Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителей:
Комитета по труду и занятости населения СанктПетербурга (далее - Заказчик); АНО "ДОЗОР" (далее - Заказчик) уведомленных о заседании Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 38019-ЭП/21 от 06.12.2021) на действия Заказчика при определении исполнителя путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание охранных услуг по обеспечению круглосуточной охраны, осуществление контрольно-пропускного и внутриобъектового режима на объекте Заказчика по адресу Санкт-Петербург, ул. Галерная, дом 7 в 2022 году (извещение N 017220000221000033) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 15.11.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 017220000221000033. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 865 880, 00 рублей.
В жалобе Заявитель указал на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по его мнению, в установлении ненадлежащего порядка оценки в рамках нестоимостного критерия "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства:
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Частью 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе установлено, что под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В силу п.п. 10 и 11 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
По смыслу приведенных положений, в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений участниками закупки, между такими сведениями и количеством присваемых баллов должна быть зависимость, которая определяется посредством необходимой формулы или шкалы и выражается в их взаимном соотношении друг с другом, а именно: определенное количество присваемых баллов соответствует определенному показателю, в свою очередь, возможное количественное изменение показателя оценки обязательно должно изменять количество присваемых баллов в соответствии с предусмотренными п. 11 Правил интервалами их изменений или используемой формулой.
Этот вывод следует и из содержания п. 29 Правил, предписывающего, что для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
Право заказчика самостоятельно определить в конкурсной документации используемые для оценки нестоимостные критерии оценки (показатели) и предусмотреть формулу расчета количества баллов или шкалу оценки, по смыслу приведенных выше норм Закона о контрактной системе и Правил, не только не допускает, а напротив, предполагает, что в конкурсной документации, кроме иного, должна быть указана соответствующая зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по упоминаемым критериям в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений.
Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п. 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с п. п. 27 Правил Показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В силу п. 27 (4) Правил при осуществлении закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий) образовательных и научных организаций, заказчик устанавливает, что показатель нестоимостного критерия оценки, предусмотренный подпунктом "б" пункта 27 настоящих Правил, формируется исключительно из следующих подпоказателей:
общая стоимость исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий);
общее количество исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий);
наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий).
Заказчик не вправе устанавливать иные подпоказатели в отношении показателя нестоимостного критерия оценки, предусмотренного подпунктом "б" пункта 27 настоящих Правил, кроме указанных в абзацах втором - четвертом п. 27 (4) Правил.
Таким образом, положениями законодательства о контрактной системе предусмотрена оценка заявок по показателю "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема", следовательно, в случае их использования, конкурсная документация должна содержать:
- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателю);
- зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по данному критерию (показателю) в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений;
- инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
Заявитель утверждает, что в рамках критерия "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" порядком оценки допускается предоставление исключительно контрактов (договоров), исполненных без применения к подрядчику штрафов и пени, а также требования к продолжительности нахождения участника на рынке услуг.
Конкурсной документацией предусмотрены следующие положения:
16.9.2. Порядок оценки заявок по нестоимостному критерию "Квалификация участника закупки".
Коэффициент значимости критерия: 0,40.
Для получения рейтинга заявки по критерию "Квалификация участника закупки" количество баллов, присуждаемых i-й заявке по указанному критерию, умножается на соответствующий указанному критерию коэффициент значимости. Дробное значение рейтинга округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления.
В соответствии с пунктом 10 Правил в отношении не стоимостного критерия оценки "Квалификация участника закупки" предусмотрены следующие показатели, раскрывающие содержание критерия оценки и учитывающие особенности оценки по критерию:
1) Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема: в количестве договоров (контрактов) по оказанию услуг, соответствующих предмету конкурса за период 2019-2021 годы с ценой контракта не менее 1 500 000,00 руб.
2) Квалификация участника закупки, выраженная в стаже работы участника по оказанию услуг сопоставимого характера.
Сумма величин значимости показателей оценки по критерию "Квалификация участника закупки" равна 100%.
