Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев обращение Государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "ИНТРА-ОРТОПЕДИЯ" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на выполнение работ по изготовлению бандажей для обеспечения в 2021 году инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов, проживающих на территории Пермского края (изв. N 0256100000221000143),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0256100000221000143 Заказчиком проводился электронный аукцион на выполнение работ по изготовлению бандажей для обеспечения в 2021 году инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов, проживающих на территории Пермского края.
Начальная (максимальная) цена контракта - 147 137,50 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
07.06.2021 г. между Заказчиком и ООО "ИНТРА-ОРТОПЕДИЯ" был заключен контракт на выполнение работ по изготовлению бандажей для обеспечения в 2021 году инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов, проживающих на территории Пермского края на сумму 99 317,65 руб. (далее - Контракт).
Снижение НМЦК - 32,5 %.
Однако, в связи с неисполнением Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом, 18.10.2021 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 8 Контракта).
Согласно условиям Контракта:
2.1. В соответствии с настоящим Контрактом Исполнитель обязуется выполнить работы по изготовлению для Получателей протезно-ортопедических изделий, предусмотренных Техническим заданием (приложение N 1 к настоящему Контракту) и иными положениями настоящего Контракта, а Заказчик обязуется оплатить выполненные работы в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
4.1. Настоящий Контракт считается заключенным и вступает в силу с момента размещения в единой информационной системе и действует по 30 сентября 2021 года.
7.1. Срок приемки выполненных работ, в соответствие с пунктом 5.2.7. настоящего Контракта.
При передаче результата работ Получателю Исполнитель оформляет Акт сдачи-приемки работ Получателем (Приложение N 2 к настоящему Контракту), который подписывается Исполнителем и Получателем, либо законным представителем Получателя, либо представителем Получателя по доверенности, оформленной надлежащим образом.
5.1. Исполнитель обязан:
5.1.1. Выполнить работы по настоящему Контракту и передать их результат (протезно-ортопедическое изделие) непосредственно Получателям, имеющим Направление Заказчика.
Срок выполнения работ по настоящему Контракту: в течение 20-ти (Двадцати) дней с момента обращения Получателя к Исполнителю с направлением Заказчика.
5.1.2. Место выполнения работ: Российская Федерация. Снятие мерок, примерка и выдача бандажей должны осуществляться в специализированном помещении на территории г. Перми, либо по месту жительства Получателей (по согласованию с Получателями).
5.1.3. В течение 3-х (Трех) рабочих дней со дня заключения настоящего Контракта предоставить на адрес электронной почты: nv.prihodko@ro59.fss.ru адрес и телефон специализированного помещения, расположенного на территории г. Перми, где будут выполняться работы, а также копию действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к настоящему Контракту), выданную на имя Исполнителя.
5.1.4. Передавать Заказчику документы, предусмотренные п. 3.2. настоящего Контракта, не позднее 15 (Пятнадцати) дней со дня получения Получателем протезно-ортопедического изделия.
5.1.9. Получать Списки, предоставляемые Заказчиком не позднее 15 и (или) 28 числа каждого месяца со дня подписания настоящего Контракта (с указанием ФИО, адреса местожительства Получателя, количества протезно-ортопедических изделий) контактного телефона (при наличии)) под подпись уполномоченного лица Исполнителя (либо почтой). Списки передаются Исполнителю по мере поступления заявлений от Получателей
5.1.10. В течение 3-х (Трех) рабочих дней с момента оплаты Заказчиком всего объема выполненных работ по настоящему Контракту, получить у Заказчика Акт об исполнении Контракта (Приложение N 7 к настоящему Контракту). В течение 3-х (Трех) рабочих дней заполнить, подписать и предоставить его Заказчику.
5.1.11. Предоставить по требованию Заказчика возможность осуществления контроля выдачи протезно-ортопедических изделий Получателям.
5.1.12. В случае осуществления Заказчиком контроля выдачи протезно-ортопедических изделий Получателям, согласно п. 5.1.11. настоящего Контракта, подписать протокол результата такого контроля.
5.1.16. Не позднее 10 сентября 2021 года передать Заказчику обеспечение гарантийных обязательств. Порядок и условия гарантийных обязательств установлены разделом 11 настоящего Контракта.
5.3. Заказчик имеет право:
5.3.1. Проверять ход и качество выполнения Исполнителем своих обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом, а также соответствие изготавливаемых протезно-ортопедических изделий техническим и функциональным характеристикам, указанным в настоящем Контракте и действующим государственным стандартам.
Проверка выполненных работ также может осуществляться путем проведения экспертизы на предмет соответствия выполненных работ требованиям, установленным настоящим Контрактом и обязательным требованиям государственных стандартов. В связи с этим, Заказчик вправе осуществлять выемку (изъятие) образца выполненной работы в присутствии представителей Исполнителя для проведения экспертизы. На период проведения экспертизы Заказчик вправе приостановить выдачу Списков получателей до получения результатов экспертизы и подтверждения соответствия выполненных работ требованиям, установленным настоящим Контрактом.
