Резолютивная часть оглашена
13.12.2021 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС),
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", жалобы ООО "ТТ" (далее - Заявитель) на действия ГУ - Самарское РО Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении открытых конкурсов в электронной форме на выполнение работ по обеспечению инвалидов индивидуально изготовленными протезами верхних конечностей в 2022 году (извещение N 0242100000521000165, начальная (максимальная) цена контракта - 5 000 000,00 руб.); на выполнение работ по обеспечению инвалидов индивидуально изготовленными протезами нижних конечностей в 2022 году (извещение N0242100000521000167, начальная (максимальная) цена контракта - 50 000 000,00 руб.),
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступили жалобы ООО "ТТ" на действия Заказчика при проведении открытых конкурсов в электронной форме.
Согласно доводам Заявителя, при расчете нестоимостного критерия "квалификация участников закупки" определяется на основании опыта участника конкурса по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого объёма и характера, при этом последний показатель рассчитывается двумя способами с разными коэффициентами значимости и затем суммируется. Фактически два нестоимостных показателя являются одним и тем же показателем, так как при его расчете используются данные по одним и тем же контрактам, но по разным величинным показателям.
Кроме того, в конкурсных документациях Заказчика установлены в качестве критерия оценки заявок наличие опыта выполнения работ исключительно по государственным контрактам, что ставит в преимущественное положение хозяйствующих субъектов, имеющих опыт выполнения работ для государственных нужд, перед хозяйствующими субъектами, которые такого опыта не имеют.
На основании вышеизложенного, Заявитель просит признать жалобы обоснованными, выдать предписания об устранении допущенных при осуществлении Закупок нарушений.
Заказчик с доводами жалоб не согласился, просил в удовлетворении жалоб отказать, указывая на отсутствие нарушений в конкурсных документациях, предоставил письменные возражения на жалобы, запрашиваемые документы.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалоб, конкурсные документации и проведя, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 года N 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении не стоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно пункту 11 Правил оценки заявок, для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-бальная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Подпунктом б пункта 27 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N1085 устанавливает, что показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" может быть опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
Согласно пункту 2.1 критериев оценки заявок конкурсной документации "Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого характера и объема": Оценка показателя (баллы) - 100 Коэффициент значимости показателя - 0,4. По данному показателю оценивается:
Наличие у участника закупки опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема. Оценивается объем выполненных работ (а именно выполнение работ по изготовлению протезов верхних конечностей), исчисляемый в количестве предоставленных протезов верхних конечностей получателям в рамках контрактов за последние 3 года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, без нарушения сроков и иных условий контракта по вине участника.
При этом количество предоставленных протезов в каждом контракте должно быть не менее - 20 (двадцати) штук.
Сведения о наличии опыта участника подтверждаются копиями государственных контрактов (с актами выполненных работ), заключенных в соответствии с Федеральными законами N 44- ФЗ, опубликованных на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, содержащих сведения об объеме выполненных работ.
Не представление в составе заявки па участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако, при оценке по настоящему показателю учитываются только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в конкурсе.
Пунктом 2.2 критериев оценки заявок конкурсной документации "Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого характера и объема" установлено: Оценка показателя (баллы) - 100 Коэффициент значимости показателя -0,6
По данному показателю оценивается:
Наличие у участника закупки опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема. Оценивается суммарный объем выполненных работ (а именно выполнение работ по изготовлению протезов верхних конечностей), исчисляемый в рублях по контрактам за последние 3 года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, без нарушения сроков и иных условий контракта по вине участника
При этом объем выполненных работ, исчисляемый в рублях, в каждом контракте должен быть не менее - 5 000 000,00 (пять миллионов) рублей.
Сведения о наличии опыта участника подтверждаются копиями государственных контрактов (с актами выполненных работ), заключенных в соответствии с Федеральными законами N 44- ФЗ, опубликованных на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, содержащих сведения о стоимости выполненных работ.
Непредставление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако при оценке по настоящему показателю учитываются только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в конкурсе.
Установление показателя о наличии у участника опыта работ по выполнению государственных контрактов не направлено на ограничение заказчиком количества участников закупки, а является способом реализации потребности в выборе наиболее квалифицированного и опытного исполнителя работ.
Кроме того, выполнение работ по изготовлению протезов для инвалидов имеет социально-значимый характер для получателя протезно-ортопедического изделия.
Таким образом, требование о предоставлении контрактов, заключенных в рамках законодательства о контрактной системе, позволяет Заказчику оценивать именно сопоставимые по характеру работы, выполненные в рамках таких контрактов. Контракты, заключенные в рамках законодательства о контрактной системе и документы об их исполнении размещаются на официальном сайте и являются общедоступными, что позволяет проверить наличие опыта надлежащего (без нарушений сроков и иных условий) исполнения участником закупки контракта. Организации с небольшим опытом работы или опытом работы не по государственным контрактам в свою очередь также могли участвовать в данной закупке, поскольку не устанавливалось ограничение для самого участия по указанным критериям.
Указанная правовая позиция отражена в определениях Верховного суда Российской Федерации от 11.07.2019 г. N 308-ЭС19-11278, от 13.12.2019 г. N 306ЭС19-24010, от 08.11.2021 г. N309-ЭС21-19728.
Значения показателя нестоимостного критерия не препятствуют участию в рассматриваемом конкурсе, не создают преимущества конкретному участнику закупки, поскольку предусматривают возможность участникам конкурса конкурировать по всем критериям, установленным заказчиком в конкурсной документации.
В данном случае условия конкурсной документации обеспечивают равные возможности для потенциальных участников закупки, имевших намерение участвовать в данном конкурсе на выполнение работ по изготовлению протезов в соответствии с потребностями Фонда.
Вопреки части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе доказательств ущемления прав участников закупки, свидетельствующих об ограничении конкуренции Заявителем не представлено.
Таким образом, довод Заявителя признан необоснованным.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобы ООО "ТТ" необоснованными.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 14 декабря 2021 г. N 987-14988-21/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.12.2021