Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев обращение Управление МВД России по г. Перми (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Ассорти" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на выполнение работ по проведению комплексной уборки прилегающей территории и производственных, служебных помещений, мест общего пользования объектов Управления МВД России по г. Перми (изв. N 0356100001119000099),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356100001119000099 Заказчиком проводился электронный аукцион на выполнение работ по проведению комплексной уборки прилегающей территории и производственных, служебных помещений, мест общего пользования объектов Управления МВД России по г. Перми. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 491 131,48 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
28.08.2019 г. между Заказчиком и ООО "Ассорти" (далее - Исполнитель) заключен контракт на выполнение работ по проведению комплексной уборки прилегающей территории и производственных, служебных помещений, мест общего пользования объектов Управления МВД России по г. Перми на сумму 1 212 210,35 руб.
В связи с неисполнением Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом, 12.10.2021 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 9 Контракта).
Согласно условиям Контракта:
1.1. Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства по оказанию услуг по проведению комплексной уборки прилегающей территории и производственных, служебных помещений, мест общего пользования объектов Управления МВД России по г. Перми, а Заказчик обязуется оплатить услуги Исполнителя, за счет средств федерального бюджета, в размере, предусмотренном настоящим государственным контрактом.
1.2. Оказание услуг по проведению комплексной уборки прилегающей территории и производственных, служебных помещений, мест общего пользования объектов Управления МВД России по г. Перми производится (определяется) в соответствии с настоящим государственным контрактом, техническим заданием, приложениями к государственному контракту, являющимися неотъемлемой частью контракта.
2.1. Срок оказания услуг - с 23 декабря 2020 года и до 01 ноября 2021 года, в течение 314 дней (в т.ч. 213 рабочих дней и 101 выходной день).
2.2. Услуги оказываются Исполнителем с установленной в Техническом задании периодичностью.
3.1. Исполнитель обязан:
3.1.1. Исполнитель обязан обеспечить оказание услуг с применением соответствующего оборудования.
3.1.2. Исполнитель обязан обеспечить при оказании услуг необходимые мероприятия по технике и пожарной безопасности, охране окружающей среды. Специалисты Исполнителя должны пройти специальную подготовку по технике безопасности и по оказанию услуг.
3.1.3. Исполнитель обязан оказывать услуги качественно в объеме и сроки, предусмотренные Контрактом, в соответствии с Техническим заданием и приложениями к Контракту, являющимися неотъемлемой частью контракта
3.1.4. В случае привлечения к оказанию услуг иностранных граждан, у Исполнителя должно быть разрешение на привлечение и использование иностранных рабочих.
3.1.5. Работники Исполнителя при оказании услуг по уборке должны быть одеты в унифицированную форменную одежду.
3.1.6. Исполнитель обязан бережно относиться к движимому и недвижимому имуществу Заказчика, не допускать при оказании услуг повреждений имущества Заказчика. Исполнитель гарантирует сохранность поверхностей мебели, пола, стен, окон и др. изделий (отсутствие царапин, сколов и т.п.) при оказании услуг по уборке в течение срока действия государственного контракта.
3.1.7. Исполнитель обязан устранить замечания Заказчика в течение трех часов с момента уведомления.
3.1.8. Тротуарные дорожки и дорожное покрытие прилегающей территории объектов Управления МВД России по г. Перми должны быть очищены за 30 минут до начала рабочего времени заказчика.
3.1.9. При сезонном увеличении объема оказываемых услуг (осадки в виде снега, осенняя слякоть и т.п.) Исполнитель обязан предусмотреть увеличение численности персонала Исполнителя для обеспечения качества уборки.
3.1.10. Предоставлять Заказчику счет (счет-фактуру) и акт сдачи-приемки оказанных услуг до 5 числа месяца, следующего за отчетным, нарочно или почтой.
3.1.11. В течение 5 (пяти) рабочих дней с момента заключения контракта представить Заказчику список лиц, привлекаемых к оказанию услуг на объекте Заказчика, с указанием паспортных данных и приложением копий документов удостоверяющих личность, для проведения проверки и допуска на объект Заказчика.
3.1.12. Возместить Заказчику причиненных убытков в случае расторжения государственного контракта в связи с ненадлежащим исполнением или неисполнением поставщиком государственного контракта и осуществлением в связи с этим Заказчиком новой закупки.
3.1.13. При предоставления обеспечения контракта и (или) обеспечения гарантийных обязательств в виде банковской гарантии, в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика о необходимости предоставить соответствующее обеспечение.
3.2. Права Исполнителя:
3.2.1. Обращаться к Заказчику за организационным содействием в целях проведения мероприятий по обеспечению выполнения обязательств по настоящему Контракту.
3.3. Обязанности Заказчика:
3.3.1. Заказчик обязуется принять оказанные услуги в порядке, предусмотренном настоящим Контрактом.
3.3.2. Заказчик обязуется оплатить оказанные услуги в размере, в сроки и в порядке, предусмотренном настоящим Контрактом.
3.4. Права Заказчика:
3.4.1. Заказчик вправе в любое время проверять ход и качество услуг, оказываемых Исполнителем, не вмешиваясь в его деятельность.
3.4.2. Если Исполнитель не приступает своевременно к исполнению настоящего Контракта или нарушает установленную в Техническом задании периодичность оказания услуг, Заказчик вправе отказаться от исполнения Контракта и расторгнуть Контракт.