N п/п Показатель критерия оценки заявок Значимость показателя, % Коэффициент значимости (КЗ)
Квалификация участника закупки
1 Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема: в количестве договоров (контрактов) по оказанию услуг, соответствующих предмету конкурса за период 2019-2021 годы с ценой контракта не менее 1 500 000,00 руб. 50 0,5
2 Квалификация участника закупки, выраженная в стаже работы участника по оказанию услуг сопоставимого характера 50 0,5
Количество баллов (НЦБi), присуждаемых i-й заявке по критерию "Квалификация участника закупки", определяется по формуле:
НЦБi = НЦБ i1+НЦБi2,
где:
НЦБi - количество баллов, присуждаемых i-й заявке по критерию "Квалификация участника закупки";
НЦБ i1 - значение в баллах, присуждаемое i-й заявке на участие в конкурсе по показателю "Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема: в количестве договоров (контрактов) по оказанию услуг, соответствующих предмету конкурса за период 2019-2021 годы с ценой контракта не менее 1 500 000,00 руб."
НЦБi2 - значение в баллах, присуждаемое i-й заявке на участие в конкурсе по показателю "Квалификация участника закупки, выраженная в стаже работы участника по оказанию услуг сопоставимого характера".
16.9.2.1.Расчет значения НЦБ ii по показателю "Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема":
Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (НЦБ i1), определяется по формуле:
НЦБ i1 = КЗопыт x 100 x (Кi опыт / Кmax опыт),
где:
КЗ - коэффициент значимости по показателю "Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" (0,5)
Кi опыт - предложение участника закупки по показателю "Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема", заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax опыт - максимальное предложение из предложений по показателю "Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема", сделанных участниками закупки.
Документы и сведения, предоставляемые участником в качестве подтверждения квалификации, порядок оценки и присвоения баллов:
По показателю "Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема: в количестве договоров (контрактов) по оказанию услуг, соответствующих предмету конкурса в электронной форме за период 2019-2021 годов с ценой контракта не менее 1 500 000,00 руб. Услугами сопоставимого характера будут являться охранные услуги за период с 01.01.2019 по день подачи заявки на участие в конкурсе без применения штрафных санкций (штрафов, пеней). Услугами сопоставимого объема будут являться охранные услуги с ценой контракта не менее 1 500 000,00 руб.
Наличие опыта по данному критерию подтверждается документами, предоставляемыми участником в составе заявки: заполненной формой "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" (Приложение N 3 к Конкурсной документации); копиями исполненных контрактов/договоров на оказание услуг по охране в 2019-2021 годы, со всеми приложениями, копиями дополнительных соглашений и изменений к таким контрактам/договорам (при наличии), копиями актов оказания услуг, копиями счетов (при наличии), копиями счетов-фактур (при их обязательном наличии в соответствии с НК РФ), копиями иных документов, составленных в результате исполнения таких договоров. Контракты/договоры должны быть исполнены без штрафных санкций.
В случае предоставления копии контракта (договора), заключенного на срок более одного года, за подтвержденную единицу будет приниматься каждая часть долгосрочного контракта (договора), имеющая стоимость оказанных услуг не менее 1 500 000,00 руб. за каждые 12 месяцев, начиная с заключения такого контракта (договора). При этом завершающий период до окончания срока действия долгосрочного контракта (договора), составляющий менее 12 месяцев, но имеющий стоимость оказанных услуг не менее 1 500 000,00 руб., также будет принят в качестве единицы. При предоставлении копии контракта (договора), заключенного на срок менее 12 месяцев, но имеющего стоимость оказанных услуг не менее 1 500 000,00 руб., такой контракт (договор) будет учтен в качестве подтверждения опыта.
В случае выявления в представленных документах недостоверной информации, начисление баллов по данному показателю не производится.
В случае предоставления неполного комплекта документов по контракту/договору и/или не предоставления комплекта документов, баллы по данному показателю учитываться не будут. В случае выявления несоответствия сведений в представленных документах форме "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема", комиссия будет учитывать количество контрактов/договоров по приложенным копиям контрактов/договоров.
При этом отсутствие в составе заявки указанных документов или предоставление документов не в полном объеме не является основанием для отклонения такой заявки.
В случае, если информация о контракте содержится в реестре контрактов, заключенных заказчиками, в единой информационной системе в сфере закупок, копия такого контракта может не предоставляться в составе заявки, но при этом в составе заявки обязательно должен быть указан реестровый номер контракта в реестре контрактов в единой информационной системе для возможности его идентификации.
16.9.2.2. Расчет значения НЦБi2 по показателю "Квалификация участника закупки, выраженная в стаже работы участника по оказанию услуг сопоставимого характера" определяется у следующем порядке.
Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (НЦБ i2), определяется по формуле:
НЦБ i2 = КЗ стаж x 100 x (Кi стаж / Кmax стаж),
где:
КЗ стаж - коэффициент значимости показателя "Стаж работы участника по оказанию услуг сопоставимого характера" (КЗ=0,5)
Кi стаж - предложение участника закупки по показателю "Стаж работы участника по оказанию услуг сопоставимого характера" , заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax стаж - максимальное предложение из предложений закупки по показателю "Стаж работы участника по оказанию услуг сопоставимого характера", сделанных участниками закупки.
Сведения, указанные участником по показателю "Квалификация участника закупки, выраженная в стаже работы участника по оказанию услуг сопоставимого характера", подтверждается сведениями из ЕГРЮЛ.
Порядок оценки с условием об отсутствии применении штрафа за нарушение условий контракта (договора), представленного участником к оценке, не является надлежащим подтверждением отсутствия у участника закупки опыта, соответствующего объекту закупки, ограничивает возможность таким участникам закупки получить максимальное количество баллов по спорному показателю и не позволяет выявить лучшие условия исполнения государственного контакта.
Участником закупки в качестве подтверждения опыта может быть представлен контракт (договор), например, по строительству объекта капитального строительства стоимостью 10 млрд. рублей. При этом при исполнении такого контракта (договора) заказчиком к подрядчику применены требования об уплате неустойки (штрафов, пеней) в размере 5 тысяч рублей. Вместе с тем, наличие штрафных санкций не может свидетельствовать об отсутствии у участника закупки требуемого опыта.
Также требования об уплате неустойки (штрафов, пеней) могут быть оспорены в судебном порядке. При этом на момент проведения оценки заявок участников закупки судебный процесс, по вопросу правомерности применения штрафных санкций, может быть не окончен.
Таким образом, установленное в порядке оценки условие об отсутствии применении штрафа за нарушение условий (договора), представленного участником к оценке, является неправомерным и нарушает п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе. Довод жалобы является обоснованным.
При этом на заседании Комиссии установлено, что установленный в конкурсной документации в качестве критерия оценки заявок показатель "Квалификация участника закупки, выраженная в стаже работы участника по оказанию услуг сопоставимого характера", которая подтверждается сведениями из ЕГРЮЛ, не может быть признан объективным и правомерным, поскольку наличие в документации такого показателя влечет нарушение принципа обеспечения конкуренции, предусмотренного статьей 8 Закона о контрактной системе, приводит к ограничению свободного доступа участников, создает неравные стартовые условия, ставит в преимущественное положение хозяйствующих субъектов, имеющих опыт выполнения указанных работ для государственных нужд, перед хозяйствующими субъектами, которые такого опыта не имеют.
Данное условие, в части количества лет на рынке в годах не способствует выявлению лучших условий исполнения государственного контракта, так как организация, не имеющая опыта выполнения аналогичных предмету закупки работ, получит максимальный балл за более раннюю государственную регистрацию юридического лица.
В ходе заседания Комиссии УФАС представители Заказчика должным образом не смогли возразить касательно отсутствия в данном порядке механизма определения лучших условий исполнения государственного контракта, на право заключения которого проводится данная закупка.
Вышеуказанные предельные условия нестоимостного критерия не позволяют одержать победу в закупке отдельным хозяйствующим субъектам, способным также выполнить необходимые работы, например, организациям, стаж работы которой 5 лет, но при этом достаточно опыта в части исполнения контрактов, аналогичных предмету закупки.
Следовательно, участники закупки поставлены в неравные условия, что противоречит требованиям Закона о контрактной системе в части создания равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС приходит к выводу, что предельные условия нестоимостного критерия, во-первых, не способствует выявлению лучших условий исполнения государственного контракта, во-вторых, создают неравные условия для обеспечения конкуренции между участниками закупок.
Исходя из изложенного Комиссия УФАС приходит к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, выразившееся в отсутствии в конкурсной документации надлежащего порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.
Комиссия УФАС отмечает, что в материалах дела отсутствуют сведения, позволяющие утверждать, что выявленное нарушение повлияло на права и законные интересы участников закупки и повлияли на результаты закупки.
Исходя из изложенного, Комиссией УФАС в соответствии с п. 3.35 Административного регламента принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленное нарушение повлияло на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 32, 54.1, 54.3, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АНО "ДОЗОР" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленное нарушение повлияло на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 13 декабря 2021 г. N 44-5670/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.12.2021