Резолютивная часть оглашена 14.12.2021
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
на основании статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков), рассмотрела обращение государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Областная станция переливания крови" (далее - ГБУЗ ВО "Областная станция переливания крови", заказчик) о включении информации об обществе с ограниченной ответственностью "Сатурн" (далее - ООО "Сатурн", Общество, исполнитель, поставщик) (ИНН 6671096460) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по осуществлении закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме "Поставка расходного материала для иммунохимического модульного анализатора "ARCHITECT i2000sr", используемого заказчиком в учреждении для нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Областная станция переливания крови"" (закупка N 0328200017020000009).
13.12.2021 в соответствии с Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков и частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в сфере закупок в рамках рассмотрения дела о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков Комиссией был объявлен перерыв до 14.12.2021.
На заседании Комиссии присутствовал представитель заказчика, главный врач ГБУЗ ВО "Областная станция переливания крови".
В ходе рассмотрения дела, Комиссия
У С Т А Н О В И Л А:
Во Владимирское УФАС России поступило обращение ГБУЗ ВО "Областная станция переливания крови" о включении информации в отношении ООО "Сатурн" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в котором указаны следующие обстоятельства.
02.03.2020 между ГБУЗ ВО "Областная станция переливания крови" и ООО "Сатурн" заключен контракт на поставку расходного материала для иммунохимического модульного анализатора "ARCHITECT i2000sr", используемого заказчиком в учреждении для нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Областная станция переливания крови" (далее - контракт).
В соответствии с пунктом 1.2 контракта сроки поставки, определяются согласно приложению N 1 к контракту ("Спецификация"), (срок поставки с момента заключения контракта до 10.12.2020, поставка товара согласно заявкам учреждения, в течение 20 календарных дней с момента получения заявки учреждения).
В период с 02.03.2020 по 10.12.2020 ООО "Сатурн" частично поставило товар на сумму 179701,00 рублей (75% от общей цены контракта).
20.05.2021 и 16.08.2021 заказчик направлял Обществу письма с требованием поставить оставшуюся часть товара по контракту.
Однако по состоянию на 26.10.2021 товар поставлен не был.
В соответствии с нормами части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 7.2 контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в одностороннем порядке в соответствии с гражданским законодательством.
В силу части 2 статьи 523 Гражданского кодекса Российской Федерации нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Учитывая, что ООО "Сатурн" неоднократно нарушало сроки поставки товара и в дальнейшем не поставило товар в полном объеме 26.10.2021 заказчик принял решение отказаться в одностороннем порядке от исполнения контракта.
07.12.2021 решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу.
На основании вышеизложенного, ГБУЗ ВО "Областная станция переливания крови" просит рассмотреть вопрос о включении ООО "Сатурн" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Во Владимирское УФАС России никаких пояснений от Общества предоставлено не было.
Изучив представленные документы, Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в сфере закупок в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков).
Пунктом 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков определено, что рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно пункту 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные экономические последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
В качестве необходимого элемента общего понятия состава правонарушения выступает вина, наличие которой является во всех отраслях права предпосылкой возложения юридической ответственности, если иное прямо и недвусмысленно не установлено непосредственно самим законодателем.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
В силу пункта 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
В соответствии с пунктом 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
В пункте 1 Постановления от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Из вышеприведенных положений следует, что при поступлении сведений о случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта антимонопольный орган должен провести проверку и установить факт недобросовестного поведения поставщика (подрядчика, исполнителя), повлекший односторонний отказ заказчика от исполнения контракта, и только в случае подтверждения указанного факта он принимает решение о включении сведений о поставщике в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Комиссия считает, что основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое нарушение условий контракта исполнителем, которое не только повлекло односторонний отказ заказчика от исполнения контракта, но и которое предполагает недобросовестное поведение такого исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно пункту 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Комиссия принимает во внимание факт поставки и приемки товара, оплаченного заказчиком на сумму 179701,00 рублей, что является 75% от общей цены заключенного контракта.
Комиссия не находит оснований для включения Общества в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании изложенного и руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Отказать в удовлетворении обращения ГБУЗ ВО "Областная станция переливания крови" о включении информации в отношении ООО "Сатурн" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Решение территориального антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в сроки, установленные действующим законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 14 декабря 2021 г. N РНП 33-1637
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.12.2021