Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Резцовой А.М.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевского С. И.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е.В.
от заказчика - Макаров А.Ю.
от ООО "Экос" - Костин А.А.
УСТАНОВИЛА:
Заказчик - ГБПОУ НХТК в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и пунктом 7 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 года N 1078, направил в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков ООО "Экос" и указал, что ООО "Экос" не исполнил условия контракта, в связи, с чем заказчик в одностороннем порядке расторг контракт.
В порядке части 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ и пункта 13 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Ставропольским УФАС России в целях, всестороннего, полного и объективного рассмотрения вопроса о включении (не включении) сведений в отношении ООО "Экос" в реестр недобросовестных поставщиков, по факту осуществления закупки путём проведения аукциона в электронной форме N 0121200004720001210 "Капитальный ремонт уличного фасада общежития N2, расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Невинномысск, Павлова, дом 13", назначено время и место осуществления проверки сведений поступивших от заказчика, о чем в адрес сторон были направлены соответствующие уведомления.
При рассмотрении обращения заказчик пояснил следующее:
23 ноября 2020 года по результатам электронного аукциона извещение N
012200004720001210 от 30 октября 2020 года, протокол N 1122-ЭА от 10 ноября 2020 года между ГБПОУ НХТК (Заказчик) и ООО "Экос" (Подрядчик) был заключен контракт N Ф-02/2020 на капитальный ремонт уличного фасада общежития N 2, расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Невинномысск, Павлова, дом 13.
Срок исполнения Контракта: 31 мая 2021 года
В соответствии с п. 1.1 Контракта Подрядчик принял на себя обязательства по осуществлению капитального ремонта уличного фасада общежития N 2, расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Невинномысск, Павлова, дом 13.
Однако, своих обязанностей Подрядчик не исполнил, тем самым нарушил п. 4.1 условия Контракта.
Неисполнение обязательств Исполнителя выразилось в следующем:
- Неоднократное нарушение сроков выполнения работ.
01 июня 2021 г. в адрес Подрядчика было направлено письмо о необходимости соблюдения сроков выполнения работ. 11.06.2021 года от Подрядчика поступило гарантийное письмо с окончанием срока выполнения работ до 31.08.2021 года.
24 августа 2021 года Заказчик направил в адрес Подрядчика уведомление о приемки работ назначенной на 31.08.2021 года, однако 24.08.2021 года от Подрядчика поступило письмо N 48 с отзывом гарантийных обязательств окончания работ установленных 11.06.2021 года и предложением расторгнуть контракт по соглашению сторон, либо принятия одностороннего отказа от исполнения Контракта со стороны Подрядчика, с указанием причины отказа - значительное удорожание строительных материалов.
26.08.2021 Заказчиком в адрес Подрядчика направлен отказ в принятии одностороннего отказа в виду отсутствия основания, на которое ссылается Подрядчик в заключенном контракте, Федеральном законе N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Гражданском кодексе Российской Федерации. 30 августа 2021 год Подрядчик направил Заказчику уведомление о приостановке работ на объекте.
01.09.2021 года Подрядчиком направлено письмо с просьбой обращения к распорядителю финансовых средств Заказчика с рассмотрением возможности увеличения цены контракта на 30%. 23.09.2021 года письмом N 10-6694 Министерство энергетики, промышленности и связи Ставропольского края указало на невозможность увеличения цены контракта в указанном объеме.
14 октября 2021 года в связи с неоднократным нарушением ООО "Экос" условий контракта Заказчик принял решение на односторонний отказ (расторжение контракта по инициативе Заказчика) в соответствии с требованиями пункта 11.3 Контракта, Законом от 5 апреля 2013 г. N44-ФЗ и статьи 450, 715 Гражданского кодекса РФ. 14.10.2021 года данный отказ был направлен по электронной почте Подрядчику, 19.10.2021 года размещен в единой информационной системе на официальном сайте, 20.10.2021 года заказным письмом с уведомлением на почтовый адрес Подрядчика.
Комиссия Ставропольского УФАС России, выслушав пояснения стороны, проанализировав представленные материалы, установила следующее:
Согласно статьям 309, 310 Гражданского Кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться сторонами надлежащим образом, в соответствии с условиями контракта, требованиями закона.
Частью 8 статьи 95 Закона о закупках расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о закупках заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
На основании ч. 1 ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик вправе во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность.
Если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков (ч. 2 ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В соответствии с пунктом 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Пунктом 3 статьи 708 ГК РФ установлено, что указанные в пункте 2 статьи 405 настоящего Кодекса последствия просрочки исполнения наступают при нарушении конечного срока выполнения работы, а также иных установленных договором подряда сроков.
Если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков (п. 3 ст. 715 ГК РФ).
На рассмотрение сведений заказчиком предоставлены документы свидетельствующие, что к сроку окончания работ, Обществом не исполнены обязательства по контракту.
У заказчика имелись законные основания для расторжения контракта в одностороннем порядке, в связи с неисполнением обществом взятых на себя обязательств.
2. В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 19 статьи 95 Закона поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 20 статьи 95 Закона решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия такого решения, направляется заказчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу заказчика, указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о его вручении заказчику. Выполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований части 20 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о вручении заказчику указанного уведомления.
При этом, Комиссией установлено, что ООО "Экос" 30.08.2021 г. приняло решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта и вручило его заказчику 30.08.2021, о чем свидетельствует отметка последнего о его получении.
Согласно части 21 статьи 95 Закона решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, решение Общества об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступило в законную силу 10.09.2021, при этом, заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта 14.10.2021 г., следовательно момент вступления в законную силу отказа Подрядчика от исполнения Контракта произошло ранее вступления в законную силу отказа Заказчика.
Исходя из положений статьи 104 ФЗ "О контрактной системе" реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом обязательств, принятых в рамках осуществления закупки. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в закупках в течение установленного срока (часть 9 статьи 104 ФЗ "О контрактной системе").
Комиссия Ставропольского УФАС России, в силу своей компетенции проверив действия заказчика и Общества на предмет соблюдения процедуры расторжения контракта, предусмотренной ФЗ "О контрактной системе", в данном случае не уполномочена давать правовую оценку действиям сторон при исполнении контракта с позиции применения гражданского законодательства и подменять при этом компетенцию суда, поскольку:
Оценив в совокупности имеющиеся доказательства, у Комиссии отсутствуют основания для включения ООО "Экос" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2, 8 статьи 104, статьей 83.2 Закона N 44-ФЗ и частью 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении ООО "Экос" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г.В. Золина
А. М. Резцова
Члены комиссии
С.И. Рошевский
Е.В. Вишневская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 9 декабря 2021 г. N РНП-26-1635
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.12.2021