Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
Врио заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И. Г.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е. В.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Резцовой А. М.,
В присутствии представителей:
от заказчика - Тленкопачевой И. С.,
от уполномоченного органа - Мурзиной А. Н.,
от заявителя - представитель отсутствовал,
УСТАНОВИЛ
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ИП Ткаченко В.В. на действия заказчика - ГБУЗ СК "Краевая детская клиническая больница", уполномоченного органа - Комитета Ставропольского края по государственным закупкам по факту осуществления закупки путем проведения открытого аукциона N 0121200004721001156 "Оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию медицинской техники".
В соответствии с части 1 статьи 1 Закона: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Комиссия, рассмотрев доводы жалобы, выслушав заказчика, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
Согласно пп. 1,2 ч. 1 ст. 64 закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги;
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. Указанное требование вызвано необходимостью оказания услуг в рамках правоспособности хозяйствующего субъекта, обусловленной наличием лицензии (свидетельства) на осуществление деятельности, относящейся к предмету закупки.
Согласно аукционной документации Заказчиком установлено требование к участникам закупки - соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, а именно: - наличие действующей лицензии на техническое обслуживание медицинской техники; - наличие действующей лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих). При формировании предмета закупки не допускается включать в предмет закупки товары (работы, услуги), функционально и технологически не связанные с товарами (работами, услугами), поставка (выполнение, оказание) которых является предметом закупки.
Под технологически и функционально не связанными между собой товарами, работами, услугами следует понимать товары, работы, услуги, которые отличаются друг от друга значительными особенностями (деталями), влияющими на качество и основные потребительские свойства товаров, результат работ, услуг, являются неоднородными (различными) по своему потребительскому назначению и не могут быть взаимозаменяемыми.
Заказчиком при размещении электронного аукциона было объединено техническое обслуживание медицинского оборудования, для выполнения которого требуется лицензия на осуществление деятельности по техническому обслуживанию медицинской техники, и обслуживание медицинского оборудования, являющимся источником ионизирующего излучения, для которого необходима отдельная лицензия.
Вместе с тем, включение в один лот нескольких предметов аукциона предполагает невозможность использования их по отдельности ввиду их технологической и функциональной связи;
Критериями для определения функциональной и технологической взаимосвязи товаров, в отношении которых проводится закупка, являются их единое неразрывное целевое использование (то есть не могут раздельно использоваться), необходимость их использования как единого комплекса, использование их в едином технологическом (производственном) процессе.
Объединение в один аукцион технического обслуживания медицинского оборудования, для выполнения которого требуется лицензия на осуществление деятельности по техническому обслуживанию медицинской техники, и обслуживание медицинского оборудования, являющимся источником ионизирующего излучения, для которого необходима отдельная лицензия, обусловлено спецификой лечебного процесса в нашем учреждении.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 37 Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" оказание медицинской помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями. В порядках оказания медицинской помощи указано, что отделения для обеспечения своей деятельности используют возможности лечебно-диагностических и вспомогательных подразделений медицинской организации, в составе которой оно организовано.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что рентгеновское отделение ГБУЗ СК "КДКБ" является вспомогательным подразделением. Имеющиеся в его оснащении рентгеновские аппараты, в том числе передвижные, компьютерный томограф, магнитно-резонансный томограф, позволяют выполнять один из основных видов диагностики заболеваний - рентгенологический. Одновременно с рентгеновскими аппаратами в отделении используются аппараты, не являющиеся источниками ионизирующего излучения, находящиеся на балансе отделения, например, негатоскопы, машина для проявления R-пленок. Облегчить чтение рентгеновского снимка помогает негатоскоп. Этот прибор позволяет точно интерпретировать изображение, что способствует постановке верного диагноза. Несмотря на то, что современная рентгенологическая техника дает снимки отличного качества с высоким уровнем детализации без экрана для просмотра рентгенограмм визуализировать мельчайшие подробности изображения практически невозможно. Например, просвечивая снимок на окне в дневное время, получить высокий результат интерпретации снимка крайне сложно, поскольку можно пропустить некоторые важные детали, а это в свою очередь часто приводит к неправильной постановке диагноза, и как следствие - неверному выбору комплекса лечебных мер. Проявочные машины предназначены для обработки рентгеновской плёнки.
