Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган):
ГБОУ СОШ N 456 Колпинского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
АО "Комбинат социального питания Колпинского района" (далее - Заявитель):
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 37687-ЭП/21 от 02.12.2021) на действия конкурсной комиссии Уполномоченного органа, Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием в электронной форме на оказание услуг по обеспечению социальным питанием учащихся государственных бюджетных общеобразовательных учреждений Колпинского района Санкт-Петербурга (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 18.10.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200002521000410. Начальная (максимальная) цена контракта - 130 201 354, 50 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия конкурсной комиссии, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерном признании заявки АО "Комбинат социального питания Колпинского района" не соответствующей требованиям конкурсной документации.
Комиссия УФАС, ознакомившись с представленными документами и сведениями, заслушав пояснения представителей сторон, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 56.1 Закона о контрактной системе, под конкурсом с ограниченным участием в электронной форме понимается конкурс, при проведении которого информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, соответствующих предъявленным к участникам закупки единым требованиям и дополнительным требованиям.
При проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса в электронной форме с учетом особенностей, определенных настоящей статьей (ч. 4 ст. 56.1 Закона о контрактной системе).
В силу ч. 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе, под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В соответствии с ч. 4 ст. 54.7 Закона о контрактной системе, заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией:
1) в случае непредставления документов и информации, предусмотренных п.п. 1 - 3, 7 ч. 6 ст. 54.4 настоящего Федерального закона, либо несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным конкурсной документацией;
2) в случае наличия в документах и информации, предусмотренных ч. 11 ст. 24.1, ч.ч. 4 и 6 ст. 54.4 настоящего Федерального закона, недостоверной информации на дату и время рассмотрения вторых частей заявок на участие в таком конкурсе;
3) в случае несоответствия участника такого конкурса требованиям, установленным конкурсной документацией в соответствии с ч. 1, ч.ч. 1.1 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 настоящего Федерального закона;
4) в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона;
5) в случае непредставления документов, предусмотренных п.п. 5 ч. 6 ст. 54.4 настоящего Федерального закона, при осуществлении закупки товаров, работ, услуг, в отношении которых установлен запрет, предусмотренный ст. 14 настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует, что конкурсная комиссия рассмотрела вторые части заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, поданные участниками такого конкурса, а также документы и информацию этих участников, предусмотренные частью 11 статьи 24.1 Закона о контрактной системе, направленные оператором электронной площадки.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме от 25.11.2021 NПРОII1, заявка АО "Комбинат социального питания Колпинского района" признана комиссией несоответствующей требованиям документации по следующим основаниям:
"Представленная участником закупки АО "КСП Колпинского района" банковская гарантия от 10.11.2021 N 21/0044/AST/РГС/097536 не соответствует требованиям пункта 2 части 2 статьи 45 ФЗ N 44, подпункту 2 пункта 17.24 раздела 15 документации о закупке, а именно: указаны несоответствующие обязательства Принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией:
"- непредоставление или предоставление с нарушением Принцпалом условий, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", до заключения контракта Бенефициару обеспечения исполнения контракта, заключаемого по итогам Закупки", что является основанием для отказа в принятии банковской гарантии на основании пунктов 2, 3 части 6 статьи 45 ФЗ N 44. В соответствии с пунктом 17.3 раздела 17 документации "В случае предоставления обеспечения заявки в форме банковской гарантии участник конкурса предоставляет банковскую гарантию на сумму, указанную в пункте 17.2 настоящего раздела конкурсной документации. Бенефициаром по такой банковской гарантии выступает: Комитет по государственному заказу Санкт-Петербурга_". Контракт по результатам конкурса заключается с заказчиками. В соответствии с разделом 18 документации обеспечение исполнения контракта предоставляется заказчикам. В соответствии с разделом 1 "Информация о заказчиках, организаторе совместного конкурса, уполномоченном органе, информация о контрактной службе, должностном лице, ответственном за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта, контрактном управляющем, ответственного за заключение контракта" документации о закупке Комитет по государственному заказу Санкт-Петербурга не является заказчиком и не имеет полномочий на подписание государственного контракта по закупке.
