Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
Филиала ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (по ВМФ) (далее - Заказчик):
ООО "СтройМонтаж Сервис" (далее - Заявитель):
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 37684-ЭП/21 от 02.12.2021) на действия аукционной комиссии, Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения закрытого аукциона с учетом положений ст. 111 Закона N 44-ФЗ на оказание услуг по техническому обслуживанию систем вентиляции и кондиционирования объектов КЖФ ЖКС N 1 (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 27.04.2021 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372400000821000019. Начальная (максимальная) цена контракта - 793 333, 33 рублей.
В жалобе ООО "СтройМонтаж Сервис" указывает на неправомерные действия аукционной комиссии, Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неисполнении выданного антимонопольным органом предписания об устранении выявленного нарушения по делу N 44-2528/21, N 44-3141/21, N 44-3770/21, N 44-4187/21.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной, пояснив, что в настоящий момент истекли сроки, предусмотренные документацией для оказания закупаемых услуг, в связи с чем у Заказчика отсутствует потребность в закупаемых услугах.
Информация, изложенная в жалобе, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
В соответствии со ст. 111 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе определить особенности осуществления конкретной закупки, в том числе установить способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), не предусмотренный ст. 24 настоящего Федерального закона, а также в целях создания для Российской Федерации дополнительных технологических и экономических преимуществ (в том числе встречных обязательств) вправе определить дополнительные условия исполнения контракта, не связанные с его предметом.
Порядок осуществления закупок, установленный настоящим Федеральным законом, применяется к закупке, в отношении которой Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 1 настоящей статьи установлены особенности ее осуществления и (или) дополнительные условия исполнения контракта, с учетом таких особенностей и (или) таких условий.
В соответствии с информацией, размещенной в Единой информационной системе в сфере закупок, указанная закупка проводится в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 27.11.2017 N 1428 "Об особенностях осуществления закупки для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление).
Постановлением утвержден Перечень заказчиков, при осуществлении закупки которыми применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в который входят:
1. Министерство обороны Российской Федерации, а также подведомственные государственные учреждения и государственные унитарные предприятия.
2. Федеральная служба безопасности Российской Федерации, а также подведомственные государственные учреждения и государственные унитарные предприятия.
3. Служба внешней разведки Российской Федерации, а также подведомственные государственные учреждения и государственные унитарные предприятия.
Заказчик отнесен к первому пункту Перечня.
Согласно письму от 29.01.2018 N 24-04-06/4970, N 14-00-06/1303 N МО/5562/18 Минфина России, Федерального казначейства, ФАС России о применении постановления Правительства Российской Федерации от 27.11.2017 N 1428 "Об особенностях осуществления закупки для нужд обороны страны и безопасности государства" при проведении закрытого аукциона с использованием функционала специализированной электронной площадки целесообразно применять порядок проведения электронного аукциона, установленный Законом о контрактной системе, в том числе в части требований к порядку подачи заявок, рассмотрению первых частей заявок, проведению процедуры торгов, рассмотрению вторых частей заявок, заключению контракта.
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Ознакомившись с представленными документами и сведениями, а также информацией, размещенной в ЕИС, Комиссия УФАС констатирует, что 01.06.2021 Комиссией УФАС на основании решения по делу N 44-2528/21 о нарушении законодательства о закупках Заказчику - Филиалу ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (по ВМФ) и его аукционной комиссии выдано предписание об устранении выявленного нарушения, согласно которому, Заказчику необходимо совершить следующие действия:
- отменить протокол подведения итогов электронного аукциона, составленный в ходе проведения аукциона с номером извещения 0372400000821000019;
- повторно рассмотреть вторые части заявок на участие в закупке с номером извещения 0372400000821000019 с учетом мотивировочной части решения, номер которого определен в преамбуле данного предписания;
- провести процедуры закупки с номером извещения 0372400000821000019 в соответствии с законодательством о контрактной системе.
Заказчику и аукционной комиссии в срок до 30.06.2021 представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу документальные доказательства исполнения пункта 1 данного предписания.
Аналогичное предписание было выдано Заказчику, аукционной комиссии 30.06, 10.08, 09.09.2021 по делу о нарушении законодательства о контрактной системе N 44-3141/21, N 44-3770/21, N 44-4187/21.
Согласно п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе, при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Вместе с тем, Комиссия УФАС отмечает, что на момент рассмотрения настоящей жалобы, действия, поименованные в вышеуказанных предписаниях, Заказчиком, аукционной комиссией совершены не были. Комиссия УФАС также констатирует, что действие рассматриваемого предписания не приостановлено и не отменено в судебном порядке, и Заказчиком, аукционной комиссией не представлено доказательств, свидетельствующих о технической невозможности совершения действий, указанных в предписании в ранее установленные сроки.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу о неисполнении Заказчиком, аукционной комиссией обязательного для исполнения предписаний по делам N 44-2528/21, N 44-3141/21, N 44-3770/21 и N 44-4187/21, что является нарушением п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе.
2. В результате внеплановой проверки обстоятельств размещения рассматриваемой закупки Комиссией УФАС установлено следующее.
В силу ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Из содержания документации об аукционе следует, что Заказчиком определен следующий срок для оказания закупаемых услуг: с момента заключения контракта до 01.11.2021.
В силу ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе, при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
В свою очередь, ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе также устанавливает запрет на изменение существенных условий договора и не допускает возможности изменения сроков исполнения контракта.
Из имеющихся в материалах дела документов и сведений, в том числе, пояснений Заказчика следует, что на момент рассмотрения настоящего дела у Заказчика отсутствует потребность в услугах, являющихся объектом рассматриваемой закупки.
При этом Комиссия УФАС констатирует, что начиная с 10.08.2021 Заказчиком были совершены действия/бездействия, направленные на уклонение от завершения процедуры закупки в порядке, установленном Законом о контрактной системе, в том числе, путем неисполнения вышеуказанных предписаний антимонопольного органа по делам N 44-3770/21 и N 44-4187/21, что привело к невозможности исполнения Заказчиком, участником закупки, с которым должен быть заключен контракт требований ч. 1, ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта.
3. Выявленные в действиях Заказчика и членов его аукционной комиссии нарушения являются существенными, что дает основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об их устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 2, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СтройМонтаж Сервис" обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии, Заказчика нарушения п. 2 ч. 22 ст. 99, ч. 1, ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика и членов его аукционной комиссии.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 8 декабря 2021 г. N 44-5580/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.12.2021