Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок созданная приказом Коми УФАС России от 02.08.2021 N 93 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" в составе: <__..> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "ДрагСерВис" (108820, г. Москва, Мосрентген поселение, Завода Мосрентген поселок, Институтский проезд, д. 25, эт. 3, пом. 28 ч часть, ОГРН: 1207700365333, ИНН: 7751186263, КПП: 775101001) (далее - ООО "ДрагСерВис") от 01.12.2021 N 8000 (вх. от 03.02.2021 N 6107-э.) на действия аукционной комиссии заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми "Коми республиканский перинатальный центр" (167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Пушкина, 114/4, ОГРН: 1021100510419, ИНН: 1101487382, КПП: 110101001) (далее - ГБУЗ РК "КРПЦ") при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Поставка лекарственных препаратов для медицинского применения: Эптаког альфа [активированный]", извещение N 0307200016621000155 (далее - электронный аукцион, закупка, жалоба):
при участии:
<__..> - представителя ГБУЗ РК "КРПЦ" по доверенности от 20.04.2021,
УСТАНОВИЛА:
1. 03.12.2021 посредством официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок ООО "ДрагСерВис" подана жалоба на действия аукционной комиссии ГБУЗ РК "КРПЦ" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Поставка лекарственных препаратов для медицинского применения: Эптаког альфа [активированный]", извещение N 0307200030621002192.
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем, жалоба принята Коми УФАС России к рассмотрению.
ООО "ДрагСерВис", ГБУЗ РК "КРПЦ", общество с ограниченной ответственностью "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки) о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом извещены.
С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие представителей ООО "ДрагСерВис", оператора электронной площадки не препятствует рассмотрению жалобы по существу.
2. Заявителем обжалуется действие аукционной комиссии в виде принятия решения об отказе обществу в допуске к участию в электронном аукционе по причине несоответствия заявки на участие в электронном аукционе требованиям документации об электронном аукционе.
Так, в качестве обоснования принятия такого решения аукционной комиссией в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 19.11.2021 указано: "Заявка не соответствует требованиям документации, так как сведения, содержащиеся в первой части заявки на участие в электронном аукционе, не соответствуют требованиям, установленным подпунктом б) пункта 2) части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ и подпункта б) пункта 2) части 12.3 подраздела 12 раздела I, пункта 29 раздела II, раздела III (Техническое задание) документации об электронном аукционе, а именно:
1) не представлены конкретные показатели товара, предлагаемого для поставки, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе (Техническим заданием), а именно:
- не представлен лекарственный препарат с дозировкой 4.8 мг или 2,4 мг.
2) конкретные показатели товара, предлагаемого для поставки, не соответствуют значениям, установленным документацией об электронном аукционе (Техническим заданием):
- при требовании к поставке лекарственного препарата с дозировкой 4.8 мг или 2,4 мг участником предложен лекарственный препарат с дозировкой 1,2 мг".
По мнению заявителя, дозировка лекарственного препарата 1.2 мг является терапевтически эквивалентной заявленной, применяется по одним и тем же показаниям в рамках данных официальных инструкций.
Указывает, что из Технической части аукционной документации следует, что поставке подлежит лекарственный препарат МНН: Эптаког альфа (активированный), лиофилизат для приготовления раствора для внутривенного введения в дозировке 4.8 мг с возможностью поставки в дозировке 2.4 мг.
При этом в техническом задании отсутствует возможность поставки препарата в некратной эквивалентной дозировке 1.2 мг, позволяющей достичь одинакового терапевтического эффекта. Кроме того, у заказчика отсутствует обоснование установления использования именно дозировки 4.8 мг.
Заявитель считает, что с учетом отсутствия установления в документации об электронном аукционе требований к иным эквивалентным дозировкам, заказчик ограничил конкуренцию, предоставив преимущество определенным участникам закупки.
