Резолютивная часть объявлена 10.12.2021 г. Калининград
Изготовлено в полном объеме 14.12.2021
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Н.С. Иванова - заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
Члены Комиссии:
Ю.А. Зацепина - заместитель начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
О.И. Филатов - государственный инспектор отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России,
с участием представителей:
заказчика - администрации Гурьевского городского округа: Симиненко С.В. (по доверенности), Бритвич Ю.А. (по доверенности);
заявителя - ООО "КЛГД Строй": Троян О.П. (по доверенности),
рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина "TrueConf" в режиме видеоконференцсвязи жалобу (вх. N 9476 от 06.12.2021, поданную ООО "КЛГД Строй" (далее - Заявитель) на действия заказчика - администрации Гурьевского городского округа при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по объекту "Строительство детского сада в пос. Васильково Гурьевского городского округа" (извещение N 0135300002621000376) (далее - Аукцион) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 06.12.2021 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при формировании Аукционной документации.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
02.06.2021 государственное казенное учреждение Калининградской области "Центр обеспечения организации и проведения торгов" разместило извещение о проведении электронного аукциона N 0335200014921001870 на выполнение работ по объекту "Строительство детского сада в пос. Васильково Гурьевского городского округа"; начальная (максимальная) цена контракта - 207 916 410,00 рублей. Победителем аукциона N 0335200014921001870 признано ООО "КГД Строй".
06.07.2021 между Заказчиком и ООО "КЛГД СТРОЙ" (далее - Общество) заключен контракт N 0335200014921001870 на выполнение работ по объекту "Строительство детского сада в пос. Васильково Гурьевского городского округа" (далее - Контракт). 14.10.2021 Заказчиком принято Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
ООО "КЛГД Строй" 26.10.2021 г. направлено исковое заявление в Арбитражный суд Калининградской области о признании Решения незаконным. Исковое заявление подано в 10-дневный срок с даты получения Решения об отказе, принято судом к производству (дело А21-11644/2021), в связи с чем считаем, что Решение администрации Гурьевского городского округа Калининградской области Решения от 14.10.2021 г. N 06/15285 об одностороннем отказе от исполнения контракта N 0335200014921001870 не вступило в законную силу и, следовательно, Муниципальный контракт N 0335200014921001870 06.07.2021 г. не расторгнут.
Заявитель считает, что права размещать извещение о проведении аукциона N 0135300002621000376 по объекту закупки, в отношении которой договорные отношения не прекращены, неправомерно.
Кроме того, 25.11.2021 в адрес ООО "КЛГД Строй" Заказчиком направлено письмо исх. N06/17122 о принятии качественно выполненных работ по контракту N 0335200014921001870 общей стоимостью 6 203 604,36 рублей.
Если контракт расторгнут заказчиком в одностороннем порядке, новый можно заключить только после включения контрагента в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Данное правило не распространяется на контракт, указанный в части 9 статьи 37 Закона Закон о контрактной системе (часть 17.1 статья 95 Закона о контрактной системе).
Согласно части 18 статьи 95 Закона о контрактной системе если до расторжения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) частично исполнил обязательства, предусмотренные контрактом, при заключении нового контракта количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги должны быть уменьшены с учетом количества поставленного товара, объема выполненной работы или оказанной услуги по расторгнутому контракту.
При этом цена контракта, заключаемого в соответствии с частью 17 статьи 95 Закона Закон о контрактной системе, должна быть уменьшена пропорционально количеству поставленного товара, объему выполненной работы или оказанной услуги.
Заявитель считает, что Заказчиком нарушены положения частей 17 и 18 статьи 95 Закона о контрактной системе, поскольку НМЦ размещенной закупки (извещение N 0135300002621000376) составляет 227 559 040,00 (двести двадцать семь миллионов пятьсот пятьдесят девять тысяч двести сорок) рублей 00 коп.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Представители Заказчика с доводами жалобы Заявителя на заседании Комиссии не согласились.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
26.11.2021 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме N 0135300002621000376 и Аукционная документация с приложениями.
Начальная (максимальная) цена контракта - 227 559 040,00 рублей.
1. ООО "КГД Строй" признано победителем аукциона N 0335200014921001870 на выполнение работ по объекту "Строительство детского сада в пос. Васильково Гурьевского городского округа" признано ООО "КГД Строй". 14.10.2021 Заказчиком принято Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта. 25.11.2021 в адрес ООО "КЛГД Строй" Заказчиком направлено письмо о принятии качественно выполненных работ по контракту N 0335200014921001870 общей стоимостью 6 203 604,36 рублей.
Заявитель считает, что при проведении Аукциона (извещение N 0135300002621000376) Заказчиком нарушены положения частей 17 и 18 статьи 95 Закона о контрактной системе, поскольку Заказчик не в праве проводить закупку при условии не расторгнутого контракта, заключенного по результатам проведения аукциона N 0335200014921001870, а также начальная (максимальная) цена контракта, указанная в извещении N 0135300002621000376 не уменьшена.