Следовательно, банковская гарантия не содержит предусмотренных документацией о закупке обязательств принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией, выраженных в обязательстве по заключению контракта с лицами, являющимися заказчиками по закупке.
Таким образом, указанное нарушение является основанием для отказа в принятии банковской гарантии в качестве обеспечения заявки на основании пунктов 2, 3 части 6 статьи 45 ФЗ N 44".
Как следует из ч. 2 ст. 44 Закона о контрактной системе, обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе осуществляется участником закупки.
Частью 4 ст. 44 Закона о контрактной системе установлено, что банковская гарантия, выданная участнику закупки банком для целей обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе, должна соответствовать требованиям ст. 45 Закона о контрактной системе.
В конкурсной документации предусмотрено аналогичное требование.
В соответствии с ч. 6 ст. 45 Закона о контрактной системе установлено, что основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 статьи 45 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 7 ч. 2 ст. 45 Закона о контрактной системе, банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.
Согласно пункту 4 Правил взаимодействия участника закупки, оператора электронной площадки и заказчика, в случае предоставления участником закупки банковской гарантии в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2018 N 626, оператор электронной площадки направляет заказчику информацию об уникальном номере реестровой записи из реестра банковских гарантий при направлении вторых частей заявок на участие в электронной процедуре.
При этом действующие положения ч. 4 ст. 54.7, ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронной процедуре не устанавливают специальных оснований для отклонения заявки в случае выявления несоответствия банковской гарантии, представленной участником закупки в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, требованиям, установленным в соответствии с Законом о контрактной системе.
Следует принять во внимание, что в соответствии с ч. 7 ст. 44 Закона о контрактной системе, в случае, если участником закупки в составе заявки представлены документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе, и до даты рассмотрения и оценки заявок денежные средства не поступили на счет, указанный заказчиком в документации о закупке, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, такой участник признается не предоставившим обеспечение заявки. Это правило не применяется при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме и электронного аукциона.
Частью 3 ст. 53 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе в случае, если участник конкурса признан не предоставившим обеспечение такой заявки.
Таким образом, Законом о контрактной системе при проведении отдельных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) предусмотрены положения, устанавливающие необходимость отклонения заявки в связи с признанием участника закупки не предоставившим обеспечение заявки.
Согласно ч. 1 ст. 27 Закона о контрактной системе, участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных Закона о контрактной системе.
Пунктами 1 и 11 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, а также об отсутствии у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.
Частью 6 ст. 44 Закона о контрактной системе установлено, что требование об обеспечении заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в равной мере относится ко всем участникам закупки, за исключением государственных, муниципальных учреждений, которые не предоставляют обеспечение подаваемых ими заявок на участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При этом ч. 6 ст. 45 Закона о контрактной системе установлены основания для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком, в том числе при несоответствии банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 ст. 45 Закона о контрактной системе, несоответствии банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке.
Таким образом, законодательством Российской Федерации к участникам закупок в равной мере предъявлено обязательное требование об обеспечении заявок на участие в закупках (за исключением случаев, установленных статьей 44 Закона о контрактной системе).
На основании изложенного, применяя подход системного толкования положений ч. 1 ст. 27, пунктов 1 и 11 ч. 1 ст. 31, ч. 6 ст. 44, ч. 6 ст. 45, ч. 3 ст. 53 Закона о контрактной системе, в случае выявления в соответствии с ч. 6 ст. 45 Закона о контрактной системе несоответствий банковской гарантии, предоставленной участником закупки в качестве обеспечения заявки, Комиссия признает наличие у комиссии по осуществлению закупок права на рассмотрение вопроса об отклонении заявки, поскольку, принимая во внимание, что законодательством Российской Федерации к участникам закупок предъявлено в равной степени требование об обеспечении заявок, в рассматриваемом случае участник является не предоставившим надлежащее обеспечение заявки.