По мнению заявителя, установленные в техническом задании аукционной документации требования не позволяют предложить участникам закупки взаимозаменяемый лекарственный препарат МНН: Эптаког альфа (активированный) в некратной эквивалентной дозировке 1,2 мг, позволяющей достичь одинакового терапевтического эффекта, из чего следует, что описание объекта закупки не соответствует требованиям, установленным ст. 33, ст. 64 Закона о контрактной системе, а также требованиям положений Постановления Правительства N 1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Просит признать жалобу обоснованной, провести внеплановую проверку, вынести предписание об устранении допущенных нарушений путем внесения соответствующих изменений в аукционную документацию.
ГБУЗ РК "КРПЦ" в отзыве от 08.12.2021 N 01-07/2691 (вх. 09.12.2021 N 5370) на жалобу ООО "ДрагСерВис" заявлены возражения относительно позиции заявителя.
3. В соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации и (или) извещения о проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таких процедурах.
В извещении о проведении электронного аукциона для закупки N 0307200016621000155, в документации об электронном аукционе установлена дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 30.11.2021 08:00.
Жалоба ООО "ДрагСерВис" размещена в Единой информационной системе в сфере закупок - 03.12.2021 в 16 ч. 25 мин.
Следовательно, срок для обжалования положений документации об электронном аукционе в части описания объекта закупки, ООО "ДрагСерВис" пропущен.
Жалоба в части обжалования документации об электронном аукционе не подлежит рассмотрению.
Подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе установлено, что контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 настоящей статьи, с учетом части 4 настоящей статьи осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, путем проведения внеплановых проверок в отношении субъектов контроля.
Согласно пункту 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку, в том числе, на основании получения обращения участника закупки с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 настоящего Федерального закона, за исключением случая обжалования действий (бездействия), предусмотренного частью 15.1 настоящей статьи. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение.
4. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, заявки участников закупки, пришла к нижеследующим выводам.
4.1. Заказчиком осуществления закупки путем проведения электронного аукциона явилось ГУ "КРОД".
Объект закупки - "Поставка лекарственных препаратов для медицинского применения: Эптаког альфа [активированный]".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 367 392,00 руб.
Источник финансирования закупки: средства бюджетного учреждения за счет средств Фонда обязательного медицинского страхования Республики Коми.
Извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт, ЕИС) - 22.11.2021.
Дата и время окончания подачи заявок: 30.11.2021 08:00.
Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников: 30.11.2021.
Дата проведения аукциона в электронной форме: 01.12.2021.
4.2. В силу частей 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является, согласно части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе, в том числе аукцион в электронной форме.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контактной системе документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно пунктам 1, 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83, пунктом 3 части 2 статьи 83.1 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается государственный контракт в соответствии со статьей 111.4 настоящего Федерального закона.
Частью 5 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 15.11.2017 N 1380 установлены особенности описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 15.11.2017 N 1380 при описании в документации о закупке заказчики помимо сведений, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, указывают:
а) лекарственную форму препарата, включая в том числе, эквивалентные лекарственные формы, за исключением описания лекарственной формы и ее характеристик, содержащихся в инструкциях по применению лекарственных препаратов и указывающих на конкретного производителя (например, описание цвета, формы, вкуса и др.);
б) дозировку лекарственного препарата с возможностью поставки лекарственного препарата в кратной дозировке и двойном количестве (например, при закупке таблетки с дозировкой 300 мг в документации о закупке указывается: 1 таблетка с дозировкой 300 мг или 2 таблетки с дозировкой 150 мг), а также с возможностью поставки лекарственного препарата в некратных эквивалентных дозировках, позволяющих достичь одинакового терапевтического эффекта (например, флаконы 2,5 мг, или 3 мг, или 3,5 мг), допускается указание концентрации лекарственного препарата без установления кратности;
в) остаточный срок годности лекарственного препарата, выраженный в единицах измерения времени (например, "не ранее 1 января 2020 г." или "не менее 12 месяцев с даты заключения контракта" и др.).
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Наименование и описание объекта закупки определены заказчиком в разделе III "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)" документации об электронном аукционе.
