Резолютивная часть оглашена
14.12.2021 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Комиссия Самарского УФАС России) в составе: заместителя председателя Комиссии Самарского УФАС России -
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 г. N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" обращение администрации сельского поселения Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области о включении сведений об ООО "СамараСтройАльянс" в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по объекту закупки: Выполнение работ по ремонту дорог местного значения и ремонту дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов сельских поселений муниципального района Ставропольский Самарской области (извещение N 0842200002121000198, начальная (максимальная) цена контракта - 101 474 573,10 руб.),
в присутствии представителей:
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России, поступило обращение администрации сельского поселения Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области о включении сведений об ООО "СамараСтройАльянс" в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по объекту закупки: Выполнение работ по ремонту дорог местного значения и ремонту дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов сельских поселений муниципального района Ставропольский Самарской области.
Из обращения Заказчика следует, что Участник закупки ненадлежащим образом исполнял обязательства, предусмотренные контрактом. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлении сведений об Участнике закупки в Самарское УФАС России для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе.
Комиссия Самарского УФАС России, исследовав материалы, представленные для рассмотрения указанного обращения от Заказчика, и проведя проверку, установила следующее.
01.07.2021 г. в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) было размещено извещение N 0842200002121000198. Электронный аукцион проводился на электронной торговой площадке - АО "ЕЭТП".
26.07.2021 г. между Администрацией сельского поселения Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области и ООО "СамараСтройАльянс" был заключен муниципальный контракт N0842200002121000198.
В соответствии с пунктом 1.1. указанного Контракта Подрядчик принял на себя обязательство по выполнению работ по ремонту дорог местного значения и ремонту дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов в сельском поселении Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области, в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.
Согласно пункту 4.1.1 контракта срок выполнения работ по контракту: с момента заключения Контракта сторонами по 01.10.2021 года.
Заказчик неоднократно уведомлял Подрядчика о нарушениях сроков исполнения.
По состоянию на 16.11.2021 года работы в полном объеме не выполнены, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно части 1 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
В соответствии с частями 2, 3 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков. Если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
Согласно части 1 статьи 716 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении: непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи; возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы; иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
В соответствии с частью 2 статьи 716 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик, не предупредивший заказчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения указанного в договоре срока, а при его отсутствии разумного срока для ответа на предупреждение или несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работы, не вправе при предъявлении к нему или им к заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства.
Пунктом 3 статьи 723 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (абз. 4 п. 2 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 10.9 Контракта предусмотрено, что основаниями для одностороннего отказа от исполнения контракта является в том числе если Подрядчик не приступает к исполнению контракта в срок, установленный контрактом или нарушает график выполнения работ (оказания услуг), предусмотренный контрактом, или выполняет работу (оказывает услугу) так, что окончание ее к сроку, предусмотренному контрактом, становится явно невозможно, либо в ходе выполнения работы (оказания услуги) стало очевидно, что работа (услуга) не будет выполнена (оказана) надлежащим образом в установленный контрактом срок (пункты 2, 3 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из представленных письменных пояснений ООО "СамараСтройАльянс" следует, что работы, предусмотренные сметами ЛС-13 (ул. Тополиная, верхний слой), ЛС-17 (ул. Энтузиастов) выполнены полностью и качественно, приняты Заказчиком, что подтверждается актами выполненных работ по форме КС-2 N8 и N9 от 18.10.2021 г., а также заключениями экспертизы Заказчика по вышеуказанным актам. Работы, предусмотренные сметой ЛС-10 (установка дорожных знаков) также выполнены, выполнение предъявлено Заказчику, однако документы о приемке работ Подрядчику не возвращены. При выполнении работ по сметам ЛС-12 (ул. Тополиная, уширение), ЛС-15 (ул. Полевая) и ЛС-10 (установка дорожных знаков) выявились не предусмотренные аукционной документацией обстоятельства, а именно:
1. Согласно дефектной ведомости на ремонт ул. Полевая, приложенной к контракту, состояние подлежащей ремонту ул. Полевая описано следующим образом: "На существующем покрытии дороги отсутствует усовершенствованное покрытие". Согласно той же ведомости, для устранения дефектов необходимо выполнить следующие виды работ:
- срезка поверхностного слоя асфальтобетонных дорожных покрытий толщиной 5 см с перевозкой на расстояние 10 км:
- розлив вяжущих материалов (расход - 0,7 л/м2) Эмульсия битумно-дорожная (на площадь 13605 м2);
- устройство асфальтобетонного покрытия толщиной 6 см из смеси крупнозернистых для плотного асфальтобетона, тип: П, нижний слой;
- розлив вяжущих материалов (расход - 0,3 л/м2) Эмульсия битумно-дорожная (на площадь 13605 м2);
- устройство асфальтобетонного покрытия толщиной 6 см из мелкозернистой асфальтобетонной смеси тип В, марка П, верхний слой.
Те же самые работы по ремонту ул. Полевая предусмотрены локальной сметой ЛС- 15, приложенной к Контракту.
Таким образом, дефектной ведомостью и сметой предполагались срезка верхнего слоя дорожного покрытия и устройство нового асфальтобетонного покрытая. Никаких иных работ ни сметой, ни дефектной ведомостью не предусматривалось.
