Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГБУЗ "Станция скорой медицинской помощи N 4" (далее - Заказчик):
ООО "Порядок" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 38118-ЭП/21 от 06.12.2021) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию и сопровождению многоканальной системы звукозаписи "Незабудка II" для нужд Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Станция скорой медицинской помощи N 4" в 2022 году (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 24.11.2021 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200113621000133. Начальная (максимальная) цена контракта - 206 000, 00 рублей.
В жалобе ООО "Порядок" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, во включении в проект контракта условий оказания закупаемых услуг, нарушающих требования к порядку описания объекта закупки, установленных Законом о контрактной системе.
Представитель Заказчика пояснил, что при формировании аукционной документации Заказчиком были соблюдены требования Закона о контрактной системе.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы, подтверждают следующие обстоятельства.
1. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из совокупности вышеуказанных норм следует, что Заказчик наделен правом устанавливать описание объекта закупки в объеме необходимом и достаточном для обеспечения своих нужд и действительных потребностей.
Кроме того, ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе определено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Относительно утверждения подателя жалобы о том, что отсутствие в документации об аукционе описания состояния оборудование, которое должно быть передано исполнителю нарушает требования Закона о контрактной системе, Комиссия УФАС отмечает следующее.
Из пояснений Заказчика следует, что в настоящее время у Заказчика заключен контракт N 16/2021 от 08.07.2021 г., целью заключенного контракта является оказание услуг по техническому обслуживанию и сопровождению многоканальной системы звукозаписи "Незабудка II", поддержание в работоспособном состоянии многоканальной системы звукозаписи "Незабудка II". Срок оказания услуг - с 08.07.2021 г. по 31.12.2021 г.
Таким образом, указанное в документации об электронном аукционе оборудование передается Заказчиком следующему Исполнителю для обслуживания в исправном состоянии. Ответственность за это лежит на Заказчике.
Кроме того, Комиссия УФАС констатирует, что информация об установленном на объекте Заказчика оборудовании для организации мероприятий по охране труда и технике безопасности изложена п. 4.2. документации об электронном аукционе.
2. Относительно утверждения Заявителя о том, что Заказчиком в документации не определены формы актов, оформление которых предусмотрено в рамках исполнения контракта, Комиссия УФАС отмечает, что Законом о контрактной системе не предусмотрена обязанность Заказчика устанавливать формы документов (в том числе: акт оказанных услуг, двусторонний акт), в связи с чем, акты, на которые указывает Заявитель в своей жалобе, могут быть составлены сторонами в свободной форме.
3. Комиссия УФАС также находит необоснованной позицию Заявителя, согласно которой Заказчик обязан в документации об аукционе разъяснить отдельные условие проекта контракта, поскольку Закон о контрактной системе не накладывает на Заказчика такой обязанности по разъяснению в проекте контракта его условий.
Необходимо отметить, что ст. 65 Закона о контрактной системе предусмотрено право участника закупки обратиться в адрес заказчика за разъяснениями положений документации, которые по определенным объективным причинам, действительно могут быть непонятны для участника закупки.
Вместе с тем, из обращения Заявителя не следует, что он обращался в установленном порядке в адрес Заказчика за разъяснениями положений документации, которые ему не понятны, либо имеют двусмысленное значение и не получил надлежащего разъяснения положений документации.
Более того, Комиссия УФАС отмечает, что требования к качеству услуг, техническим и функциональным и эксплуатационным характеристикам установлены в разделе 4.2. документации об электронном аукционе, Приложении N 2 к проекту Контракта, требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара установлены в разделе 4.3. документации об электронном аукционе, Приложении N 2 к проекту Контракта, обязанности Исполнителя по Контракту установлены в п. 5.3. проекта контракта.
4. В жалобе Заявитель также утверждает, что содержащееся в составе документации об аукционе описание объекта закупки не позволяет определить потребности Заказчика, поскольку не содержит указаний на конкретные нормативные акты, которым должны соответствовать закупаемые услуги.
Из содержания документации об аукционе следует, что Заказчиком установлено требование, в силу которого исполнитель обязан оказывать услуги в соответствии с требованиями, установленными настоящим контрактом и приложениями к нему, законодательством РФ, государственными стандартами, иными нормами и правилами.
Таким образом, по смыслу приведенного положения документации следует, что оно носит общий характер, ввиду чего при оказании закупаемых услуг исполнитель должен руководствоваться действующими на территории Российской Федерации нормами и правилами, определяющими требования к лицам, оказывающим соответствующие услуги.
В свою очередь, подателем жалобы не приведена норма Закона о контрактной системе, обязывающая Заказчика указывать полный перечень нормативных актов, определяющих требования к порядку оказания закупаемых услуг, равно как и не определены сами наименования нормативных актов, которые, по мнению Заявителя, Заказчик был обязан указать при описании объекта закупки в качестве характеристики закупаемой услуги.
5. Относительно утверждения Заявителя о том, что из содержания документации не возможно определить распределение расходов, связанных с исполнением контракта, Комиссия УФАС отмечает, что в соответствии с п. 6.2. документации об электронном аукционе, Приложением 1 к документации об электронном аукционе и п. 3.2. Проекта контракта, в цену контракта входят: все расходы на оказание услуг Исполнителем (стоимость услуг и ремонтных работ, затраты на использование оборудования, материалов, транспортные и все иные расходы Исполнителя, связанные с выполнением контракта), накладные расходы и другие обязательные Платежи.
Таким образом, Комиссия УФАС не усматривает признаков нарушения Заказчиком требований Закона о контрактной системе.
6. В своей жалобе Заявитель также указывает на отсутствие в документации разъяснений условия контракта относительно требований к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара.
Вместе с тем, в п. 2.1. Приложения N 2 к Контракту "Техническое задание" указано, что Исполнитель гарантирует качество оказываемых услуг в течение всего срока действия контракта, а не гарантийного срока.
Комиссия УФАС отмечает, что частью 9 ст. 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в нарушение ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе подателем жалобы также не представлено доказательств, подтверждающих доводы Заявителя о том, что сформированный Заказчиком объект закупки, его описание нарушают требования Закона о контрактной системе и ограничивают количество участников рассматриваемого аукциона.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Порядок" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 13 декабря 2021 г. N 44-5671/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.12.2021