N п/п |
Код позиции КТРУ |
Наименование товара (Международное непатентованное или группировочное или химическое наименование) |
Лекарственная форма*, дозировка* (в соответствии с ГРЛС) |
Лекарственная форма, дозировка (в соответствии с КТРУ) |
Ед. изм. |
Кол-во |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
21.20.10.132-000056-1-00004-0000000000000
21.20.10.132-000056-1-00002-0000000000000 |
Эптаког альфа [активированный]
|
Лиофилизат для приготовления раствора для внутривенного введения, 4,8 мг или Лиофилизат для приготовления раствора для внутривенного введения, 2,4 мг |
Лиофилизат для приготовления раствора для внутривенного введения, 4,8 мг или Лиофилизат для приготовления раствора для внутривенного введения, 2,4 мг |
мг |
19,2 |
Остаточный срок годности Товара должен составлять не менее 12 месяцев на момент приемки. В исключительных случаях (приостановление производства товара и/или прекращение производства товара, подтвержденное официальным письмом производителя товара, предоставленное Поставщиком Заказчику, а также в случае предложения Поставщика снизить цену на товар с меньшим сроком годности) при наличии потребности у Заказчика в Товаре с меньшим сроком годности Поставщик вправе поставить Товар с меньшим сроком годности. Согласие на меньший срок годности отражается в заявке Заказчика.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Частью 2 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
Согласно части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Аналогичное части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе требование к содержанию, составу первой части заявки на участие в электронном аукционе установлено заказчиком в пункте 12.3 подраздела 12 раздела I "Инструкция (Общие сведения)" аукционной документации.
Согласно пункту 27 раздела II "Информационная карта" документации об электронном аукционе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать информацию, предусмотренную частью 12.3 подраздела 12 раздела I настоящей документации, а именно:
"- согласие участника электронного аукциона на поставку товара на условиях, предусмотренных настоящей документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
- наименование страны происхождения товара;
- конкретные показатели товара (наименование товара (МНН (при наличии) или группировочное наименование (при наличии) или химическое наименование (при наличии), торговое наименование), лекарственная форма, дозировка), соответствующие значениям, установленным настоящей документацией, и указание на товарный знак (при наличии).
Порядок оформления первой части заявок в части указания показателей товара:
- по помеченным специальным знаком "*" показателям "лекарственная форма", "дозировка" участники закупки указывают конкретные значения. При этом союз "или" должен быть исключен".
В соответствии с частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе определено, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается (часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе).
Согласно части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок.
Комиссией Коми УФАС России установлено, что на участие в электронном аукционе подано две заявки.
По результатам рассмотрения аукционной комиссией первых частей заявок на участие в электронном аукционе участнику закупки, заявке которого присвоен идентификационный номер 110999636, отказано в допуске к участию в электронном аукционе на основании пунктов 1 и 2 части 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ пунктов 1) и 2) части 14.4 подраздела 14 раздела I документации об электронном аукционе.
Указанное решение зафиксировано в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 30.11.2021 N 0307200016621000155-1:
"Заявка не соответствует требованиям документации, так как сведения, содержащиеся в первой части заявки на участие в электронном аукционе, не соответствуют требованиям, установленным подпунктом б) пункта 2) части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ и подпункта б) пункта 2) части 12.3 подраздела 12 раздела I, пункта 29 раздела II, раздела III (Техническое задание) документации об электронном аукционе, а именно:
1) не представлены конкретные показатели товара, предлагаемого для поставки, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе (Техническим заданием), а именно:
- не представлен лекарственный препарат с дозировкой 4.8 мг или 2,4 мг.
2) конкретные показатели товара, предлагаемого для поставки, не соответствуют значениям, установленным документацией об электронном аукционе (Техническим заданием):
- при требовании к поставке лекарственного препарата с дозировкой 4.8 мг или 2,4 мг участником предложен лекарственный препарат с дозировкой 1,2 мг".
