Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по контролю законодательства о контрактной системе в сфере закупок, рассмотрению информации о включении в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Комиссия Томского УФАС России) в составе: председателя комиссии: | |
Абдурахманова А.Ф., |
врио руководителя управления; |
членов комиссии:
Лосева В.Г., Жохова С.В., |
заместителя начальника отдела контроля закупок; ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок, |
при участии представителей заказчика - Государственного учреждения - Томское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Заказчик) Шкуровой Екатерины Викторовны (доверенность N116/2019 от 25.11.2019), без участия представителя заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Орто-Инновации Сибирь" (далее - Заявитель, Общество), уведомленного о времени и месте рассмотрения дела,
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Орто-Инновации Сибирь" на действия Государственного учреждения - Томское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации при осуществлении закупки в форме открытого конкурса в электронной форме "Выполнение работ по обеспечению инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами нижних конечностей" (извещение N 0265100000421000275) (далее - Конкурс), и проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон 44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В Томское УФАС России обратилось Общество с ограниченной ответственностью "Орто-Инновации Сибирь" (вх.N9224 от 03.12.2021) с жалобой, поданной в срок и соответствующей статье 105 Закона 44-ФЗ, на действия Государственного учреждения - Томское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации при осуществлении закупки в форме открытого конкурса в электронной форме "Выполнение работ по обеспечению инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами нижних конечностей" (извещение N 0265100000421000275), нарушающие, по мнению Заявителя, законодательство о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Из жалобы Заявителя следует, что его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего в конкурсной документации, подкритерии оценки квалификация участника закупки, которые по мнению заявителя ограничивают конкуренцию.
Заявитель в жалобе просит, признать жалобу обоснованной, признать Заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе, выдать предписание об устранении нарушений.
Заказчик в письменных пояснениях (вх.N9411 от 08.12.2021) с доводами жалобы не согласился, считают жалобу необоснованной, а требования, изложенные в ней, - не подлежащими удовлетворению.
На заседании комиссии представители Заказчика поддержали доводы, изложенные в письменных пояснениях.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Томского УФАС России установила следующее.
Извещение о проведении электронного аукциона N0865200000321002559, и документация Конкурса размещены на Официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - Официальный сайт, ЕИС) - 15.11.2021.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 25 000 000,00 рубля.
На момент рассмотрения жалобы Контракт не заключен.
В соответствии с статью 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе, под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Частью 3 статьи 24 Закона 44-ФЗ установлено, что под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.
В силу пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе Конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Положениями пункта 4 Правил предусмотрено, что для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
- цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги;
- расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;
- стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла);
предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу пунктов 10 и 11 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
По смыслу приведенных положений, в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений участниками закупки, между такими сведениями и количеством присваиваемых баллов должна быть зависимость, которая определяется посредством необходимой формулы или шкалы и выражается в их взаимном соотношении друг с другом, а именно: определенное количество присваиваемых баллов соответствует определенному показателю, в свою очередь, возможное количественное изменение показателя оценки обязательно должно изменять количество присваиваемых баллов в соответствии с предусмотренными пунктом 11 Правил интервалами их изменений или используемой формулой.
Этот вывод следует и из содержания пункта 29 Правил, предписывающего, что для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
Право заказчика самостоятельно определить в конкурсной документации используемые для оценки не стоимостные критерии оценки (показатели) и предусмотреть формулу расчета количества баллов или шкалу оценки, по смыслу приведенных выше норм Закона о контрактной системе и Правил, не только не допускает, а напротив, предполагает, что в конкурсной документации, кроме иного, должна быть указана соответствующая зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по упоминаемым критериям в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений.
Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Согласно пункту 4.9 критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме установлены в соответствии с Частью II конкурсной документации "Критерии оценки заявок на участие в конкурсе".
Таким образом, положениями законодательства о контрактной системе предусмотрена оценка заявок по показателю "квалификация участника закупки, выраженная в наличии у участника закупки опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема". Следовательно, в случае использования такого показателя, конкурсная документация должна содержать:
- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателю);
- зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по данному критерию (показателю) в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений;
- инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
В соответствии с Частью II конкурсной документации "Критерии оценки заявок на участие в конкурсе" Заказчиком установлено:
Номер критерия |
Критерии оценки заявок на участие в конкурсе |
Показатель оценки заявок на участие в конкурсе |
Значимость критерия, % |
Коэффициент значимости критерия/показателя |
Обозначение рейтинга по критерию / показателю |
Стоимостной критерий оценки | |||||
1. |
"Цена контракта" |
Предложение участников закупки в отношении цены контракта |
60,0 |
0,6 |
Ra |
Нестоимостной критерий оценки | |||||
2. |
"Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" |
Квалификация участников закупки, в том числе: |
40,0 |
0,4
|
Rb |
2.1. "Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого объема и характера" |
|
0,4 |
b1 |
||
2.2. "Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого объема и характера" |
0,6 |
b2 |
|||
Совокупная значимость всех критериев в процентах |
100 |
|
Заказчиком в конкурсной документации установлен нестоимостной критерий оценки заявки участника - "Квалификация участников конкурса в том, числе наличие финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - "Квалификация участника закупки") со значимостью критерия - 40%. Данный критерий состоит из двух подкритернев:
1). Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого характера и объема". Коэффициент значимости показателя 0,4
По данному показателю оценивается: Наличие у участника закупки опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема, оценивается объем выполненных работ (а именно выполнение работ по изготовлению протезов стопы, протезов голени лечебно-тренировочных, протезов бедра лечобно-тренировочных, протезов голени для купания, протезов бедра для купания, протезов голени немодульного, в том числе при врожденном недоразвитии, протезов бедра немодульного, в том числе при врожденном недоразвитии, протезов голени модульного, в том числе при недоразвитии, протезов бедра модульного, в том числе при врожденном недоразвитии, протезов при вычленении бедра модульного), исчисляемый в количестве предоставленных протезов нижних конечностей получателям в рамках контрактов за последние 3 года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, без нарушения сроков и иных условий контракта по вине участника.
