Закона 44-ФЗ, на действия Заказчика при проведении Аукциона, нарушающие, по мнению Заявителя, законодательство о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, составлением документации с нарушениями, а именно:
- установлением начальной максимальной цены контракта с нарушением действующего законодательства.
- установлением описания объекта закупки не в соответствии с КТРУ.
Представители Заказчика с доводами Заявителя не согласились, считают жалобу необоснованной по следующим основаниям:
"В соответствии с пунктом 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила использования КТРУ), заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию КТРУ в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок КТРУ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 г. N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. Заявитель полагает, что в данном случае подлежит применение код КТРУ 00000120 "Аппарат ингаляционной анестезии, передвижной".
В качестве обоснования Заявитель ссылается на справочную информацию, содержащуюся в указанной позиции КТРУ: номенклатурная классификация медицинских изделий по видам 276070 "Аппарат ингаляционной анестезии, передвижной" - автономный комплект изделий на колесах для передвижения, разработанный для непрерывного или периодического введения и мониторинга смесей газов [кислорода (02), закиси азота (N20), медицинского воздуха и анестетиков] для обеспечения пациента соответствующим для хирургической процедуры уровнем анестезии; данный комплект также известен как наркозный аппарат и может включать концентратор кислорода или установленные баллоны медицинских газов и обычно имеет механические устройства доставки газов (например, флоуметры и испарители); комплект, как правило, включает в себя питаемый энергией анестезиологический аппарат искусственной вентиляции легких, дыхательный контур пациента и устройства контроля газа; системы мониторинга состояния пациентов, как правило, устанавливаются отдельно (не встроены в аппарат).
Вместе с тем указанный код является укрупненным кодом позиции (содержит 5 позиций), применение которого функционалом Единой информационной системы в сфере закупок не поддерживается.
Кроме того, в силу подпункта "д" пункта 10 Правил использования КТРУ в позицию КТРУ может включаться справочная информация - коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии). При этом справочная информация (в том числе классификационные признаки вида медицинского изделия) не образует описания товара, работы, услуги в понимании статьи 33 Закона о контрактной системе и не включена в перечень информации,
подлежащей в соответствии с пунктом 4 Правил использования КТРУ обязательному использованию заказчиком (письмо Минфина России от 25.08.2020 N 24-06-05/74463).
Кроме того, позиции КТРУ (32.50.21.121-00000115 - 32.50.21.121-00000119), входящие в состав укрупненного кода КТРУ 32.50.21.121-00000120 "Аппарат ингаляционной анестезии, передвижной", не обеспечивают потребность заказчика в соответствующем товаре, в связи с чем заказчик вправе применить пункт 7 Правил использования КТРУ (письмо Минфина России от 12.02.2020 N 24-06-05/9326).
В соответствии с пунктом 7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в КТРУ отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Совокупность указанных характеристик товара, содержащихся в позиции КТРУ 00000115 "Аппарат ингаляционной анестезии, передвижной" не содержит необходимые для Заказчика показатели и характеристики, необходимые для выполнения Заказчиком функций лечебного учреждения специализированного направления. Таким образом, применительно к поставляемому в рамках рассматриваемой закупки товару позиция КТРУ отсутствует. Соответственно, в данном случае заказчик осуществил описание объекта закупки, руководствуясь общими правилами статьи 33 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, довод заявителя о необходимости описания объекта закупки в соответствии с информацией, содержащейся в КТРУ и необоснованного применения дополнительную информацию и дополнительные потребительские свойства, является несостоятельным.", считает жалобу необоснованной.
Представители Уполномоченного органа поддержали позицию Заказчика.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия Томского УФАС России установила следующее.
Извещение N 0165200003321000697 и документация об Аукционе размещены на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) 23.11.2021.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 79 316 280, 00 рубля.
На участие в Аукционе подано 2 заявки.
На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен.
1. Доводы жалобы о некорректности формирования НМЦК не подлежат рассмотрению в заседании Комиссии ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Закон 44-ФЗ контроль определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги, осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по контролю в сфере закупок, рассмотрению информации о включении в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют полномочия по рассмотрению жалоб о нарушении законодательства о защите конкуренции часть 12 статьи 44 Закона о защите конкуренции, Регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации утвержденный Приказом ФАС России от 25.05.2012 N339.
2. В силу пунктов 1-2 части 1 статьи 33 Закона 44-ФЗ Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 2 статьи 19 Закона о контрактной системе под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию об электронном аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, равно как и норм, обязывающих заказчика устанавливать в этой документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг.
Таким образом, из приведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку в соответствии с требованиями указанного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом сформулировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, обеспечить приобретение товара с необходимыми заказчику характеристиками, довести до сведения участников закупки сведения о характеристиках требуемого товара, в наибольшей степени удовлетворяющих потребности заказчика, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
При формировании документации об электронном аукционе заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющего его потребностям.
Изложенное соответствует правовому подходу, содержащемуся в определении Верховного суда Российской Федерации от 30 октября 2014 года N304-КГ14-3003, согласно которому заказчику предоставлено право на установление в аукционной документации требований к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям, при этом сам по себе факт установления определенных характеристик к товару не свидетельствует об ограничении количества участников размещения заказа.
Как указано в пункте 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2017 года, из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
В силу частей 1 и 9 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Из анализа частей 1 и 9 статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что именно на заявителя жалобы возложена обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы с предоставлением соответствующих документов.
При рассмотрении жалобы заявитель не участвовал, представителя своего не направил, не было предоставлено достоверных доказательств и документов, подтверждающих доводы заявителя, а так же, что требованиям установленным Заказчиком ограничивается количество участников закупки. Заявитель не предоставил доказательств того, что Заказчик установил избыточные требования к закупаемому товару, кроме того не предоставил доказательств невозможности его участия в закупке.
Изучив описание объекта закупки и предоставленные Заказчиком документы принимая во внимание отсутствие доказательств подтверждающих доводы Заявителя Комиссия приходит к выводу, о недоказанности доводов Заявителя.
Доводы жалобы не обоснованы.
Принимая во внимание вышеизложенное, и руководствуясь, ст.99, ст. 105, ст.106 Закона 44-ФЗ, Комиссия Томского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Конгломерат" необоснованной.
2. В действиях Заказчика отсутствуют нарушения Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений Законодательства о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель комиссии |
Лосев В.Г. |
Члены комиссии |
Пирютко Т.В. Вишнев П.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 8 декабря 2021 г. N 070/06/106-244/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.12.2021