Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по проведению внеплановых проверок, созданная приказом Коми УФАС России от 02.08.2021 N 92 "О создании постоянно действующей комиссии по проведению внеплановых проверок осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в составе: <___.> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев обращение Администрации Главы Республики Коми от 07.12.2021 N 6420-03-1-40 (N 5335 от 07.12.2021) о включении информации об индивидуальном предпринимателе Демине Алексее Александровиче (далее - индивидуальный предприниматель, ИП Демин А.А.) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с признанием индивидуального предпринимателя уклонившимся от заключения государственного контракта по итогам закупки, осуществленной путем проведения запроса котировок в электронной форме "Поставка шкафов архивных металлических", извещение N 0107200002421000039,
при участии:
- <___>, представителя Администрации Главы Республики Коми по доверенности от 07.12.2021 N 6416-03-1-40;
- <___..>, представителя Администрации Главы Республики Коми по доверенности от 07.12.2021 N 6417-03-1-40,
УСТАНОВИЛА:
Согласно частям 1-2, 4, 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе Администрацией Главы Республики Коми представлено обращение о включении информации об ИП Демине А.А. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с признанием индивидуального предпринимателя уклонившимся от заключения государственного контракта по итогам закупки, осуществленной путем проведения запроса котировок в электронной форме "Поставка шкафов архивных металлических", извещение N 0107200002421000039 (далее - обращение).
Согласно пункту 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующему основанию: получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет совокупность действий, в том числе, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Администрация Главы Республики Коми, ИП Демин А.А., АО "Сбербанк-АСТ" (далее - оператор электронной площадки) надлежащим образом о месте и времени рассмотрения обращения извещены.
ИП Деминым А.А. заявлено ходатайство от 13.12.2021 (вх. N 6281э. от 13.12.2021) о рассмотрении обращения Администрации Главы Республики Коми в его отсутствие.
Комиссия Коми УФАС России, по результатам рассмотрения материалов обращения и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпункта "а" пункта 13 раздела III Правил внеплановой проверки, пришла к нижеследующим выводам.
1. Заказчиком закупки N 0107200002421000039 явилась Администрация Главы Республики Коми.
Объект закупки - "Поставка шкафов архивных металлических".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 136 413,35 руб.
Источником финансирования закупки явились средства республиканского бюджета Республики Коми.
Извещение о проведении запроса котировок в электронной форме для закупки N 0107200002421000039 размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт) - 23.11.2021.
Дата и время окончания подачи заявок - 30.11.2021 08:00.
Согласно части 9 статьи 82.1 Закона о контрактной системе в течение одного часа с даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок в электронной форме оператор электронной площадки направляет заказчику заявки на участие в запросе котировок в электронной форме, а также предусмотренные частью 11 статьи 24.1 настоящего Федерального закона информацию и документы участников закупок, подавших такие заявки.
В силу пункта 2 части 10 статьи 82.1 Закона о контрактной системе заказчик не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок в электронной форме, установленной в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме, формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов запроса котировок в электронной форме и после подписания такого протокола членами комиссии по осуществлению закупок в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 настоящей части подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки, который в течение одного часа с момента получения такого протокола размещает его в единой информационной системе и на электронной площадке.
В соответствии с частью 13 статьи 82.1 Закона о контрактной системе заключение контракта с победителем запроса котировок в электронной форме осуществляется в порядке, установленном статьей 83.2 настоящего Федерального закона, с учетом следующих особенностей:
1) заказчик осуществляет действия, предусмотренные частью 2 статьи 83.2 настоящего Федерального закона, не позднее трех часов с момента размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов запроса котировок в электронной форме;
2) победитель запроса котировок в электронной форме осуществляет действия, предусмотренные частью 3 статьи 83.2 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 настоящей части. При этом формирование и размещение протокола разногласий не допускаются;
3) заказчик осуществляет действия, предусмотренные частью 7 статьи 83.2 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления победителем запроса котировок в электронной форме действий в соответствии с пунктом 2 настоящей части, но не ранее срока, предусмотренного пунктом 4 настоящей части;
4) контракт может быть заключен не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов запроса котировок в электронной форме.
1.1. Согласно протоколу подведения итогов по запросу котировок в электронной форме "Поставка шкафов архивных металлических" от 01.12.2021 N ИЗК1 на участие в запросе котировок в электронной форме подано три заявки, одна из которых котировочной комиссией отклонена в связи с непредставлением характеристик предлагаемого к поставке товара.
Протокол подведения итогов по запросу котировок в электронной форме "Поставка шкафов архивных металлических" от 01.12.2021 N ИЗК1 размещен на официальном сайте 01.12.2021.
Победителем закупки определен ИП Демин А.А., предложивший наиболее низкую цену контракта - 115 767,00 руб.
01.12.2021 в 12.02 - заказчиком в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи размещен проект контракта с ценой контракта, предложенной победителем закупки ИП Деминым А.А. - 115 767,00 руб.
Регламентированный срок для направления ИП Деминым А.А. подписанного усиленной электронной подписью проекта контракта - 02.12.2021 в 23.59 ч.
В обозначенный выше регламентированный срок подписанный усиленной электронной подписью проект контракта ИП Деминым А.А. не направлен.
В связи с чем, заказчиком принято решение о признании индивидуального предпринимателя уклонившимся от заключения контракта в соответствии с частью 13 статьи 83.2 Закона о контрактной системе.
Указанное решение зафиксировано Администрацией Главы Республики Коми в протоколе от 03.12.2021, размещенном на официальном сайте в этот же день, то есть 03.12.2021.
2. Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В силу части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам.