5.3.2. В случае поступления Заказчику жалоб от Получателей на качество выполненной работы, направить их Исполнителю для рассмотрения и (или) пригласить Исполнителя для рассмотрения жалоб с участием представителя (представителей) региональной общественной организации инвалидов (по согласованию).
5.3.3. Осуществлять контроль выдачи протезно-ортопедических изделий Получателям, согласно п. 5.1.11. настоящего Контракта.
Необходимо отметить, что согласно ч. 1 ст. 94 Закона о закупках исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В силу ч. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно ч. 1 ст.708 Гражданского кодекса Российской Федерации, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В ч. 2 ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода (п.1 ст.721 ГК РФ).
Если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (ч.3 ст.723 ГК РФ).
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта:
8.5. Расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
8.6. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством в случае существенного нарушения Исполнителем условий Контракта, включая:
- нарушение срока, установленного пунктами 5.1.1., 5.1.3 настоящего Контракта более чем на 5 (Пять) дней,
- несоответствие выполненных работ техническим и функциональным характеристикам, указанным в настоящем Контракте, обязательным требованиям государственных стандартов и законодательства Российской Федерации,
В соответствии с ч. 12 ст.95 Закона о закупках решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о закупках Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В ходе рассмотрения обращения Комиссией установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта принято 18.10.2021 г.
19.10.2021 г. - решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.
20.10.2021 г. - решение об одностороннем отказе от исполнения контракта направлено Подрядчику почтой России.
19.11.2021 г. - дата надлежащего уведомления в связи с тем, что Заказчик не получил подтверждения о вручении уведомления об одностороннем отказе от исполнения контракта Подрядчиком.
30.11.2021 г. решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу.
03.12.2021 г. - решение об одностороннем отказе было направлено в Пермское УФАС России.
Комиссией установлено, что требования, обозначенные выше, Заказчиком соблюдены.
Из обращения Заказчика следует, что по состоянию на 18.10.2021 г. Исполнитель своих обязательств в полном объеме не исполнил, тем самым нарушил п. 2.1, п. 5.1.1 и иные условия Контракта.
Неисполнение обязательств Исполнителем выразилось в следующем: исполнитель выполнил работы по изготовлению протезно-ортопедических изделий не всем получателям, обратившимся к Исполнителю, также соответствующие документы в адрес Заказчика не представлены, что привело к нарушению срока исполнения обязательств по Контракту.
Заказчик в письменных пояснениях указал, что 22.06.2021 г. Исполнителю по Контракту были направлены списки получателей с указанием информации о ФИО, места жительства получателей, количества протезно-ортопедических изделий и контактных данных получателей.
Вместе с тем, в адрес Заказчика поступила информация от получателей о том, что протезно-ортопедические изделия изготовлены и переданы не всем получателям, обратившимся к Исполнителю. В частности, имеют место случаи обращения получателей к Исполнителю в июле 2021 г., но по состоянию на 30.09.2021 г. протезно-ортопедические изделия, предусмотренные Контрактом, им не переданы.
Общество в своих пояснениях указано, что выдало 92 изделия (58 получателям), сведения о которых направлены в адрес Заказчика в письмах от 31.08.2021 г., от 07.09.2021 г., 28.09.2021 г., от 26.10.2021 г. Кроме того, Общество указало, что 14 человек не были обеспечены протезами по причине отказа, а также в отсутствии возможности дозвониться до получателей, о чем Заказчик был поставлен в известность.
Согласно информации, размещенной в ЕИС, Обществом выполнены и оплачены работы на сумму 79 429,00 руб., что свидетельствует о выполнении Исполнителем порядка 79 % от общего объема работ.
Комиссия отмечает, что ООО "ИНТРА-ОРТОПЕДИЯ" с 2020 год надлежащим образом исполнило 26 Контрактов. Следовательно, ООО "ИНТРА-ОРТОПЕДИЯ" добросовестно исполняет взятые на себя обязательства и имеет положительную репутацию.
Неустранимых причин не исполнения обязательств по Контракту Комиссией не установлено.
Антимонопольный орган отмечает, что из материалов обращения следует факт наличия между сторонами спора относительно причин, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Указанный спор носит гражданско-правовой характер и решается арбитражными судами в установленном законодательстве порядке.
С учетом вышеизложенного, необходимо отметить следующее.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение Исполнителя, выразившееся, например, в намеренном неисполнении условий контракта. Вместе с тем, такие доказательства в материалах дела отсутствуют.
Поскольку материалы обращения не содержат достаточных доказательств, указывающих на наличие в действиях Исполнителя вины, Комиссия приходит к выводу, что документы, предоставленные Заказчиком, не могут достоверно и неопровержимо свидетельствовать о неустранимости выявленных Заказчиком недостатков, следовательно, у Комиссии отсутствуют достаточные основания для признания в действиях Исполнителя наличия признаков недобросовестности.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Исполнителя, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом того, что вина Исполнителя не является доказанной, пришла к выводу о том, что сведения об Исполнителе не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО "ИНТРА-ОРТОПЕДИЯ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 10 декабря 2021 г. N РНП-59-521
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.12.2021