Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
Администрация Невского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик);
в отсутствие представителей:
ООО "Аксиома" (далее - Заявитель) при надлежащем уведомлении о месте и времени заседания комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 37296-ЭП/21 от 29.11.2021) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на мероприятия по улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки на территории Невского района Санкт-Петербурга по адресу: Санкт-Петербург, территория, ограниченная ул. Ворошилова, ул. Ванеева, ул. Зольной, наб. реки Оккервиль (извещение N 0172200004721000291) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 12.11.2021 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200004721000291. Начальная (максимальная) цена контракта - 7 387 457,03 рублей.
В жалобе ООО "Аксиома" указывает на неправомерные действия аукционной комиссии выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерном отказе ему в допуске к участию в электронном аукционе по результатам рассмотрения первых частей заявок.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей Заказчика, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе, под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям в соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе не допускается.
Согласно ч.ч. 6 и 7 ст. 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) об идентификационных номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий идентификационный номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе;
4) о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, предложений о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если условия, запреты, ограничения допуска товаров, работ, услуг установлены заказчиком в документации об электронном аукционе в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе.
Вышеуказанный протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе.
В силу ч. 5.1 ст. 106 Закона о контрактной системе представление информации и документов, предусмотренных ч. 5 настоящей статьи, не требуется в случае их размещения в соответствии с настоящим Федеральным законом на официальном сайте. При этом, если информация и документы, предусмотренные ч. 5 настоящей статьи и размещенные на официальном сайте, не соответствуют информации и документам, составленным в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке, приоритет имеют информация и документы, размещенные на официальном сайте.
Согласно протоколу рассмотрения заявок, на участие в электронном аукционе от 24.11.2021 N0172200004721000291-1, Заявителю было отказано в допуске к участию в аукционе по следующим основаниям:
"Несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ, требованиям документации об аукционе (Отказ по п. 2 ч. 4 ст. 67 44-ФЗ). В отношении товара N 1 "Шлагбаум антивандальный" заказчиком установлено требование "длинна, мм более 1200", "высота, мм не менее 500" "наружный диаметр стрелы, мм: длина более 40; ширина не более 60; толщина стенки не более 3", "ширина проема, м: не менее 3,5", "размер приемного столба с ловушками, мм: длинна более 40, ширина не более 60, толщина стенки не менее 3". В отношении Товара N 2 "Бетонный блок ограждения" заказчиком установлено требование "высота, мм не более 1500", "ширина, мм более 500". В отношении Товара N 3 "Знак "Свалка запрещена" раздел "3.1. Фундаментальная опора Ф2" заказчиком установлено требование "длинна, мм не более 700, высота, мм не более 700, ширина, мм не менее 300", раздел "3.2 Стойка дорожная" заказчиком установлено требование "длинна, м не менее 2", раздел "3.3. Знак свалка запрещена" заказчиком установлено требование "ширина, мм не более 950, длинна, мм не более 800". В заявке участника в отношении товара N 1 "Шлагбаум антивандальный" указано: "длинна, мм более 1200", "высота, мм не менее 500", "наружный диаметр стрелы, мм: длина более 40; ширина не более 60; толщина стенки не более 3", "ширина проема, м: не менее 3,5", "размер приемного столба с ловушками, мм: длинна более 40, ширина не более 60, толщина стенки не менее 3", в отношении товара N 2 "Бетонный блок ограждения" указано: "высота, мм не более 1500, ширина мм более 550", в отношении товара N3 "Знак "Свалка запрещена" раздел "3.1. Фундаментальная опора Ф2", указано: "длинна, мм не более 700, высота, мм не более 700, ширина, мм не менее 300", раздел "3.2 Стойка дорожная", указано "длинна, м не менее 2", раздел "3.3. Знак свалка запрещена", указано "ширина, мм не более 950, длинна, мм не более 800", что не соответствует требованиям инструкции по заполнению заявки. Согласно Инструкции по заполнению заявок "При указании в первой части заявки на участие в электронном аукционе сведений о конкретных показателях (характеристик) товаров, согласно инструкции по заполнению первой части заявки, участник закупки указывает значения показателей (характеристик) товаров, относящиеся к предлагаемому варианту в соответствии с техническими регламентами, стандартами, паспортами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Значение показателя, при использовании заказчиком слов: "более" - в первой части заявки участника должно быть указано значение показателя (характеристики) товара в виде одного числового значения превышающее установленное. Значение показателя, при использовании заказчиком слов: "не более" - в первой части заявки участника должно быть указано значение показателя (характеристики) товара в виде одного числового значения, не превышающего установленного, сопровождающееся словами. Значение показателя, при использовании заказчиком слов: "не менее" - в первой части заявки участника должно быть указано значение показателя (характеристики) товара в виде числового значения превышающее или равное установленному".".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Требования к товарам установлены Заказчиком в Приложении N 2 к документации об электронном аукционе.
