Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет)" (далее - Заказчик):
ООО "Проектинформ" (далее - Заявитель):
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 38402-ЭП/21 от 07.12.2021) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку камеры и спикерфона для видеоконференцсвязи для нужд федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет)" (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 18.11.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100046521000070. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 052 874, 00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на нарушение аукционной комиссии Заказчика, выразившееся в необоснованном отказе ему в допуске к участию в аукционе.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе, под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям в соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе не допускается.
Согласно ч.ч. 6 и 7 ст. 67 Закона о контрактной системе, по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) об идентификационных номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий идентификационный номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе;
4) о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, предложений о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если условия, запреты, ограничения допуска товаров, работ, услуг установлены заказчиком в документации об электронном аукционе в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе.
Вышеуказанный протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе.
В силу ч. 5.1 ст. 106 Закона о контрактной системе, представление информации и документов, предусмотренных ч. 5 настоящей статьи, не требуется в случае их размещения в соответствии с настоящим Федеральным законом на официальном сайте. При этом, если информация и документы, предусмотренные ч. 5 настоящей статьи и размещенные на официальном сайте, не соответствуют информации и документам, составленным в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке, приоритет имеют информация и документы, размещенные на официальном сайте.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 29.11.2021 N0372100046521000070-1, Заявителю было отказано в допуске к участию в аукционе по следующим основаниям:
"Заявка отклонена на основании п.1 и п.2 ч.4 ст. 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"):
1. Требование Заказчика по показателю "Дистанция захвата звука встроенным микрофоном:" товара "USB-видеокамера": "не менее 1 м".
Значение показателя товара, предлагаемое участником: "1,5 м".
Положение инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе: "В случае использования Заказчиком в наименовании показателей товаров знаков, слов и/или словосочетаний ":", "должен" (любых форм), "необходимо" (любых форм) и "должен быть" (любых форм), значение такого показателя должно быть предоставлено в неизменном виде. Настоящее требование инструкции имеет преимущественное значение перед остальными".
Таким образом участником представлено значение показателя товара, не соответствующее требованиям документации об электронном аукционе.
2. Наименование показателя товара "USB-видеокамера", требуемое заказчиком "Поддержка работы ОС Windows 7 и 10, macOS 10.10 или выше".
Наименование показателя товара, предлагаемого участником: "Поддержка работы ОС Windows 7 и 10, macOS 10.10 и выше".
Положение инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе: "При представлении сведений о значениях показателей товаров участник закупки не вправе изменять наименования товаров и наименование показателя товаров, а также единицы измерения к показателям. Изменение наименования товаров и наименование показателя товаров, а также единицы измерения к показателям трактуется комиссией как непредставление сведений о показателе".
Таким образом участником не представлено сведений о значении показателя товара.
3. Требование Заказчика по показателю "Радиус захвата всенаправленного микрофона:" товара "Портативный спикерфон": "не менее 1,5 м".
Значение показателя товара, предлагаемое участником: "1,5 м".
Положение инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе: "В случае использования Заказчиком в наименовании показателей товаров знаков, слов и/или словосочетаний ":", "должен" (любых форм), "необходимо" (любых форм) и "должен быть" (любых форм), значение такого показателя должно быть предоставлено в неизменном виде. Настоящее требование инструкции имеет преимущественное значение перед остальными".
Таким образом участником представлено значение показателя товара, не соответствующее требованиям документации об электронном аукционе.
4. Требование Заказчика по показателю "Максимальный ток зарядки" товара "Портативный спикерфон": "не ниже 1 А".
Значение показателя товара, предлагаемое участником: "1,4 А".
Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе не предусматривает исключение из значений показателей товаров слов "не ниже".
Положение инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе: "При представлении сведений о значениях показателей товаров участник закупки не вправе изменять наименования товаров и наименование показателя товаров, а также единицы измерения к показателям. Изменение наименования товаров и наименование показателя товаров, а также единицы измерения к показателям трактуется комиссией как непредставление сведений о показателе. Во всех случаях, прямо не предусмотренных настоящей инструкцией, участник закупки обязан указывать значения показателей товаров в неизменном виде".
Таким образом участником представлено значение показателя товара, не соответствующее требованиям документации об электронном аукционе.
5. Требование Заказчика по показателю "Время заряда должно быть" товара "Портативный спикерфон": "не более 3,5 часа".
Наименование показателя товара, предлагаемого участником: "Время заряда".
Значение показателя товара, предлагаемое участником: "3 часа".
Положения инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе: "При представлении сведений о значениях показателей товаров участник закупки не вправе изменять наименования товаров и наименование показателя товаров, а также единицы измерения к показателям. Изменение наименования товаров и наименование показателя товаров, а также единицы измерения к показателям трактуется комиссией как непредставление сведений о показателе", "В случае использования Заказчиком в наименовании показателей товаров знаков, слов и/или словосочетаний ":", "должен" (любых форм), "необходимо" (любых форм) и "должен быть" (любых форм), значение такого показателя должно быть предоставлено в неизменном виде. Настоящее требование инструкции имеет преимущественное значение перед остальными".