Наибольший объем рентгенологических исследований выполняется новорожденным и пациентам отделения анестезиологии-реанимации. Рентгенологические исследования пациентам указанных отделений как правило проводятся по экстренным показаниям и "на месте", в связи с нетранспортабельностью больных. Исследования им могут выполняться ежедневно, а иногда не менее двух раз в сутки. У пациентов указанных отделений, находящихся на искусственной вентиляции лёгких, имеется высокий риск развития вентилятор-ассоциированной пневмонии, в связи с чем необходим постоянный рентгенологический контроль за состоянием лёгких. Врачами
- анестезиологами-реаниматологами проводится диализ пациентам с острой и хронической почечной недостаточностью. Одним из опасных осложнений процедуры гемодиализа и перитонеального диализа является отёк лёгких, который диагностируется рентгенологически и в случае необходимости во время процедуры диализа с использованием передвижного рентгеновского аппарата. Таким образом, клинические отделения максимально использующие диагностические возможности рентгеновского отделения и тесно с ним взаимосвязанные
Передвижной рентген аппарат в малых операционных эндоскопического отделения используются в ряде случаев. Примером таких вмешательств является проведение диагностической бронхографии с рентгенконтрастными растворами. Применение передвижного рентгена, в данном случае, является незаменимым устройством для получения информации о состоянии бронхолегочной системы.
Также рентген ассистирование в бронхологии и торакальной хирургии незаменимо при таких патологиях, как деструктивные пневмонии, осложнённые открытием бронхоплевральных свищей. В данной ситуации, при помощи передвижного рентген аппарата производится контроль адекватной постановки бронхиального окклюдера с оценкой герметичности бронхиального дерева.
Так, в Учреждении выполняются такие виды вмешательств, как эндопротизирование пищевода (стентирование), при доброкачественных стриктурах пищевода. Методика рентгенконтроля необходима для четкого позиционирования стента в области патологического процесса. Также при выполнении постановки трансгастрально-еюнальной питательной трубки при помощи рентген установки определяется точное позиционирование рентгеконтрастного дистального конца зонда в просвете тонкой кишки.
Все перечисленные вмешательства, при которых применяется передвижной рентген аппарат, не допускают перемещение пациента из операционной для проведения ренгенконтроля в рентгенологическое отделение для выполнения рентгенснимков на стационарной рентген установке в виду тяжести состояния пациента.
Таким образом, проведение технического обслуживания различными исполнителями в разные дни невозможно, ввиду единого неразрывного целевого использования и необходимости использования медицинского оборудования, указанного в аукционе, как единого комплекса.
Исходя из вышеизложенного, требование о предоставлении лицензии на техническое обслуживание медицинской техники и лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) в данном случае является объективной потребностью Заказчика в связи с необходимостью осуществления лечебного процесса.
Кроме того, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Более того, на заседании Комиссии было установлено, что заявитель не имеет в наличии лицензии на техническое обслуживание медицинской техники. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. Соответственно, в случаях, когда законодательством услуга подлежит лицензированию, участник закупки в обязательном порядке должен иметь соответствующую лицензию, в противном случае выполнять такие услуги он не имеет право. Таким образом, законные права и интересы ИП Ткаченко В. В. нарушены не были.
При таких обстоятельствах, Комиссией Ставропольского УФАС России по контролю в сфере закупок, в действиях заказчика нарушения Закона N 44-ФЗ не установлены.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Ткаченко В.В. на действия заказчика - ГБУЗ СК "Краевая детская клиническая больница", уполномоченного органа - Комитета Ставропольского края по государственным закупкам по факту осуществления закупки путем проведения открытого аукциона N 0121200004721001156 "Оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию медицинской техники" - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г. В. Золина
И. Г. Лыков
Е. В. Вишневская
Члены комиссии
А. М. Резцова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 14 декабря 2021 г. N 026/06/64-2660/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.12.2021