В ходе заседания Комиссии 09.12.2021 Заявителем отозван довод о нарушении части 17 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно части 17.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае расторжения контракта по основаниям, предусмотренным частью 8 указанной статьи, заказчик вправе заключить контракт с участником закупки, с которым в соответствии с Законом о контрактной системе заключается контракт при уклонении от заключения контракта победителя, указанного в части 3 статьи 54, части 6 статьи 78, первом предложении части 17 статьи 83, победителя электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 статьи 83.2 Закона о контрактной системе) и при условии согласия такого участника закупки заключить контракт. Указанный контракт заключается с соблюдением условий, предусмотренных частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе с учетом положений части 18 указанной статьи, и после предоставления в соответствии с Законом о контрактной системе участником закупки обеспечения исполнения контракта, если требование обеспечения исполнения контракта предусмотрено извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке. При этом при расторжении контракта (за исключением контракта, указанного в части 9 статьи 37 Закона о контрактной системе в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта заключение контракта в соответствии с настоящей частью допускается в случае, если в связи с таким расторжением в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе принято решение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым расторгнут контракт, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, частью 17.1 статьи 95 Закона о контрактной системе закреплено право (не обязанность) заказчика на заключение контракта с участником закупки, занявшем второе место по результатам проведения аукциона, в случае принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта подрядчиком.
Согласно части 18 статьи 95 Закона о контрактной системе, если до расторжения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) частично исполнил обязательства, предусмотренные контрактом, при заключении нового контракта количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги должны быть уменьшены с учетом количества поставленного товара, объема выполненной работы или оказанной услуги по расторгнутому контракту. При этом цена контракта, заключаемого в соответствии с частью 17 настоящей статьи, должна быть уменьшена пропорционально количеству поставленного товара, объему выполненной работы или оказанной услуги.
Согласно части 9 статьи 16 Закона о контрактной системе внесение в соответствии с частью 8 настоящей статьи изменений в план-график может осуществляться не позднее чем за один день до дня размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом либо в случае заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с ч. 1 ст. 93 настоящего Федерального закона - не позднее чем за один день до дня заключения контракта.
Комиссией установлено, что рассматриваемая закупка (извещение N 0135300002621000376) осуществляется Заказчиком в соответствии с планом-графиком.
В отношении довода о необходимости уменьшения начальной (максимальной) цены контракта Комиссия отмечает, что документы, подтверждающие принятие Заказчиком выполненных работ по контракту N 0335200014921001870 общей стоимостью 6 203 604,36 рублей, Заявителем в материалы дела не представлены.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе финансовый контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 указанной статьи) в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги, осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
В связи с изложенным выше Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы Заявителя.
2. В результате проведения внеплановой проверки по соблюдению Заказчиком требований Закона о контрактной системе при проведении Аукциона Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, в том числе требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Приложение N 1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 N 99) устанавливает дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.
Предметом Аукциона является выполнение работ по объекту "Строительство детского сада в пос. Васильково Гурьевского городского округа".
Согласно пункту 2 Приложения 1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 в случае осуществлении закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей, к участникам закупки устанавливаются дополнительные требования, а именно: наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять:
- не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей;
- не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 100 млн. рублей;
- не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500 млн. рублей
К документам, подтверждающим соответствие участников закупки дополнительным требованиям, относятся:
- копия исполненного контракта (договора);
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Комиссия, изучив извещение N 0135300002621000376 и документацию об Аукционе, установила, что дополнительные требования к участникам Аукциона в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, а именно наличие опыта работы, связанного с предметом контракта, в соответствии с пунктом 2 Приложения 1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта, Заказчиком установлены.
Вместе с тем, в извещении о проведении Аукциона Заказчиком не указан исчерпывающий перечень документов, который участники Аукциона должны представить в целях подтверждения соответствия дополнительным требованиям, установленным пунктом 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе и пунктом 2 Приложения 1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99.
В связи с изложенным выше Комиссия делает вывод, что Заказчиком нарушены пункт 6 части 5 статьи 63 и часть 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос Председателя Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "КЛГД Строй" необоснованной.
2. Признать Заказчика - администрацию Гурьевского городского округа нарушившим пункт 6 части 5 статьи 63 и часть 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе заказчику - администрации Гурьевского городского округа не выдавать в связи с ранее выданным предписанием по делу N 039/06/64-1512/2021.
Председатель Комиссии: Н.С. Иванова
Члены Комиссии: Ю.А. Зацепина
О.И. Филатов
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 14 декабря 2021 г. N 039/06/95-1519/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.12.2021