Так, при описании товарной позиции N 1 "Шлагбаум антивандальный" Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования: ""длинна, мм более 1200", "высота, мм не менее 500" "наружный диаметр стрелы, мм: длина более 40; ширина не более 60; толщина стенки не более 3", "ширина проема, м: не менее 3,5", "размер приемного столба с ловушками, мм: длинна более 40, ширина не более 60, толщина стенки не менее 3".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями заказчика.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
При этом заказчикам надлежит учитывать нормы, установленные ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе, согласно которым документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Заказчиком установлены соответствующие требования к составу первой части заявки и установлена инструкция о предоставлении сведений о конкретных показателях товаров.
Положениями инструкции по заполнению первой части заявки, содержащимися в Разделе 19 предусмотрены указания по предоставлению тех или иных видов показателей, например:
"При указании в первой части заявки на участие в электронном аукционе сведений о конкретных показателях (характеристик) товаров, согласно инструкции по заполнению первой части заявки, участник закупки указывает значения показателей (характеристик) товаров, относящиеся к предлагаемому варианту в соответствии с техническими регламентами, стандартами, паспортами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Значение показателя, при использовании заказчиком слов: "более" - в первой части заявки участника должно быть указано значение показателя (характеристики) товара в виде одного числового значения превышающее установленное. Значение показателя, при использовании заказчиком слов: "не более" - в первой части заявки участника должно быть указано значение показателя (характеристики) товара в виде одного числового значения, не превышающего установленного, сопровождающееся словами. Значение показателя, при использовании заказчиком слов: "не менее" - в первой части заявки участника должно быть указано значение показателя (характеристики) товара в виде числового значения превышающее или равное установленному"
Анализ первой части заявки Заявителя показал, что участником по спорному показателю указано в том числе следующее:
""длинна, мм более 1200", "высота, мм не менее 500", "наружный диаметр стрелы, мм: длина более 40; ширина не более 60; толщина стенки не более 3", "ширина проема, м: не менее 3,5", "размер приемного столба с ловушками, мм: длинна более 40, ширина не более 60, толщина стенки не менее 3"".
Согласно ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Ввиду отсутствия однозначных указаний о предоставлении сведений о спорном показателе, Комиссия УФАС приходит к выводу, что аукционная комиссия Заказчика имела основания для субъективного применения инструкции при рассмотрении сведений о конкретных показателях и, следовательно, имела основания для отказа Заявителю в допуске к участию в электронном аукционе в соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, а доводы жалобы являются необоснованными.
2. В результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе были установлены следующие обстоятельства.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Комиссия УФАС отмечает, что действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями заказчика.
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Неустановление Заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь, может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели Заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой, целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей Заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей Заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Проанализировав содержание документации об аукционе, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что в Разделе 19 документации об аукционе, Заказчиком установлена инструкция по заполнению первой части заявки.
Инструкция содержит в том числе следующие положения, например, в Порядке установлены следующие правила, которые не применены в требованиях к конкретным показателям (включая, но не ограничиваясь):
- Значения показателей (характеристик) товаров, в соответствии с настоящей инструкцией сопровождающиеся словами "может быть" и иными формами этих слов, являются изменяемыми и относятся к максимальным и/ или минимальным значениям показателей (характеристик) товаров, а также к вариантам значений показателей (характеристик) товаров.