Следовательно, включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет совокупность действий, в том числе, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Согласно подпункту "б" пункта 13 раздела III Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 14 раздела III Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований:
к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;
к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Согласно пояснениям ИП Демина А.А., представленным письмом б/н, б/д (вх. N 6279э. от 13.12.2021), причиной ненаправления в регламентированный срок, подписанного усиленной электронной подписью, проекта контракта послужила неисправность компьютера (ноутбука) (носителя электронной подписи и настроек для выполнения работы на электронной площадке).
Со слов индивидуального предпринимателя 01.12.2021 он пытался подписать проект контракта, однако этого сделать не удалось вследствие выхода из строя ноутбука в связи с повреждением реле питания.
В этот же день, то есть 01.12.2021 индивидуальный предприниматель в целях устранения причин неработоспособности компьютера обратился в сервисный центр по организации и выполнению работ по ремонту компьютерной техники (ИП Политов А.Л.), подтверждением чему является копия квитанции о приеме ноутбука в ремонт N 3082 от 01.12.2021.
06.12.2021 ремонтные работы оборудования были завершены и ноутбук был передан индивидуальному предпринимателю.
В товарном чеке N 124 от 06.12.2021, выданном ИП Политовым А.Л., указано, что стоимость выполненных работ по замене реле питания ноутбука, замене конденсаторов составила 2 350,00 руб. Оплата за оказанные ИП Политовым А.Л. услуги по ремонту ноутбука в сумме 2 350,00 руб. произведена ИП Деминым А.А. 06.12.2021 (копия чека от 06.12.2021).
Индивидуальным предпринимателем отмечено, что 02.12.2021 информация о невозможности заключения контракта была доведена до Заказчика. Заказчику было предложено заключить такой контракт со вторым участником закупки.
ИП Деминым А.А. пояснено, что умышленного уклонения от подписания контракта с его стороны не было, наоборот он был заинтересован в исполнении контракта. Для указанной закупки им 25.11.2021 в фил. ООО "НПО ПРОМЕТ" - "НПО ПРОМЕТ-Сыктывкар" был зарезервирован товар: шкаф АМ 2091 (4 полки) в количестве пяти штук.
В качестве подтверждения заявленному индивидуальным предпринимателем в материалы обращения представлена копия счета фил. ООО "НПО ПРОМЕТ" - "НПО ПРОМЕТ-Сыктывкар" N 11-18676 от 25.11.2021, информационное письмо фил. ООО "НПО ПРОМЕТ" - "НПО ПРОМЕТ-Сыктывкар" от 06.12.2021 N 11-241 о факте резервирования ИП Деминым А.А. товара: Шкафы архивные ПРАКТИК АМ 2091 в количестве пяти штук.
В адрес Коми УФАС России ИП Деминым представлено ходатайство от 06.12.2021 (вх. N 6130э. от 06.12.2021) о выдаче Заказчику предписания на заключение государственного контракта с индивидуальным предпринимателем.
Заказчик - Администрация Главы Республики Коми на включении сведений об ИП Демине А.А. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не настаивает, указывает об отсутствии ущерба в результате незаключения контракта с ИП Деминым А.А. В числе негативных последствий отмечает заключение контракта со вторым участником закупки по более высокой цене - 120 000,00 руб. (на 4233,00 руб. выше предложенной ИП Деминым А.А.), а также увеличение сроков поставки товара в связи с увеличением сроков заключения государственного контракта со вторым участником закупки.
Принимая во внимание вышеизложенное, Комиссия Коми УФАС России считает, что признаки недобросовестного поведения, уклонения от заключения контракта в действиях ИП Демина А.А. отсутствуют.
ИП Демин А.А. по объективным и независящим от него причинам был лишен возможности исполнить свою обязанность по подписанию контракта в установленный срок.
Из имеющихся в материалах обращения документов, не усматривается наличие прямого умысла ИП Демина А.А. направленного на незаключение контракта.
Неустранимые сомнения относительно вины лица трактуются в пользу этого лица, в связи с чем Комиссия Коми УФАС России не находит достаточных оснований для включения ИП Демина А.А. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При этом Комиссия Коми УФАС России сообщает об отказе в удовлетворении ходатайства ИП Демина А.А. от 06.12.2021 (вх. N 6130э. от 06.12.2021) о выдаче Администрации Главы Республики Коми предписания об осуществлении действий, направленных на заключение государственного контракта с ИП Деминым А.А. ввиду следующего.
Законом о контрактной системе не предусмотрена возможность возврата контракта на стадию подписания после признания победителя закупки уклонившимся от заключения контракта, в том числе путем выдачи оператору электронной площадки предписания о разблокировке действий по подписанию участниками такого контракта.
Согласно нормам Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания в адрес заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок только в случае выявления нарушений такими лицами законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе.
В ходе рассмотрения сведений, представленных Администрацией Главы Республики Коми, Комиссией Коми УФАС России в действиях Заказчика в виде принятия решения о признании ИП Демина А.А. уклонившимся от заключения контракта нарушений законодательства о контрактной системе не установлено.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание отсутствие обстоятельств, перечисленных в пункте 14 раздела III Правил, для принятия решения об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а именно отсутствие со стороны заказчика нарушений к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт; к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта; осуществление участником закупки в срок до признания его в уклонившимся от заключения контракта действий, свидетельствующих об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта, руководствуясь частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Отказать Администрации Главы Республики Коми во включении информации об ИП Демине А.А. (ИНН: 110113898137) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
2. По результатам внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действиях заказчика - Администрации Главы Республики Коми нарушений Закона о контрактной системе не установлено.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии <___>
Члены комиссии <___>
<_.._..>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 14 декабря 2021 г. N РНП-11-208
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.12.2021