Резолютивная часть объявлена 10.12.2021 г. Калининград
Изготовлено в полном объеме 15.12.2021
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Н.С. Иванова - заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
Члены Комиссии:
А.Н. Хлусова - заместитель начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
О.И. Филатов - ведущий специалист - эксперт отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
с участием представителей:
заявителя - ИП Бородулиной Е.В.: Е.О. Прокловой (по доверенности);
ответственного заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калининградской области "Центральная городская клиническая больница": С.Н. Сидоренко (по доверенности);
уполномоченного учреждения - Государственного казенного учреждения Калининградской области "Центр обеспечения организации и проведения торгов": А.С. Санниковой (по доверенности);
рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи посредством плагина "TrueConf" жалобу ИП Бородулиной Е.В. (вх. N 9495 от 06.12.2021) на действия заказчиков согласно извещению N 0335200014921004409 при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка средств дезинфицирующих (извещение N 0335200014921004409) (далее - Аукцион), и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 06.12.2021 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчиков при формировании документации об Аукционе.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
По мнению Заявителя, описание объекта закупки, отраженное в разделе 3 "Техническое задание и обоснование начальной (максимальной) цены контракта" Аукционной документации, сформировано исходя из возможности поставки товаров единственного производителя - Альтсепт, производителя - ООО "НПК Медэкс" и исключает возможности поставки эквивалентных товаров.
Вышеуказанные действия Заказчиков нарушают требования Закона о контрактной системе и направлены на ограничение количества участников Аукциона.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Ответственный Заказчик не согласен с доводами жалобы, считает, что действия Заказчиков при формировании Аукционной документации соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе.
Уполномоченным учреждением даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Уполномоченное учреждение поддерживает позицию ответственного Заказчика, считает доводы жалобы необоснованными.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
24.11.2021 Уполномоченным учреждением на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме N 0335200014921004409 и Аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта - 34 108 102,76 рублей.
Согласно статье 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе).
В силу части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из буквального толкования названных норм следует, что при описании объекта закупки заказчики должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Разделом 3 "Техническое задание и обоснование начальной (максимальной) цены контракта" Аукционной документации установлены технические, функциональные и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики товара - средств дезинфицирующих по 24 позициям.
В ходе заседания Комиссии представитель Заказчика пояснил, что требованиям раздела 3 "Техническое задание и обоснование начальной (максимальной) цены контракта" Аукционной документации по позиции 1 соответствуют товары следующих производителей - "Альтсепт Экспресс" (производитель ООО "НПК Медэкс", страна производства - Российская Федерация), "Микросептик Экспресс" (производитель ООО "Мир дезинфекции", страна производства - Российская Федерация), "Савир-асепт" (производитель ООО "Савир", страна производства - Российская Федерация);
по позиции 2 соответствуют товары следующих производителей - "Альтсепт Экспресс" (производитель ООО "НПК Медэкс", страна производства - Российская Федерация), "Люмакс профи" (производитель ООО "Технопром", страна производства - Российская Федерация), "Савир-асепт" (производитель ООО "Савир", страна производства - Российская Федерация);
по позиции 3 соответствуют товары следующих производителей - "Альтсепт ЧАС" (производитель ООО "НПК Медэкс", страна производства - Российская Федерация), "Санимед Экспресс" (производитель ООО "Лизоформ", страна производства - Российская Федерация), "БаиСептПро" (производитель ООО "Бирюза", страна производства - Российская Федерация);
по позиции 4 соответствуют товары следующих производителей - "Альтсепт Экспресс" (производитель ООО "НПК Медэкс", страна производства - Российская Федерация), "Савир-асепт" (производитель ООО "Савир", страна производства - Российская Федерация), "БаиСепт" (производитель ООО "Бирюза", страна производства - Российская Федерация);
по позиции 5 соответствуют товары следующих производителей - "Альтсепт М" (производитель ООО "НПК Медэкс", страна производства - Российская Федерация), "Делия септ" (производитель ООО "Растер", страна производства - Российская Федерация), "Фрибак" (производитель ООО "Русхим", страна производства - Российская Федерация);
