Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
СПб ГБУ центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Центр содействия семейному воспитанию N 5" (далее - Заказчик);
в отсутствие представителей:
ИП Васильева К.Г. (далее - Заявитель) при надлежащем уведомлении о месте и времени заседания комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 37903-ЭП/21 от 03.12.2021) на действия СПб ГБУ центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Центр содействия семейному воспитанию N 5" (Заказчик) при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку предметов гардероба и мягкого инвентаря (извещение N 0372200159821000033) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 25.11.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200159821000033. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 741 228,70 рублей.
В жалобе ИП Васильева К.Г. указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которые выразились в:
- утверждении ненадлежащей инструкции по заполнению первой части заявки.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения стороны Заказчика, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
Комиссия УФАС отмечает, что действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, Заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом, Заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями Заказчика.
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований Заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Неустановление Заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь, может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным Заказчиком требованиям.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели Заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой, целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей Заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей Заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Проанализировав содержание документации об аукционе, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что в ее составе содержится, в том числе, описание объекта закупки и инструкция по заполнению заявок на участие в аукционе.
В ходе заседания Комиссии УФАС представитель Заказчика сообщил, в том числе, следующее:
Заказчиком по позиции 2 "Брюки (джогеры) мужские" установлено следующее требование: "Отделка: требуется отстрочка, фурнитура (молнии или заклепки)".
Заявитель не понимает, каким положением инструкции руководствоваться при заполнении заявки и как указывать значения показателей.
В свою очередь инструкция по заполнению заявок содержит следующие положения:
"4.2. в случае, если в требованиях к товару, в том числе и в наименовании показателя (характеристики), (также с использованием слов возможен, возможна, возможно, возможны, требуется, требуются, нужен, нужно, нужна, нужны, должно быть, должен быть, должна быть, должны быть, может быть, могут быть) использованы слова "или", "либо", участник закупки в заявке обязан указать один из вариантов значений показателя (характеристики), без использования слов "или", "либо""
Таким образом, в инструкции определено, как предоставлять сведения по показателю с использованием слов "или", а именно: следует указать одно конкретное значение без использования "или".
Заявитель ссылается на положение инструкции:
"В случае установления требований в круглых скобках ( ) к минимальным значениям показателей (характеристик) товаров, данные требования являются уточнением, дополнением и частью требований, и установлены в форме значений, которые не могут изменяться, независимо от используемых слов и знаков, указываются в неизменном виде в точном соответствии с установленными документацией требованиями; положение является приоритетным над другими положениями инструкции".
Приведенное в жалобе положение инструкции неприменимо в данном случае, поскольку устанавливает требования к минимальным значениям показателей, а обжалуемое требование установлено к вариантам значений показателя.
В инструкции выделено жирным шрифтом, какие слова, словосочетания, символы используются для указания минимальных значений (1. Для установления минимальных значений показателей (характеристик) товара заказчиком использованы следующие слова, словосочетания, символы: "не меньше", "не ниже", ">", "не менее", "не менее чем", "не меньше чем" "более", "более чем", "свыше", "от", "не ранее", "больше", "не раньше", "не <", "толще", "лучше", "не уже", "не тоньше", "не хуже", "", "шире", "свыше", "не
", "позже", "позднее", "минимальный (-ая, -ое, -ые, -но)", во всех словоформах).
В инструкции выделено жирным шрифтом, какие слова, словосочетания, символы используются для установления вариантов значений (4. При установлении вариантов значений показателя (характеристики. 4.1. В случае установления требований, для которых указаны варианты значений, заказчиком используются слова, словосочетания, символы "или", "либо", "/", "и/или".).
Следовательно, по требованию "Отделка: требуется отстрочка, фурнитура (молнии или заклепки)" Участник должен представить конкретное значение показателя "отделка, сделав выбор между "молнии или заклепки", т.е. указать либо "молнии", либо "заклепки".
Заказчиком по позиции 13 "Толстовка мужская" установлено следующее требование: "Обработка низа толстовки, манжет рукавов: могут быть эластичные вставки, резинка".
Заявитель не понимает, каким положением инструкции руководствоваться при заполнении заявки и как указывать значения показателей.
В свою очередь инструкция по заполнению заявок содержит следующее положение:
"Перечисление значений показателя (характеристики) с использованием слов, символов "и", ",", ";", "\" означает, что к поставке требуются товары со всеми перечисленными значениями показателя (характеристики). В таком случае участнику необходимо указать все перечисленные с использованием указанных слов и символов значения показателя (характеристики) товара и предоставить в заявке все соответствующие им значения показателей (характеристик) товара. В случае, когда после вариативных значений, разделенных при помощи слов "или", "и/или", знака "/", указано союз "и", знак "," участнику закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе необходимо указать одно (или возможно несколько при использовании "и/или") из альтернативных значений показателя, а также значение, указанное после слов, знаков "и", "," (что обусловлено технологическими и функциональными особенностями товара, используемого при выполнении работ, и связано с тем, что в зависимости от определенных параметров требуемого товара, он может обладать несколькими значениями, которые удовлетворяют потребностям заказчика).
Исключением из данного порядка предоставления сведений являются случаи перечисления значений показателей (характеристик) товара через символ "," после словосочетания "может (-ут) быть", а также случаи перечисления значений показателей (характеристики) товара отделка через символ "," при использовании перед перечислением значений символов ":" двоеточие и "-" дефис/тире одновременно; в указанных случаях участник должен указать одно значение из перечисленных через запятую, является приоритетным правилом".
Таким образом, в инструкции установлено правило и исключение из правила, а также установлен приоритет исключающего положения инструкции над другими.
В соответствии с положением инструкции Участнику по требованию "Обработка низа толстовки, манжет рукавов: могут быть эластичные вставки, резинка" следует выбрать и указать в заявке одно значение показателя, а именно: либо "эластичные вставки", либо "резинка".
В требованиях заказчика и положениях инструкции нет противоречия. У участников не возникло затруднений при заполнении заявок. По данному доводу отклонений не проводилось.
Частью 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
Обращаем внимание комиссии УФАС, что Заявитель данным ему правом не воспользовался и запросов на разъяснения положений документации не направлял.
Считаем, что инструкция по заполнению заявок установлена в соответствии с Законом о контрактной системе. Опубликованная инструкция не затрудняет заполнение заявок, а наоборот способствует правильному заполнению заявок.
Также обращаем внимание комиссии УФАС, что данные обстоятельства не повлияли на рассмотрение первых частей заявок.
Утверждение подателя жалобы о наличии препятствий или ограничений для участия в рассматриваемой процедуре аукциона опровергается содержанием протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе
от 06.12.2021 N 0372200159821000033-1, согласно которому на участие
в аукционе были поданы заявки 10 участников, из которых 8 допущены к процедуре торгов.
Комиссия УФАС констатирует, что частью 9 ст. 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в нарушение ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе подателем жалобы не представлено доказательств, подтверждающих доводы Заявителя о том, что инструкция по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе ограничивает его права и нарушает Закон о контрактной системе.
Учитывая данные обстоятельства, Комиссия УФАС не имеет достаточных оснований для признания в действиях Заказчика нарушения Закона о контрактной системе по основаниям изложенным в жалобе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 33, 59, 64, 66, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Васильева К.Г. необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 9 декабря 2021 г. N 44-5652/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.12.2021