Таким образом участником не представлено сведений о значении показателя товара, требуемого Заказчиком, а указанное в заявке значение показателя товара, не соответствует требованиям документации об электронном аукционе.
6. Требование Заказчика по показателю "Время работы в режиме разговора необходимо" товара "Портативный спикерфон": "не менее 9 часов".
Наименование показателя товара, предлагаемого участником: "Время работы в режиме разговора".
Значение показателя товара, предлагаемое участником: "9 часов".
Положения инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе: "При представлении сведений о значениях показателей товаров участник закупки не вправе изменять наименования товаров и наименование показателя товаров, а также единицы измерения к показателям. Изменение наименования товаров и наименование показателя товаров, а также единицы измерения к показателям трактуется комиссией как непредставление сведений о показателе", "В случае использования Заказчиком в наименовании показателей товаров знаков, слов и/или словосочетаний ":", "должен" (любых форм), "необходимо" (любых форм) и "должен быть" (любых форм), значение такого показателя должно быть предоставлено в неизменном виде. Настоящее требование инструкции имеет преимущественное значение перед остальными".
Таким образом участником не представлено сведений о значении показателя товара, требуемого Заказчиком, а указанное в заявке значение показателя товара, не соответствует требованиям документации об электронном аукционе".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного ч. 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Частью 6 ст. 66 Закона о контрактной системе запрещается требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 или 3.1 и 5 настоящей статьи документов и информации.
Требования к товарам, которые поставляются Заказчику установлены Заказчиком в разделе 2 части III документации об электронном аукционе.
Так, при описании закупаемой товарной позиции "USB-видеокамера" Заказчиком установлено, в том числе, следующее требование: Дистанция захвата звука встроенным микрофоном: не менее 1 м.
Согласно установленной Заказчиком инструкции по заполнению первой части заявки, Заказчиком определено условие, в силу которого, в случае использования Заказчиком в наименовании показателей товаров знаков, слов и/или словосочетаний ":", "должен" (любых форм), "необходимо" (любых форм) и "должен быть" (любых форм), значение такого показателя должно быть предоставлено в неизменном виде. Настоящее требование инструкции имеет преимущественное значение перед остальными".
Таким образом, исходя из того, что в рассматриваемом случае при описании вышеуказанной товарной позиции Заказчиком использован, например, символ ":", участник закупки в силу прямого указания инструкции обязан был указать значение показателя в неизменном виде.
Из содержания первой части заявки Заявителя следует, что при описании рассматриваемой товарной позиции по указанному показателю Заявитель пренебрег положениями инструкции по заполнению первой части заявки и указал значение показателя, отличное от установленного в документации, что не соответствует требованиям документации об аукционе.
В соответствии с ч. 2 ст. 83.2 Закона о контрактной системе, в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 94 Закона о контактной системе, исполнение контракта включает в себя приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом о контрактной системе экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
Согласно ч. 3 ст. 94 Закона о контрактной системе, для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
Таким образом, заключение контракта с участником закупки, первая часть заявки которого не соответствует требованиям документации о закупке (в том числе, инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе) не позволяет осуществить приемку выполненной работы, оказанной услуги, поставленного товара в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
Учитывая изложенное, у аукционной комиссии Заказчика имелись достаточные основания для принятия решения об отказе участнику в допуске к участию в электронном аукционе, а, следовательно, доводы Заявителя о незаконном отказе Заявителю в допуске к участию в аукционе Комиссия УФАС находит необоснованными.
2. В результате внеплановой проверки обстоятельств размещения рассматриваемой закупки Комиссией УФАС установлено следующее.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной
в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями заказчика.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
При этом заказчикам надлежит учитывать нормы, установленные ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе, согласно которым документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Инструкция по заполнению первых частей заявок установлена Заказчиком в разделе 4 части III документации об электронном аукционе.
Анализ указанных положений инструкции позволяет прийти к выводу о том, что инструкция по заполнению заявок не только определяет определенный порядок заполнения заявок, но и в значительной степени затрудняет прочтение установленных Заказчиком требований к товару. Более того, Комиссия УФАС приходит к выводу, что по своему содержанию положения инструкции не определяют порядок заполнения заявок, а дают разъяснения относительно тех или иных значений, установленных Заказчиком, что не предусмотрено Законом о контрактной системе и использование подобного рода конструкций является нецелесообразным с точки зрения достижения целей регулирования процедур закупок.
Кроме того, установленная Заказчиком инструкция содержит излишнее описание правил представления сведений о товаре, которые содержат достаточно двусмысленные условия, что в определенной степени затрудняет правильное заполнения заявок.
Принимая во внимание совокупность вышеуказанных обстоятельств, а также необходимость указания участниками закупки в составе первой части заявки сведений о поставляемых товарах, требования к которым составляют значительный объем текста, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что установленная Заказчиком инструкция по заполнению первой части заявки не только не способствует правильному заполнению заявок, но и затрудняет для участников закупки подачу заявки в соответствии с требованиями документации, что является нарушением п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выявленное в действиях Заказчика нарушение законодательства о контрактной системе является существенным, что дало основание для выдачи обязательного для исполнения предписания о его устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Проектинформ" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 14 декабря 2021 г. N 44-5679/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.12.2021