Комиссией Коми УФАС России по результатам анализа первой части заявки на участие в электронном аукционе (идентификационный номер 110999636), представленной в материалы жалобы оператором электронной площадки, установлено что участником, подавшим указанную выше заявку, к поставке предложено следующее лекарственное средство:
N п/п |
Международное непатентованное наименование лекарственного средства |
Предложение участника размещения заказа: Торговое наименование |
Технические, функциональные, качественные и другие характеристики товара |
Производитель / Страна происхождения |
Ед. изм. согласно тех. Заданию |
Кол-во согласно тех. Заданию |
Кол-во упаковок |
Сведения о регистрации |
Остаточный срок годности на момент поставки |
Технические характеристики |
1 |
Эптаког альфа (активированный) |
АриоСэвен |
лиофилизат для приготовления раствора для внутривенного введения 1,2 мг (60КЕД) флакон 1 пачка картонная / с р-лем: вода для ин. (флаконы) 2.2 мл - 1 шт. |
Ариоген Фармед АО / Иран 364 |
Миллиграмм |
19,2 |
16 |
ЛП-006562 от 11.11.2020Держатель РУ: ПСК Фарма ООО [Россия] |
не менее 12 месяцев на момент приемки |
21.20.10.132 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Согласно толкованию подпункта "б" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе.
В соответствии с порядком оформления первой части заявки на участие в электронном аукционе, установленным заказчиком в пункте 27 Информационной карты, а также Техническом задании, по показателю помеченному специальным знаком "*": "лекарственная форма", "дозировка" участники закупки указывают конкретные значения. При этом союз "или" должен быть исключен.
Следовательно, участнику закупки надлежало указать одно из двух предложенных значений по показателям: "лиофилизат для приготовления раствора для внутривенного введения 4,8 мг" либо "лиофилизат для приготовления раствора для внутривенного введения 2,4 мг".
Между тем, заявитель в первой части своей заявки предлагает к поставке: Лиофилизат для приготовления раствора для внутривенного введения 1,2 мг (60КЕД) флакон 1пачка картонная/ с р-лем: вода для ин. (флаконы) 2,2 мл. - 1 шт.
Данные конкретные значения не соответствуют требованиям заказчика, установленным в Техническом задании аукционной документации, согласно которому к поставке требуется лекарственный препарат: Лиофилизат для приготовления раствора для внутривенного введения 4,8 мг, кратная дозировка: 2,4 мг.
Кроме того, пунктом 12.3 подраздела 12 раздела I "Инструкция (Общие сведения)" аукционной документации, а также пунктом 27 Информационной карты заказчиком предусмотрено, что в первой части заявки на участие в электронном аукционе необходимо указывать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе.
Согласно части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Следовательно, аукционная комиссия в соответствии с положениями Закона о контрактной системе принимает решение исходя исключительно из сведений, представленных в заявке на участие в аукционе и требований документации об электронном аукционе.
Таким образом, Комиссия Коми УФАС России приходит к выводу, что аукционная комиссия, действуя в пределах своих полномочий, правомерно отказала в допуске к участию в электронном аукционе ООО "ДрагСерВис"
Действие аукционной комиссии не противоречит части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, следовательно, доводы жалобы признаны необоснованными.
5. Комиссия Коми УФАС России при осуществлении внеплановой проверки закупки на предмет соответствия аукционной документации требованиям законодательства о контрактной системе установила следующее.
Первичным законодательным актом Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, в целях исполнения которого осуществляются государственные закупки лекарственных средств, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ), согласно части 2 статьи 3 которого нормы об охране здоровья, содержащиеся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить нормам указанного Федерального закона.
Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона N 323-ФЗ установлено, что одним из основных принципов охраны здоровья является приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.
Частью 2 статьи 98 Федерального закона N 323-ФЗ предусмотрена ответственность медицинских работников в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.
При описании объекта закупки заказчики должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны, не нарушать требования законодательства о контрактной системе, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
По общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, а также, если такое имеет место быть в силу действующего законодательства, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Как считает Комиссия Коми УФАС России, область здравоохранения имеет специфическое и значимое положение, как для государства, так и для населения в целом, поскольку конечная цель деятельности, в том числе медицинских учреждений, обусловлена дачей эффективного и результативного лечения нуждающихся в том граждан.
Исходя из пояснений заказчика следует, что закупка лекарственного препарата МНН: Эптаког альфа (активированный) в дозировке 4,8 мг или кратной дозировке 2,4 мг осуществляется заказчиком для остановки кровотечений и профилактики их развития, при проведении хирургических вмешательств и инвазивных процедур у пациентов с гемофилией, врожденным дефицитом фактора свертывания крови. Дозу лекарственного препарата подбирают индивидуально и при развитии кровотечения необходимо как можно раньше его ввести.