по позиции 6 соответствуют товары следующих производителей - "Альтсепт М Терра" (производитель ООО "НПК Медэкс", страна производства - Российская Федерация), "А-дез Экстра" (производитель ООО "Дезконтроль", страна производства - Российская Федерация), "Милис форте" (производитель ООО "Континент", страна производства - Российская Федерация);
по позиции 7 соответствуют товары следующих производителей - "Альтсепт М Терра" (производитель ООО "НПК Медэкс", страна производства - Российская Федерация), "А-дез Экстра" (производитель ООО "Дезконтроль", страна производства - Российская Федерация);
по позиции 8 соответствуют товары следующих производителей - "Альтсепт Лайт" (производитель ООО "НПК Медэкс", страна производства - Российская Федерация), "Оптидез" (производитель ООО "Дезнэт", страна производства - Российская Федерация);
по позиции 9 соответствуют товары следующих производителей - "Альтсепт Экспресс" (производитель ООО "НПК Медэкс", страна производства - Российская Федерация), "Триосепт-ОЛ" (производитель ООО "Спецсинтез", страна производства - Российская Федерация);
по позиции 10 соответствуют товары следующих производителей - "Телесфор форте" (производитель ООО "НПК Медэкс", страна производства - Российская Федерация), "А-дез" (производитель ООО "Дезконтракт", страна производства - Российская Федерация);
по позиции 11 соответствуют товары следующих производителей - "Ксион 2% ГА" (производитель ООО "НПК Медэкс", страна производства - Российская Федерация), "Стерокс" (производитель ООО "Интерсен Плюс", страна производства - Российская Федерация);
по позиции 12 соответствуют товары следующих производителей - "Телесфор Люкс" (производитель ООО "НПК Медэкс", страна производства - Российская Федерация), "Эндезим-актив" (производитель ООО "Новодез", страна производства - Российская Федерация);
по позиции 13 соответствуют товары следующих производителей - "Телесфор Люкс" (производитель ООО "НПК Медэкс", страна производства - Российская Федерация), "Эндезим-актив" (производитель ООО "Новодез", страна производства - Российская Федерация);
по позиции 14 соответствуют товары следующих производителей - "Терецид" (производитель ООО "НПК Медэкс", страна производства - Российская Федерация), "Эффект форте" (производитель ООО "Биодез", страна производства - Российская Федерация);
по позиции 15 соответствуют товары следующих производителей - "Люир хлор люкс" (производитель ООО "НПК Медэкс", страна производства - Российская Федерация), "Хлортабс" (производитель ООО "Геникс", страна производства - Российская Федерация);
по позиции 16 соответствуют товары следующих производителей - "Люир хлор люкс" (производитель ООО "НПК Медэкс", страна производства - Российская Федерация), "Хлортабс" (производитель ООО "Геникс", страна производства - Российская Федерация);
по позиции 17 соответствуют товары следующих производителей - "Альтсепт Экспресс" (производитель ООО "НПК Медэкс", страна производства - Российская Федерация), "Савир-асепт" (производитель ООО "Савир", страна производства - Российская Федерация);
по позиции 18 соответствуют товары следующих производителей - "КСИОН ОПА" (производитель ООО "НПК Медэкс", страна производства - Российская Федерация), "Опастер" (производитель ООО "Лаборатория Аниос", страна производства - Российская Федерация),
по позиции 19 соответствуют товары следующих производителей - "КСИОН ЭНЗИМ" (производитель ООО "НПК Медэкс", страна производства - Российская Федерация), "Сайдезим Экстра" (страна производства - США);
по позиции 20 соответствуют товары следующих производителей - "Люир экспресс" (производитель ООО "НПК Медэкс", страна производства - Российская Федерация), "Салфетки Велтосфер" (производитель ООО "Велт", страна производства - Российская Федерация);
по позиции 21 соответствуют товары следующих производителей - "Фортис Дез" (производитель ООО "Велт", страна производства - Российская Федерация), "Альфастерил-Оксид" (производитель ООО "Стеримед", страна производства - Российская Федерация), "Дельсан-Окси" (производитель ООО "Дельрус-Дез", страна производства - Российская Федерация);
по позиции 22 соответствуют товары следующих производителей - "ЭликСиСепт" (производитель ООО "ЭЛИКСИ-МЕД", страна производства - Российская Федерация), "АлриСепт" (производитель ООО "Стеримед", страна производства - Российская Федерация), "Санилокс N 80" (производитель ООО "Ацея", страна производства - Российская Федерация);
по позиции 23 соответствуют товары следующих производителей - "ДезЭлит" (производитель ООО "МедЦентр Положье", страна производства - Российская Федерация), "Альфастерил-Гликоль" (производитель ООО "Стеримед", страна производства - Российская Федерация), "Лакто" (производитель ООО "Авансепт Медикалз", страна производства - Российская Федерация);
по позиции 24 соответствуют товары следующих производителей - "Крышталин-Айсид-МК" (производитель ООО "НПО ХИММЕДСИНТЕЗ", страна производства - Республика Беларусь);
"Айсидез" (производитель ООО "Белсепт", страна производства - Республика Беларусь), "DGM Дезигард Глико" (производитель ООО "БелАсептика-Дез", страна производства - Республика Беларусь).