При этом, количество предоставленных протезов в каждом контракте должно быть не менее 167 штук.
Таким образом, участником закупки могут быть представлены контракты, по каждому из которых были поставлены протезы в количестве от 167 штук и более.
2). Опыт участника по успешному выполнению работ по изготовлению протезов <сопоставимого характера и объема". Коэффициент значимости показателя 0,6
По данному показателю оценивается: Наличие у участника закупки опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема. Оценивается суммарный объем выполненных работ (а именно выполнение работ по изготовлению протезов стопы, протезов голени лечебно-тренировочных, протезов бедра лечебно-тренировочных, протезов голени для купания, протезов бедра для купания. протезов голени немодульного, в том числе при врожденном недоразвитии, протезов бедра немодульного, в том числе при врожденном недоразвитии, протезов голени модульного, в том числе при недоразвитии, протезов бедра модульного, в том числе при врожденном недоразвитии, протезов при вычленении бедра модульного), исчисляемый в рублях по контрактам за последние 3 года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, без нарушения сроков и иных условий контракта по вине участника.
При этом объем выполненных работ, исчисляемый в рублях, в каждом контракте должен быть не менее 25 000 000 (двадцать пять миллионов рублей 00 копеек).
Сведения о наличии опыта участников подтверждается:
- копиями государственных и муниципальных контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ,
опубликованных на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, с приложением копий актов выполненных работ, иных документов, содержащих сведения об объеме выполненных работ;
Не представление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако, при оценке по настоящему показателю учитываются только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в конкурсе.
При оценке заявки по настоящему показателю не учитываются сведения, в отношении которых в составе заявки на участие в конкурсе и (или) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru отсутствует документальное подтверждение фактического объема выполненных работ.
Таким образом, согласно конкурсной документации Заказчиком определен не стоимостной критерий оценки заявок на участие в конкурсе "Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого характера и объема". Сведения о наличии опыта участников подтверждается копиями государственных и муниципальных контрактов, заключенных в соответствии с Законом 44-ФЗ, опубликованных на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, содержащих сведения об объеме выполненных работ. При этом, установлено, что не представление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако при оценке по настоящему показателю учитываются только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в конкурсе.
Исходя из положений подпункта "б" пункта 27 Правил сопоставимость по характеру закупки в данном случае проявляется в том, что предметом закупки являются работы по изготовлению протезов и в качестве подтверждения опыта участника по успешному, выполнению работ предоставляются государственные контракты по выполнению работ по изготовлению протезов. При этом, сопоставимость по объему в данном случае может оцениваться как по количеству, так и по стоимости. Следовательно, сам по себе нестоимостной критерий, установленный документацией о закупке, соответствует Правилам, и не ограничивает конкуренцию, поскольку участники в этой части находились в равных условиях.
Помимо изложенного, нестоимостной критерий оценки не является единственным и обязательным условием участия в конкурсе, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу. а направлен, прежде всего, на выбор победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям заказчика (Определение Верховного Суда РФ от 11.07.2019 по делу А53-1094/2018).
Кроме того, конкурсная документация не содержит основания для отказа претендентам в допуске к участию в проводимом конкурсе такого, как отсутствие, либо недостаток опыта оказания услуг по предмету закупки; отсутствие опыта работы не является основанием для отстранения участника закупки от участия в определении поставщика.
Повышенные требования к оценке участников закупки в рассматриваемом случае направлены на надлежащее обеспечение социальных задач государства (учитывая предмет закупки), исходя из закупаемых на конкретном конкурсе услуг и в полной мере отвечает принципу определения победителя конкурса как лица, наиболее соответствующего потребностям заказчика при оказании услуг по объекту закупки.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства Комиссия приходит к выводу об отсутствии в действиях Заказчика нарушений требований Закона 44-ФЗ, поскольку установление в качестве критерия оценки, включающего в себя оценку с точки зрения наличия опыта исполнения участником закупки контрактов на выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей именно в рамках Закона 44-ФЗ отвечает принципу определения победителя конкурса - как лица, наиболее соответствующего потребностям заказчика при оказании услуг по объекту закупки и осуществлено в рамках полномочий заказчика, предоставленных Законом о контрактной системе (аналогичная позиция изложена в постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда по делуNА67-8754/2020, 28 сентября 2021 года).
В силу частей 1 и 9 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Из анализа частей 1 и 9 статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что именно на подателя жалобы возложена обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы с предоставлением соответствующих документов.
В нарушение указанной нормы Заявителем на заседании Комиссии не представил документов и сведений, свидетельствующих об обоснованности довода.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что довод жалобы не нашел своего подтверждения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 99, 106 Закона 44-ФЗ Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Орто-Инновации Сибирь" на действия Государственного учреждения - Томское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации при осуществлении закупки в форме открытого конкурса в электронной форме "Выполнение работ по обеспечению инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами нижних конечностей" (извещение N 0265100000421000275) необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика отсутствие нарушений Закона 44-ФЗ.
3. Предписание не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель комиссии |
Абдурахманов А.Ф. |
Члены комиссии |
Лосев В.Г. Жохов С.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 9 декабря 2021 г. N 070/06/106-247/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.12.2021