- Значения показателей (характеристик) товаров, сопровождающиеся словами "должен быть" и иными формами этих слов, являются неизменяемыми значениями показателями (характеристиками) товаров
- значение показателя, при использовании заказчиком слов: "не меньше...не больше..." - в первой части заявки участника должно быть указано значение показателя (характеристики) товара в виде диапазона значений. При этом, нижняя граница диапазона должна быть более или равна установленной, а верхняя менее или равна установленной. Использование символов "-" при указании значения показателя (характеристики) поставляемого товара допускается. Использование иных слов, и словосочетаний кроме "не меньше...не больше..." при указании значения показателя (характеристики) поставляемого товара не допускается;
- "не меньше...до..." - в первой части заявки участника должно быть указано значение показателя (характеристики) товара в виде диапазона значений. При этом, нижняя граница диапазона должна быть более или равна установленной, а верхняя менее или равна установленной. Использование символов "-" при указании значения показателя (характеристики) поставляемого товара допускается. Использование иных слов, и словосочетаний кроме "не меньше...до..." при указании значения показателя (характеристики) поставляемого товара не допускается;
"от...не больше..." - в первой части заявки участника должно быть указано значение показателя (характеристики) товара в виде диапазона значений. При этом, нижняя граница диапазона должна быть более или равна установленной, а верхняя менее или равна установленной. Использование символов "-" при указании значения показателя (характеристики) поставляемого товара допускается. Использование иных слов, и словосочетаний кроме "от...не больше..." при указании значения показателя (характеристики) поставляемого товара не допускается;
- "не менее...до..." - в первой части заявки участника должно быть указано значение показателя (характеристики) товара в виде диапазона значений. При этом, нижняя граница диапазона должна быть более или равна установленной, а верхняя менее или равна установленной. Использование символов "-" при указании значения показателя (характеристики) поставляемого товара допускается. Использование иных слов, и
словосочетаний кроме "не менее...до..." при указании значения показателя (характеристики) поставляемого товара не допускается
- "не больше" - в первой части заявки участника должно быть указано значение показателя (характеристики) товара в виде одного числового значения, не превышающего установленного, сопровождающееся словами "не больше". Исключение - слова, словосочетания и символы не допускаются к указанию, в случае наличия в наименовании показателя (характеристики) товара слов "максимальный (-ая, - ое)". Что будет указывать на максимальное значение показателя (характеристики) поставляемого товара
- "до" - в первой части заявки участника должно быть указано значение показателя (характеристики) товара в виде одного числового значения, не превышающего установленного, сопровождающееся словами "до". Исключение - слова, словосочетания и символы не допускаются к указанию, в случае наличия в наименовании показателя (характеристики) товара слов "максимальный (-ая, - ое)". Что будет указывать на максимальное значение показателя (характеристики) поставляемого товара;
- "<" - в первой части заявки участника должно быть указано значение показателя (характеристики) товара в виде одного числового значения, не превышающего установленного, сопровождающееся словами "<". Что будет указывать на максимальное значение показателя (характеристики) поставляемого товара;
- "<" - в первой части заявки участника должно быть указано значение показателя (характеристики) товара в виде одного числового значения, не превышающего установленного, сопровождающееся словами "<". Исключение - слова, словосочетания и символы не допускаются к указанию, в случае наличия в наименовании показателя (характеристики) товара слов "максимальный (-ая, - ое)". Что будет указывать на максимальное значение показателя (характеристики) поставляемого товара.
Комиссия УФАС отмечает, порядок приведенный в инструкции содержит 5 страниц, а исходя из вышеизложенного, половина правил порядка никак не применима к установленным требованиям.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что установленная Заказчиком инструкция по заполнению первой части заявки не только не способствует правильному заполнению заявок, но и затрудняет для участников закупки подачу заявки в соответствии с требованиями документации, что является нарушением п. 2 ч. 1 ст. 64 (ч. 6 ст. 66) Закона о контрактной системе.
3. Комиссия УФАС воздерживается от выдачи предписания, в связи с выдачей его по ранее рассмотренному делу.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Аксиома" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 3 декабря 2021 г. N 44-5562/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.12.2021