Учитывая, что при хирургических вмешательствах и массивных кровотечениях необходимо экстренно ввести лекарственный препарат, поэтому при указании дозировки в аукционной документации была указана именно дозировка 4,8 мг.
Отмечено, что процесс приготовления раствора для введения достаточно сложный. Препарат необходимо вынуть из холодильника. Не открывая его нагреть до комнатной температуры, подержав в руках, не превышая нагревания препарата выше 37°С. Для этого необходимо несколько минут. Таким образом, на согревание, например, четырех доз потребуется в четыре раза больше времени.
Далее необходимо снять защищенную пластиковую накладку с флакона, обработать резиновую пробку флакона спиртовой салфеткой, открыть блистерную упаковку канюли и снять защитный колпачок с иглы канюли. Пластиковую иглу канюли ввести вертикально в центр резиновой пробки.
Растворять лиофилизат необходимо осторожно, покачивая флакон в руках.
Время, затрачиваемое на растворение флакона достигает до 3 мин.
Следовательно, при использовании четырех флаконов по 1.2 мг, вместо одного флакона по 4.8 мг, эти манипуляции необходимо будет провести с каждым из четырех флаконов отдельно, а значит и время растворения четырех флаконов будет увеличено до 12 мин. Кроме этого, увеличится необоснованный расход изделий медицинского назначения (спирта, салфеток, шприцев), что приведет к увеличению затрат времени медицинского персонала, увеличению риска ошибок в неточности дозировки.
Комиссия Коми УФАС России отмечает, что указание заказчиком характеристик товара, который является объектом закупки, в том виде, в котором оно изложено в описании объекта закупки, не свидетельствует о его необоснованности объективным потребностям заказчика, поскольку пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено указание функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки заказчиком при необходимости.
При этом пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предоставляет исключительное право заказчику при необходимости излагать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки ровно в том объеме, в котором у него существует потребность.
Из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара, работы, услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Аналогичная позиция подтверждена Президиумом Верховного Суда РФ в "Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017), в соответствии с которым является допустимым указание в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают потребностям заказчика и необходимы ему с учетом специфики использования такого товара (работ, услуг).
В рассматриваемом случае, установление заказчиком требования к лекарственному препарату вызвано необходимостью заказчика получить товар, полностью удовлетворяющего его потребности.
Каких-либо оснований сомневаться в наличии у заказчика такой потребности у Комиссии антимонопольного органа не имеется.
Описание лекарственного препарата для медицинского применения, являющегося объектом закупки, составлено заказчиком в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 15.11.2017 N 1380.
Кроме того следует отметить, что согласно пункту 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя
Согласно статье 506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик - продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Предметом электронного аукциона является право на заключение договора на поставку товара, а не на изготовление предмета закупки, поэтому участником закупки может выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающим требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющий потребностям заказчика.
Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки.
Также следует отметить, что Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы не наделены полномочиями по определению и изменению потребностей заказчика.
Заявителем не представлены документы, подтверждающие невозможность Заявителя поставить товар, предусмотренный Техническим заданием, а также не представлены доказательства, что требования к закупаемому товару документации об аукционе не соответствуют потребностям заказчика.
На основании приведённых фактических обстоятельств Комиссия Коми УФАС России не установила ограничения количества участников закупки и нарушения принципа обеспечения конкуренции в части установления требований к закупаемому товару.
Таким образом, у Комиссии Коми УФАС России отсутствуют основания полагать, что действие заказчика - ГБУЗ РК "КРПЦ" в части описания объекта закупки в том виде, в котором оно изложено в настоящей документации об электронном аукционе, противоречит пункту 1 части 1 статьи 33, пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ДрагСерВис" необоснованной.
2. По результатам внеплановой проверки признать действие заказчика - ГБУЗ РК "КРПЦ" в части описания объекта закупки в том виде, в котором оно изложено в настоящей документации об электронном аукционе, не противоречащим пункту 1 части 1 статьи 33, пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии <__..>
Члены комиссии <__..>
<__..>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 10 декабря 2021 г. N 011/06/67-993/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.12.2021