После заключения Контракта, при осмотре места проведения работ по ремонту ул. Полевая в селе Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области, выявилось резкое несоответствие фактического состояния дороги её состоянию, описанному в дефектной ведомости.
По результатам обследования состояния дороги 03.08.2021 был составлен Акт обследования технического состояния на ремонт дороги местного значения Полевая в селе Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области, который подписан обеими сторонами, в том числе лично Главой сельского поселения Подстепки.
Актом зафиксировано следующее состояние дороги по ул. Полевая:
- разрушение существующего основания автомобильной дороги площадью 1085 кв.м.;
- ямы глубиной от 15 до 30 см на протяженности всего участка автомобильной дороги ориентировочной площадью 3800 кв.м.;
- заниженная высотная отметка полотна существующей дороги по отношению к обочинам.
Таким образом, для выполнения работ по асфальтированию в обязательном порядке требовалось полное восстановление основания дороги. Отсутствие вышеуказанных дефектов в документации, прилагаемой к Контракту, сделало невозможным выполнение работ по их устранению, поскольку Контрактом не было предусмотрено ни финансирования этих работ, ни времени на их выполнение, ни возможности их сдачи-приемки
Поскольку работы по восстановлению основания дороги не были учтены ни дефектной ведомостью, ни сметой Контракта, ООО "СамараСтройАльянс" в соответствии со ст. 716 Гражданского кодекса РФ письмами N 231/Т от 04.08.2021 (вх. N 1804 от 05.08.2021), N 256/Т от 27.08.2021 (вх. N 2011 от 30.08.2021) неоднократно предупреждало Заказчика об обстоятельствах, которые грозят годности результатов выполняемой работы и создают невозможность ее завершения в срок, обращалось к Администрации с.п. Подстепки с просьбами о решении вышеуказанных вопросов, в том числе предлагая дополнить Контракт, предусмотрев в нем выполнение работ по восстановлению основания дороги, и направило в Администрацию с.п. Подстепки соответствующую смету ЛС-15доп., подготовленную по государственным расценкам и нормативам.
Несмотря на неоднократные письменные обращения ООО "СамараСтройАльянс" с просьбами о решении проблемы, Администрацией сельского поселения Подстепки никаких шагов предпринято не было, что является нарушением статьи 718 Гражданского кодекса РФ, согласно которой заказчик обязан оказывать содействие подрядчику. При таких обстоятельствах ООО "СамараСтройАльянс" не имело возможности выполнить работы по асфальтированию ул. Полевая, так как для этого имелись непреодолимые препятствия в виде разрушенного основания дороги по ул. Полевая.
2. Согласно прилагаемой к Контракту смете ЛС-12, подрядчику поручалось выполнение работ по уширению дороги местного значения по ул. Тополиная. Однако в процессе исполнения Контракта выявилось, что эти работы уже выполнены ранее другим подрядчиком, определенным по результатам электронного аукциона N 0142300027121000130 на выполнение работ по общественному проекту: "Звездные дороги" - улучшение дорожного покрытия по ул. Тополиной и ул. Ольховой в селе Подстепки, ввиду чего ООО "СамараСтройАльянс" физически не могло выполнить эти работы.
3. Письмом N 249/Т от 17.08.2021 ООО "СамараСтройАльянс" просило Администрацию сельского поселения Подстепки направить отсутствующую в прилагаемой к Контракту документации информацию, необходимую для выполнения работ по установке дорожных знаков, а именно:
- схемы установки дорожных знаков;
- перечень знаков с типоразмерами;
-тип (марка) пленки, применяемой при изготовлении знака;
- высота стоек, на которых монтируются знаки.
Запрашиваемая информация была предоставлена ООО "СамараСтройАльянс" только 30.08.2021 письмом N 1467, то есть спустя 34 дня после заключения Контракта. Учитывая, что на выполнение всех работ по контракту отводилось 2 календарных месяца, задержка предоставления необходимых документов и информации, предоставление которых является обязанностью заказчика, на 34 дня сделало невозможным выполнение работ подрядчиком в установленные сроки.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Вместе с тем, Комиссией Самарского УФАС России установлено, что Заказчиком не представлены доказательства, которые однозначно свидетельствуют о недобросовестности поведения ООО "СамараСтройАльянс" и его виновном существенном нарушении условий контракта, часть работ по контракту выполнены, неустранимые сомнения толкуются в пользу ООО "СамараСтройАльянс".
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем электронного аукциона и нарушающее права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке заказчика о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Кроме того, Комиссией Самарского УФАС России установлено, что в единой информационной системе в реестре контрактов содержится сведения о добросовестном осуществлении ООО "СамараСтройАльянс" предпринимательской деятельности, что подтверждается наличием контрактов, в том числе на асфальтирование территорий, на основании Закона о контрактной системе, размещенных на официальном сайте zakupki.gov.ru.
При вышеуказанных обстоятельствах Комиссия Самарского УФАС России не имеет достаточных оснований для включения информации об ООО "СамараСтройАльянс" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
Информацию об ООО "СамараСтройАльянс" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 17 декабря 2021 г. N РНП-63-495
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.12.2021