Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <_.> (далее - Комиссия Коми УФАС России), в ходе рассмотрения жалобы индивидуального предпринимателя Кабадаряна Вардана Альбертовича (далее - ИП Кабадарян В.А.) от 05.12.2021 б/н (вх. N6110-э от 06.12.2021) на действия заказчика - государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Автохозяйство" (далее - ГБУ РК "Автохозяйство") при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Моющее средства для бесконтактной мойки автомобилей", извещение N 0307200003321000036 (далее - аукцион, закупка, жалоба),
при участии:
- <_.> - представителей ГБУ РК "Автохозяйство" по доверенностям от 13.12.2021 N59, N57, N58 соответственно,
УСТАНОВИЛА:
1. ИП Кабадарян В.А., ГБУ РК "Автохозяйство", общество с ограниченной ответственностью "РТС-Тендер" (далее - оператор) надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки извещены посредством электронной почты.
ИП Кабадарян В.А. в электронном письме от 07.12.2021 (вх. от 07.12.2021 N6176-э) просил рассмотреть жалобу в свое отсутствие.
С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие ИП Кабадаряна В.А. и (или) его представителя, представителя оператора не препятствует рассмотрению жалобы по существу.
ИП Кабадарян В.А. в своей жалобе указывает, что потенциальными участникам аукциона были поданы 2 запроса о даче разъяснений документации об электронном аукционе, в ответ на которые, как указывает заявитель, заказчиком был дан ответ о внесении изменений в документацию об аукционе, однако изменения внесены не были.
В частности, в одном из запросов речь шла о следующих характеристиках:
- показатель активности водородных ионов pH;
- массовая доля фосфорсодержащих соединений в перерасчёте на P205%.
По мнению заявителя, данные характеристики не указываются производителями на упаковках товара, в сертификатах, что не дает возможности участникам конкретно указать значения данных параметров в своих заявках на участие в аукционе.
ГБУ РК "Автохозяйство" в письме от 09.12.2021 N773 (вх. от 10.12.21 N5382) приведены возражения относительно доводов заявителя.
2. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, пришла к нижеследующим выводам.
2.1. Заказчиком осуществления закупки путем проведения электронного аукциона явилось ГБУ РК "Автохозяйство".
Объект закупки: "Моющее средства для бесконтактной мойки автомобилей".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 144 000,00 руб.
Источник финансирования закупки: средства бюджетного учреждения за счёт: - субсидий, поступивших из республиканского бюджета Республики Коми на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на 2021 год.
Извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) - 23.11.2021.
Изменения в документацию об электронном аукционе размещены в ЕИС 26.11.2021.
2.2. В силу частей 1, 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является, согласно части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе, в том числе аукцион в электронной форме.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В силу части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно частям 4-6 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 63 настоящего Федерального закона, не менее чем семь дней.
3. Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, сроки предоставления разъяснений положений документации:
- дата и время начала предоставления: 23.11.2021 11:44 (МСК);
- дата и время окончания предоставления: 02.12.2021 15:00 (МСК).
На электронную площадку 26.11.2021 поступил запрос о даче разъяснений положений документации, касающийся установления заказчиком в Техническом задании документации об электронном аукционе требования о том, что закупаемое моющее средство для бесконтактной мойки автомобиля должно соответствовать определённому ТУ 2384-002-68251848-2012, что ограничивает конкуренцию, так как ТУ присваивается конкретной продукции с конкретным наименованием.
В ответе ГБУ РК "Автохозяйство", размещенном в ЕИС 26.11.2021, указало, что замечания учтены и заказчиком будут внесены изменения в документацию об электронном аукционе.
26.11.2021 в ЕИС размещены изменения в документация об электронном аукционе и из Технического задания исключено требование о соответствии товара ТУ 2384-002-68251848-2012.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе продлены с 01.12.2021 с 10 часов 00 минут до 06.12.2021 с 10 часов 00 минут.
Требования части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе при внесении изменений в документацию об электронном аукционе заказчиком соблюдены.
28.11.2021 на электронную площадку поступил еще один запрос, в котором потенциальный участник просил исключить из Технического задания требования к химическому составу товара, так как поставщик на момент подачи заявки на участие в аукционе не обязан иметь в наличии товар и не имеет возможности проверить соответствие товара указанных химическим параметрам.