Вышеуказанная позиция Заказчика подтверждается представленными в ответ на запрос коммерческих предложений Заказчика коммерческими предложениями поставщиков медицинских изделий (вх. N 720 от 08.09.2021, вх. N 721 от 08.09.2021, вх. N 722 от 08.09.2021), а также представленными Заказчиком копиями инструкцией по применению вышеперечисленных дезинфицирующих средств.
Также представитель Заказчика пояснил, что технические, функциональные и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики товаров - средств дезинфицирующих, в том числе указание такой характеристики как наличие в составе дезинфицирующих средств функциональных добавок, ухаживающих за кожей, установлены Заказчиком на основании его объективных потребностей в целях многофункционального использования дезинфицирующих средств, что в свою очередь позволит достичь экономии бюджетных средств.
Кроме того, согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 09.12.2021 N 0335200014921004409 на участие в Аукционе было подано 4 (четыре) заявки (идентификационный номер -111069079, 111057642, 111070333, 111080231), которым отказано в допуске к участию в Аукционе, ввиду непредставления в составе первых частей заявок конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в Аукционной документации.
Комиссия, проанализировав документацию об Аукционе, пояснения Заявителя и ответственного Заказчика, приходит к следующим выводам.
Статьей 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в качестве одного из основополагающих принципов охраны здоровья провозглашен приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.
Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований законодательства о контрактной системе.
При этом как следует из положений Закона о контрактной системе, заказчик имеет право детализировать предмет закупки, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Таким образом, в рассматриваемом случае Заказчик, формируя данные требования к характеристикам товара, описание объекта закупки, руководствовался существующей потребностью с учетом специфики своей деятельности и имеющейся необходимости закупки средств дезинфицирующих с учетом собственных нужд.
Комиссия отмечает, что потребностью заказчика является поставка товара, соответственно участником закупки может выступать любое заинтересованное лицо: юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или физическое лицо, имеющее возможность в соответствии с законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком товаров, работ и услуг. Тогда как отсутствие товара с необходимыми характеристиками у какого-либо потенциального участника закупки не может являться признаком ограничения круга участников закупки.
Кроме того, согласно пункту 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, разъяснено, что по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Вместе с тем, каких-либо доказательств того, что описание объекта закупки, содержащееся в разделе 3 "Техническое задание и обоснование начальной (максимальной) цены контракта" документации об Аукционе, направлено на закупку товара у определенного поставщика, а также доказательств невозможности приобретения Заявителем товаров производителей, соответствующих требованиям раздела 3 "Техническое задание и обоснование начальной (максимальной) цены контракта" документации об Аукционе, Заявителем представлено не было.
Поскольку приоритетной целью государственных закупок является удовлетворение потребностей заказчика, а не экономических интересов хозяйствующих субъектов, невозможность участия в Аукционе в данном случае Заявителя связана с отсутствием у него товара, необходимого Заказчику, что не свидетельствует о нарушении его прав и ограничении конкуренции Заказчиком.
В рассматриваемом случае не представлено доказательств того, что закупка необоснованная, а сформулированные Заказчиком требования к объекту закупки не соответствуют фактическим потребностям и тем самым влекут неэффективность использования бюджетных средств.
Таким образом, при вышеуказанных обстоятельствах Комиссия, учитывая потребность Заказчика, а также отсутствие в рассматриваемом случае достаточных доказательств, позволяющих сделать вывод о том, что описание объекта закупки сформировано таким образом, что подходит только товар конкретного производителя, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос Председателя Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Бородулиной Е.В. необоснованной.
Председатель Комиссии: |
|
Н.С. Иванова |
Члены Комиссии: |
|
А.Н. Хлусова
О.И. Филатов
|
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 15 декабря 2021 г. N 039/06/33-1509/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.12.2021