Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е. В.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Резцовой А.М.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б. Ш.,
В присутствии представителей:
от заказчика - Яковлев А.И.,
от ООО "ИНТЕГРА" - Пикулева И.В., Бирюков А.В.
УСТАНОВИЛ
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "ИНТЕГРА" на действия заказчика - ГБУЗ СК "Медицинский информационно-аналитический центр" по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321200028421000004 "Поставка средств защиты информации".
Заявитель обжалует действия заказчика в части закупки.
Комиссия, выслушав сторону, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
В соответствии с части 1 статьи 1 Закона: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Рассмотрев доводы жалобы ООО "ИНТЕГРА", Комиссией установлено следующее:
1. Установление Заказчиком излишнего требования в виде наличия лицензии ФСТЭК России (нарушение ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе).
Разделом 2 аукционной документации установлено требование к участникам закупки в виде наличия лицензии ФСТЭК России на деятельность по технической защите конфиденциальной информации (постановление Правительства РФ от 03.02.2012 N 79 "О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации"), перечень работ и услуг согласно п. 4 подп. "е" - установка, монтаж, испытания, ремонт средств защиты информации (программных (программно-технических) средств защиты информации, защищенных программных (программно-технических) средств обработки информации, программных (программно-технических) средств контроля защищенности информации).
В качестве основания для данного требования Заказчик указывает п. 5 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (а именно: деятельность по технической защите конфиденциальной информации).
1.1. Объект закупки (поставка средств зашиты информации) не подлежит лицензированию.
Согласно приложению N 1 к аукционной документации "Наименование и описание объекта закупки (техническое задание)", объектом закупки являются средства защиты информации (ОКПД2 26.20.40.140):
- Сканер безопасности,
- Средство для обеспечения защиты виртуальной инфраструктуры,
- Дистрибутив средства для обеспечения защиты виртуальной инфраструктуры,
- Сертификат активации сервиса прямой технической поддержки,
- Программный модуль доверенной загрузки,
- Компакт-диск с дистрибутивом доверенной загрузки,
- Сертификат активации сервиса совместной технической поддержки.
Согласно ОКПД2, расшифровкой кода 26.20.40.140 является "средства защиты информации, а также информационные и телекоммуникационные системы, защищенные с использованием средств защиты информации".
Следовательно, объектом закупки является поставка средств защиты информации, передача неисключительных прав на использование программных средств защиты от несанкционированного доступа. Пунктом 1.1 проекта контракта, являющегося приложением к аукционной документации, предметом контракта является поставка средств защиты информации.
Поставка средств защиты информации, согласно Постановлению Правительства РФ от 03.02.2012 N 79 и Закону о лицензировании, не является подлежащим лицензированию видом деятельности. Установление излишнего требования в отсутствие правовых оснований является нарушением Закона о контрактной системе по ч. 6 ст. 31.
1.2. Необходимость лицензирования работ, не являющихся самостоятельным объектом закупки (составляющий лот закупки), не является основанием для установления требований к участникам о наличии лицензии.
Как следует из п. 1.1 проекта контракта и аукционной документации, в том числе, технического задания, Заказчик включает в лот закупки работы по установке и настройке средств защиты информации, являющиеся лицензируемым видом деятельности (в связи с чем и появилось требование в разделе 2 аукционной документации).
Вместе с тем, Закон о контрактной системе прямо предусматривает, что в случае, если предметом закупки является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, для осуществления которых необходима соответствующая лицензия, заказчик обязан установить требование к участникам закупки о наличии соответствующего документа.
В случае, если работы, требующие наличия лицензии, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ, являющихся объектом закупки, то установление требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. При исполнении контракта исполнитель может привлечь к их выполнению соисполнителя, имеющего соответствующую лицензию.
Установление требования о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в аукционе лицензии ограничивает количество участников закупки, и является нарушением ч. 2 ст. 8 и ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Кроме того, необходимо учитывать консолидированную позицию ФАС России, изложенную в п. 5.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331, и п. 9.1 Регламента Федеральной антимонопольной службы, утв. приказом ФАС России от 09.04.2007 N 105 для целей формирования единообразной практики территориальными органами. Согласно законодательству РФ о лицензировании, ряд работ, услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией. В случае, если в один объект закупки включены работы, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также работы, для выполнения которых такая лицензия не требуется, то установление требования о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в аукционе копии такой лицензии является нарушением ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе. Тем более, если вид работ, требующих наличия лицензии, не является основным и самостоятельным объектом закупки.
Также согласно Обзору разъяснений законодательства о размещении заказов для государственный и муниципальных нужд ФАС России от 30.04.2021, требование о наличии лицензии непосредственно у участника закупки в отношении предмета закупки, состоящего из нелицензируемого и лицензируемого вида деятельности, является избыточным обременением участников закупки, которое может приводить к сокращению количества участников закупки и ограничению конкуренции. В случае объединения в один предмет закупки (лот) поставки с выполнением сопутствующих работ (услуг), подлежащих лицензированию в соответствии с Законом о лицензировании, таких как монтаж (установка) и наладка, установление требования о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по выполнению (оказанию) работ (услуг), подлежащих лицензированию, неправомерно.
