Резолютивная часть оглашена
10.12.2021 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС),
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", жалобы ООО "СТИГМАТРАНС", ООО "Гиперион" (далее - Заявители) на действия Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту скверов на территории городского округа Самара: сквер "у Дворца Торжеств", сквер "Полевой", сквер "Яблоневый" (извещение N 0342300000121001798, начальная (максимальная) цена контракта - 89 603 203,71 руб.),
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступили жалобы ООО "СТИГМАТРАНС", ООО "Гиперион" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Согласно доводам Заявителей ООО "СТИГМАТРАНС", ООО "Гиперион" аукционная документация заказчика составлена с нарушением норм Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, Заявители просят признать жалобы обоснованными, выдать предписание об устранении допущенных при осуществлении Закупки нарушений.
Заказчик, Уполномоченный орган с доводами жалоб не согласились, просили в удовлетворении жалоб отказать, указывая на отсутствие нарушений в аукционной документации, предоставили письменные возражения на жалобы, запрашиваемые документы.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалоб, документацию об аукционе и проведя, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
Согласно доводам Заявителя ООО "СТИГМАТРАНС", аукционная документация Заказчика составлена с нарушениями норм Закона о контрактной системе, а именно неправомерно установлено требование о предоставлении конкретных показателей в составе заявки на участие в аукционе.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных указанным Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно письменным возражениям представителя Заказчика (N1-03/2-01/18352 от 09.12.2021 года) при составлении документации Заказчик руководствовался приказом Департамента управления имуществом г.о. Самара "О внесении в реестр муниципального имущества г.о. Самара сведений о муниципальном имуществе в составе объектов благоустройства общественных территорий г.о. Самара". Таким образом, Заказчиком установлены требования представления конкретных показателей тех товаров, которые будут поставлены на бухгалтерский баланс.
Доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в документации закупки требования создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом необоснованно повлекли за собой ограничение количества участников, Заявителем, вопреки требованиям части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, представлено не было.
На основании вышеизложенного, довод Заявителя признан необоснованным.
Согласно доводам Заявителя ООО "Гиперион", в сметах на благоустройство присутствуют работы по устройству покрытия из горячих асфальтобетонных смесей. Согласно пункту 6.11 СП 82.13330.2016 "Благоустройство территорий" асфальтобетонные покрытия допускается укладывать только в сухую погоду. Основания под асфальтобетонные покрытия должны быть очищенными от грязи и сухими. Температура воздуха при укладке асфальтобетонных покрытий из горячих и холодных смесей должна быть не ниже плюс 5 °C весной и летом и не ниже плюс 10 °C осенью. Температура воздуха при укладке асфальтобетонных покрытий из теплых смесей должна быть не ниже минус 10 °C. Вместе с тем, согласно многолетним метеонаблюдениям, подобные погодные условия (а именно температурный режим и просохшее после снеготаяния основание) в нашем регионе могут наблюдаться только во второй половине апреля. На практике были года, когда к концу апреля процесс снеготаяния не был завершен, следовательно основание не было сухим.
Кроме того, Заявитель ООО "Гиперион" считает, что Заказчиком в аукционной документации не верно установлены сроки посадки цветов.
Аукционной документацией предусмотрены работы по озеленению скверов. Согласно пункту 9.2 СП 82.13330.2016 работы по озеленению должны выполняться только после расстилки растительного грунта, устройства проездов, тротуаров, дорожек, площадок и оград, и уборки остатков строительного мусора после их строительства.
Согласно пункту 9.12 СП 82.13330.2016 работы по озеленению территорий следует производить в зависимости от климатических условий подрайонов в соответствии с СП 131.13330. 2016 в сроки, указанные в приложении 2.
Краткая характеристика климатических подрайонов |
Деревья и кустарники |
Газоны и цветники |
||
весенние посадки |
осенние посадки |
начало посевов |
окончание посевов |
|
1. Климатические подрайоны со среднемесячными температурами января от -28 °C и ниже и июля +/- 0 °C и выше, с суровой длинной зимой и высотой снежного покрова до 1,2 м. Вечномерзлые грунты |
Май |
Сентябрь |
15 мая |
31 августа |
2. Климатические подрайоны со среднемесячными температурами января от -15 °C и выше и июля от +25 °C и выше, с жарким солнечным летом и короткой зимой. Просадочные грунты |
Март |
Октябрь-ноябрь |
1 марта |
31 октября |
3. Остальные районы |
20 апреля - 20 мая |
Сентябрь-октябрь |
20 мая |
20 сентября |
Примечание - Местная администрация в отдельных случаях может уточнять указанные сроки посадки с учетом местных климатических и агротехнических условий, а также с учетом начала или окончания вегетации корневой системы растений. Посадка цветов должна производиться в следующие сроки: летников цветущих и ковровых, не зимующих в грунте, - после окончания весенних заморозков; двулетников и многолетников, зимующих в грунте, - осенью и весной; луковичных, зимующих в грунте, - осенью. |
Доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в документации закупки требования создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом необоснованно повлекли за собой ограничение количества участников, Заявителем, вопреки требованиям части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, представлено не было.
Документация Заказчика не содержит требований выполнить работы с нарушением нормативных документов. Гражданское законодательство позволяет исполнителю при необходимости приостанавливать работы до устранения обстоятельств, влекущих невозможность их выполнения по причинам, независящим от исполнителя.
Учитывая вышеприведенные обстоятельства, комиссия антимонопольного органа не усматривает в действиях Заказчика нарушений норм Закона о контрактной системе по данному доводу Заявителя.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобы ООО "СТИГМАТРАНС", ООО "Гиперион" необоснованными.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 14 декабря 2021 г. N 984-14899-21/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.12.2021