К данному выводу Комиссия УФАС приходит, в том числе, учитывая позицию Минфина России, изложенную в информационном письме от 30.07.2019 N 24-05-05/57198.
Из содержания документации следует, что Заказчиком установлены следующие требования к обеспечению заявки на участие в рассматриваемом конкурсе: Участник конкурса обязан представить обеспечение заявки, в размере 1 302 013,55 рублей.
В случае предоставления обеспечения заявки в форме банковской гарантии участник конкурса предоставляет банковскую гарантию на сумму, указанную в пункте 17.2 настоящего раздела конкурсной документации.
Бенефициаром по такой банковской гарантии выступает:
КОМИТЕТ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЗАКАЗУ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ИНН 7842304108, КПП 784201001, Получатель: ИНН 7842304108, КПП 784201001. Получатель: УФК по г. Санкт-Петербургу (Комитет по государственному заказу Санкт-Петербурга), л/с 04722001260. Реквизиты банковского счета: СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ГУ БАНКА РОССИИ//УФК по г. Санкт-Петербургу, БИК 014030106, р/с 40102810945370000005, к/с 03100643000000017200 КБК (поле N 104 платежного поручения) 83411610056020000140, ОКТМО (поле N 105 платежного поручения) 40911000. При этом исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на указанный счет.
Комиссия УФАС констатирует, что банковская гарантия, выданная участнику конкурса банком для целей обеспечения заявки на участие в конкурсе, должна соответствовать требованиям статьи 45 Закона.
Участник конкурса в случае предоставления обеспечения заявки в виде банковской гарантии одновременно с подачей заявки направляет оператору электронной площадки посредством аппаратно-программного комплекса электронной площадки информацию об уникальном номере реестровой записи из реестра банковских гарантий, предусмотренного частью 8 статьи 45 Закона.
Оператор электронной площадки осуществляет взаимодействие с реестром банковских гарантий в соответствии с требованиями, установленными в соответствии с частью 2 статьи 24.1 Закона.
Банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:
1) сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом уполномоченному органу, в установленных частью 15 статьи 44 Закона случаях;
2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
безотзывная банковская гарантия должна содержать следующие условия исполнения гарантом своих обязательств в части неисполнения принципалом своих обязательств:
- уклонение или отказ участника закупки заключить контракт;
- непредоставление или предоставление с нарушением условий, установленных Законом, до заключения контракта заказчику обеспечения исполнения контракта.
3) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими бенефициару;
4) срок действия банковской гарантии с учетом требований статьи 44 Закона. Срок действия банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, должен составлять не менее чем два месяца с даты окончания срока подачи заявок;
5) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, представляемых бенефициаром банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии;
6) обязанность гаранта уплатить бенефициару неустойку в размере 0,1 % денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки.
Комиссия УФАС, ознакомившись с представленной Заявителем в качестве обеспечения заявки банковской гарантии от 10.11.2021 N 21/0044/AST/РГС/097536 констатирует следующее.
Указанный документ содержит условие следующего содержания "непредоставление или предоставление с нарушением Принцпалом условий, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", до заключения контракта Бенефициару обеспечения исполнения контракта, заключаемого по итогам Закупки".
При этом, в рассматриваемом случае Бенефициаром по банковской гарантии выступает Комитет по государственному заказу Санкт-Петербурга, а не государственные заказчики, которым участник закупки должен в силу прямого указания Закона представить обеспечение исполнения контракта.
Таким образом, Комиссия УФАС констатирует, что указанное условие банковской гарантии прямо не обеспечивает обязанность участника закупки представить Заказчику обеспечение заявки на участие в конкурсе.
Таким Комиссия, УФАС приходит к выводу о том, что решение конкурсной комиссии о несоответствии представленной Заявителем банковской гарантии требованиям документации является обоснованным, а, следовательно, у конкурсной комиссии отсутствовали основания для принятия решения о соответствии заявки Заявителя требованиям конкурсной документации.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС находит доводы Заявителя необоснованными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу АО "Комбинат социального питания Колпинского района" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 8 декабря 2021 г. N 44-5581/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.12.2021