Также в указанном запросе потенциальный участник спрашивает о порядке приёмки товара, в том числе о проверке товара на соответствие установленным показателям.
ГБУ РК "Автохозяйство" 29.11.2021 в ЕИС размещен ответ на запрос, в котором заказчик описывает порядок приёмки товара и то, каким образом будет проводиться проверка на соответствие поставляемого товара установленным показателям. Каких-либо положений, касающихся внесения изменений в документацию на основании данного запроса, в ответе не содержится.
ГБУ РК "Автохозяйство" в отзыве на жалобу от 09.12.2021 N774 указывает, что заказчиком решение о внесении изменений на основании запроса от 28.11.2021 не принималось, в связи с чем изменения в документацию не вносились.
Таким образом, Комиссией Коми УФАС России установлено, что заказчиком - ГБУ РК "Автохозяйство" требования статьи 65 Закона о контрактной системе в части дачи разъяснений документации об электронном аукционе соблюдены, довод ИП Кабадаряна В.А. о нарушении заказчиком требований Закона о контрактной системе в части невнесения изменений в документацию не подтвердился.
4. В рамках проведения Комиссией Коми УФАС России внеплановой проверки было установлено следующее.
В разделе III документации об электронном аукционе представлено Техническое задание, среди показателей товара "Моющее средство для бесконтактной мойки автомобиля" указаны в том числе:
- Показатель активности водородных ионов* рН: более 12,0;
- Массовая доля фосфоросодержащих соединений в перерасчёте на Р2О5* %: не более 17.
Указанные показатели отмечены специальным знаком "*".
В Техническом задании также указано, что по каждому помеченному специальным знаком "*" показателю участники закупки указывают одно конкретное значение. При этом слова "не более", "не менее", должны быть исключены.
- по всем остальным показателям значения не подлежат изменению и указываются участниками закупки в соответствии с описанием объекта закупки.
На заседании Комиссии Коми УФАС России представителями ГБУ РК "Автохозяйство" было пояснено, что указанные характеристики в данном случае обязательны для указания, так как именно на основании их определяются основные свойства моющего средства для автомобилей.
Также заказчиком оспаривается довод заявителя о том, что данные характеристики не отражаются на упаковке средств. В Коми УФАС России заказчиком представлены фотоснимки упаковок моющих средств для бесконтактной мойки автомобилей с торговыми наименованиями VINET, Bahler, на которых отображен в том числе показатель активности водородных ионов, а также данный показатель отражается в паспорте химической безопасности на моющее средство TM "Complex" (в материалы дела ГБУ РК "Автохозяйство" представлен).
Кроме того, Комиссия Коми УФАС России указывает, что в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
В силу положений Закона о контрактной системе заказчик вправе определить в документации об электронном аукционе такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
Потребность заказчика в приобретении товара с конкретными функциями не свидетельствует об ограничении конкуренции.
Требования документации об электронном аукционе не противоречат положениям Закона о контрактной системе, в том числе статье 33 Закона о контрактной системе, так как не содержат указаний на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования, которые влекут за собой ограничение числа участников закупки.
Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении числа участников.
Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию об электронном аукционе требований к товару, являющихся значимыми для заказчика и требований к заказчику обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару.
При описании объекта закупки заказчиком использованы стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающиеся характеристик объекта закупки, содержащиеся в нормативных документах. Описание объекта закупки по позициям, указанным в жалобе заявителя, не является уникальным.
Исходя из изложенного выше, заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования к товару (услугам), которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего. Так, при описании товара заказчик вправе указывать качественные параметры к объекту закупок, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупок; он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
При этом основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Таким образом, действия ГБУ РК "Автохозяйство" при утверждении документации об электронном аукционе и формировании Технического задания не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Кабадаряна В.А. необоснованной.
2. По результатам проведения внеплановой проверки в действиях заказчика - ГБУ РК "Автохозяйство" нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии <_>
Члены комиссии <_.>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 13 декабря 2021 г. N 011/06/33-997/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.12.2021