Таким образом, установленное требование в виде наличия лицензии ФСТЭК России является нарушением ч. 2 ст. 8, ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, ограничивает конкуренцию и количество участников закупки.
Данный довод заявителя обоснован.
2. Нарушение правил описания объекта закупки.
2.1. Согласно п. 5 таблицы 2 приложения N 1 к аукционной документации "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)", в отношении программного модуля доверенной загрузки установлено следующее требование:
"ПМДЗ должен соответствовать требованиям документов "Требования по
безопасности информации, устанавливающие уровни доверия к средствам технической защиты информации и средствам обеспечения безопасности информационных технологий" (ФСТЭК России, 2020) - по 2 уровню доверия, "Требования к средствам доверенной загрузки" (ФСТЭК России, 2013), "ИТ.ПМДЗ.УБ2.ПЗ" (ФСТЭК России, 2013)".
Вместе с тем, указанная Заказчиком спецификация профиля защиты средства доверенной загрузки - ИТ.ПМДЗ.УБ2.ПЗ, отсутствует как таковая.
Данный вывод следует из информационного письма ФСТЭК России от 06.02.2014 N 240/24/405, в котором приведены все существующие спецификации профиля защиты средства доверенной загрузки в отношении каждого класса защиты и типа средства доверенной загрузки. И указанный Заказчиком "ИТ.ПМДЗ.УБ2.ПЗ" отсутствует, не существует.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться в том числе правилом о том, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе).
Следовательно, Заказчику требуется во избежание нарушения положений ст. 33 Закона о контрактной системе скорректировать требования в части приведения требования в отношении программного модуля доверенной загрузки в соответствие с действующим законодательством (в частности, информационным письмом ФСТЭК России от 06.02.2014 N 240/24/405).
2.2. Согласно п. 6 таблицы 2 приложения N 1 к аукционной документации "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)", в отношении компакт-диска с дистрибутивом доверенной загрузки установлено требование о наличии формуляра, маркированного специальным защитным знаком соответствия ФСТЭК России.
Вместе с тем, согласно информационному сообщению ФСТЭК России от
22.07.2021 N 240/24/3487, специальные защитные знаки для маркирования сертифицированных средств защиты информации выдаваться не будут.
Следовательно, Заказчиком сформулировано неисполнимое требование к объекту закупки, противоречащее действующему законодательству.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупк и и условия контракта в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки (п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе).
Действия Заказчика по установлению неисполнимого требования, противоречащего действующему законодательству, нарушают правила описания объекта закупки, положения п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
2.3. Согласно разделу 5 "Требования к совместимости" приложения N 1 к аукционной документации "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)", к требованиям о совместимости закупаемого товара Заказчик, в том числе, отнес следующее: "оказываемые услуги не должны повлечь изменение структуры или технологии эксплуатации задач в информационной системе Заказчика, нарушить режим и качество работы функционирующего ресурса, порчу или удаление информационных баз данных и других информационных объектов".
Ввиду того, что реализация программного модуля доверенной загрузки формируется под конкретные материнские платы, процессоры, версии BIOS, для корректной подачи заявки и поставки товара требуется указать характеристики оборудования, наименование материнских плат, версий BIOS, название установленных процессоров, казать разметку диска MBR или GPT. Отсутствие указанных сведений может оказать существенное влияние на технические и функциональные характеристики самого объекта закупки.
Отсутствие указанных сведений не позволяет определить участникам закупки, будет ли предлагаемое ими к поставке оборудование (средства защиты информации) функционировать на оборудовании Заказчика.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться в том числе правилом о том, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе).
Следовательно, заказчику требуется во избежание нарушения положений ст. 33 Закона о контрактной системе конкретизировать характеристики оборудования, наименование материнских плат, версий BIOS, название установленных процессоров, указать разметку диска MBR или GPT.
Данный довод заявителя обоснован.
На основании вышеизложенного, в действиях заказчика - ГБУЗ СК "Медицинский информационно-аналитический центр" установлены нарушения требований ст. 31, 33 Закона N44-ФЗ.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ИНТЕГРА" на действия заказчика - ГБУЗ СК "Медицинский информационно-аналитический центр" по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321200028421000004 "Поставка средств защиты информации" - обоснованной.
2. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия заказчика - ГБУЗ СК "Медицинский информационно-аналитический центр" нарушившим требования ст. 31, 33 Закона N44-ФЗ, в связи с чем выдать обязательное для исполнения предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г. В. Золина
Е. В. Вишневская
Члены комиссии
А. М. Резцова
Б. Ш. Карпель
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 9 декабря 2021 г. N 026/06/31-2619/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.12.2021