Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
При участии представителей:
СПб ГБУЗ "Родильный дом N 10" (далее - Заказчик):;
ООО "Порядок" (далее - Заявитель):;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 37878-ЭП/21 от 03.12.2021) на действия Заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по комплексному техническому обслуживанию зданий и сооружений, инженерных сетей и коммуникаций в 2022 году (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 11.11.2021 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200006321000082. Начальная (максимальная) цена контракта - 3 680 565,33 рублей.
В жалобе ООО "Порядок" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, на отсутствии в конкурсной документации сведений о перечне и количестве необходимых для оказания услуг товаров (запасных частей), в установлении ненадлежащих условий в проекте контракта.
Представитель Заказчика пояснил, что при формировании конкурсной документации Заказчиком были соблюдены требования Закона о контрактной системе.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы, подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе установлено, что под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Согласно п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, в извещении указываются начальная цена единицы товара, работы, услуги, а также начальная сумма цен указанных единиц и максимальное значение цены контракта.
В соответствии с ч. 24 ст. 22 Закона о контрактной системе, в случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить, заказчик с учетом установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов определяет начальную цену единицы товара, работы, услуги, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта, а также обосновывает в соответствии с настоящей статьей цену единицы товара, работы, услуги. При этом положения настоящего Федерального закона, касающиеся применения начальной (максимальной) цены контракта, в том числе для расчета размера обеспечения заявки или обеспечения исполнения контракта, применяются к максимальному значению цены контракта, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.
Согласно ч.3 ст. 54.3 Закона о контрактной системе к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта, который является неотъемлемой частью конкурсной документации.
Проект контракта содержится в части IV конкурсной документации.
Комиссией УФАС установлено, что проект контракта содержит условие, в силу которого, в стоимость контракта включены все расходы по техническому обслуживанию здания и инженерных сетей, с учетом затрат на доставку, разгрузку, установку, монтаж, замену оборудования, включая стоимость используемых товаров и расходных материалов и запасных частей, в том числе расходы на перевозку, страхование, таможенные пошлины, уплату налогов, сборов и других обязательных платежей.
Исходя из вышеуказанного положения следует, что в цену рассматриваемой закупки включена цена запасных частей или каждой запасной части, единицы работы или услуги.
При этом количество запасных частей и их перечень Заказчиком не установлено, ввиду того, что Заказчик не смог определить соответствующее количество необходимых запасных частей.
В силу приведенных норм Закона о контрактной системе, Заказчик был обязан определить начальную цену единицы товара, работы, услуги, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта, а также обосновать в соответствии с настоящей статьей цену единицы товара, работы, услуги.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае Заказчик пренебрёг требованиями указанной нормы Закона о контрактной системе, чем нарушил п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
2. В силу ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе е допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Пунктом 6.4. проекта контракта Заказчиком предусмотрено, в том числе, что подрядчик должен выполнять работы квалифицированными специалистами, прошедшими обучение методам и приемам работы с полимерными материалами.
По мнению Заявителя, заказчиком неправомерно установлено требование к участнику закупки о наличии у него квалификации для оказания услуги.
Вместе с тем, в рассматриваемой случае требование предъявлено к исполнителю услуг, в связи с чем в действиях Заказчика не нарушено положение ст. 33 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы не нашел своего подтверждения.
3. В отношении остальных доводов жалобы об установлении ненадлежащих условий проекта контракта Комиссия УФАС отмечает:
В силу ч.ч. 1 и 9 ст. 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Согласно ч. 2 ст. 105 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч. 8 ст. 105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
Из анализа ч.ч. 1 и 9 ст. 105 Закона о контрактной системе следует, что именно на заявителя жалобы возложена обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы с предоставлением соответствующих документов.
При этом доводы Заявителя основаны на сугубо субъективном мнении, без учета положений Закона о контрактной системе и иных нормативно правовых актов, которым должны соответствовать спорные товарные позиции.
В материалы жалобы, а также на заседание Комиссии УФАС Заявитель не представил документы и сведения, подтверждающие обоснованность доводов.
Доказательств того обстоятельства, что содержащиеся в конкурсной документации требования необоснованно создали одним участникам закупки преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников закупки, не позволяют заполнить заявку на участие в конкурсе, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки, Заявителем также не представлено.
Таким образом, в данной части доводы жалобы являются необоснованными.
4.Выявленное в действиях Заказчика нарушение является существенным, что дает основание для выдачи обязательного для исполнения предписания об его устранении путем внесения изменений в конкурсную документацию.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 33, 42, 54.1, 54.3, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Порядок" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его конкурсной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных лиц Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 9 декабря 2021 г. N 44-5666/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.12.2021