3.4.3. Если во время исполнения настоящего Контракта услуги по уборке не оказываются надлежащим образом, Заказчик вправе назначить Исполнителю разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении Исполнителем в назначенный срок этого требования - отказаться (полностью или частично) от оплаты оказанных услуг, не соответствующих требованиям технического задания, либо расторгнуть настоящий Контракт, а также потребовать возмещения убытков.
3.4.4. Требовать от поставщика возмещения убытков в виде разницы между ценой, установленной в прекращенном (расторгнутом)государственном контракте, и ценой замещающей сделки (нового государственного контракта), заключенного Заказчиком взамен прекращенного (расторгнутого) государственного контракта.
Заказчик также вправе потребовать от поставщика возмещения убытков в виде разницы между ценой, установленной в прекращенном (расторгнутом) государственном контракте, и текущей ценой товаров независимо от того, заключалась ли Заказчиком взамен прекращенного (расторгнутого) государственного контракта аналогичная (замещающая) сделка - новый государственный контракт (п.2 ст.393.1 ГК РФ). Текущей ценой признается цена, взимаемая в момент прекращения договора за сопоставимые товары, работы или услуги в месте, где должен был быть исполнен государственный контракт, а при отсутствии текущей цены в указанном месте - цена, которая применялась в другом месте и может служить разумной заменой с учетом транспортных и иных дополнительных расходов.
3.4.5. Заказчик может в любое время расторгнуть настоящий Контракт в одностороннем порядке либо по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, уплатив Исполнителю часть установленной цены пропорционально части оказанных услуг до расторжения Контракта.
Необходимо отметить, что согласно ч. 1 ст. 94 Закона о закупках исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В соответствии со ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно ч. 1 ст. 782 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта:
3.4.2. Если Исполнитель не приступает своевременно к исполнению настоящего Контракта или нарушает установленную в Техническом задании периодичность оказания услуг, Заказчик вправе отказаться от исполнения Контракта и расторгнуть Контракт.
3.4.3. Если во время исполнения настоящего Контракта услуги по уборке не оказываются надлежащим образом, Заказчик вправе назначить Исполнителю разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении Исполнителем в назначенный срок этого требования - отказаться (полностью или частично) от оплаты оказанных услуг, не соответствующих требованиям технического задания, либо расторгнуть настоящий Контракт, а также потребовать возмещения убытков.
3.4.5. Заказчик может в любое время расторгнуть настоящий Контракт в одностороннем порядке либо по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, уплатив Исполнителю часть установленной цены пропорционально части оказанных услуг до расторжения Контракта.
Из поступившего обращения, решения об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчика следует, что согласно Контракту срок оказания услуг: с 23.12.2020 г. по 01.11.2021 г., услуги должны оказываться ежедневно, согласно условиям Контракта. В период с 08.10.2021 г. услуги по проведению комплексной уборки не оказывались.
За весь период исполнения Контракта в адрес Исполнителя неоднократно направлялись требованиям об устранении недостатков:
-15.02.2021 г. направлено требование (претензия) об устранении недостатков, допущенных Исполнителем при оказании услуг. Недостатки не устранены.
- 12.04.2021 г. Исполнителю выставлены штрафные санкции. Штраф был оплачен Исполнителем.
- 11.08.2021 г. направлено требование (претензия) об устранении недостатков, допущенных Исполнителем при оказании услуг. Недостатки не устранены.
- 08.10.2021 г. Исполнителю выставлены штрафные санкции. Штраф Исполнителем не оплачен.
- 12.10.2021 г. Исполнителю выставлены штрафные санкции. Штраф Исполнителем не оплачен.
12.10.2021 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. В тот же день указанное решение было направлено в адрес Исполнителя почтовой связью.
В соответствии с ч. 12 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
В свою очередь, Комиссией установлено, что решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС лишь 18.10.2021 г. в нарушение ч. 12 ст. 95 Закона о закупках.
На основании указанного выше, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком нарушен порядок уведомления, предусмотренный ч. 12 ст. 95 Закона о закупках.
В указанных действиях (бездействии) Заказчика имеются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 7.32 КоАП РФ.
Как указал Заказчик в обращении дата надлежащего уведомления Исполнителя рассчитывалась с даты размещения решения об одностороннем отказе в ЕИС.
Таким образом, датой надлежащего уведомления в соответствии с ч. 12 ст. 95 Закона о закупках будет считаться 18.11.2021 г.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе вступило в силу 29.11.2021 г.
В ходе внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
Вступившее в силу решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС лишь 10.12.2021 г. Контракт в ЕИС контракт переведен Заказчиком в статус "Исполнение прекращено", то есть расторгнут лишь 10.12.2021 г. Таким образом, Заказчиком нарушен порядок расторжения контракта, нарушены требования ч.13 ст.95 Закона о закупках.
В указанных действиях должностных лиц Заказчика присутствуют признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.6 ст.7.32 КоАП РФ.
Представители Исполнителя на заседание Комиссии не явились, не представили пояснений, доказательств, свидетельствующих об уважительности причин, либо об отсутствии вины в своих действиях, доказательств, свидетельствующих о добросовестном исполнении условий контракта.
Вместе с тем, антимонопольный орган отмечает, что оснований для включения сведений о Исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков не усматривается в силу следующего.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Как было указано ранее, срок оказания услуг - с 23.12.2020 г. и до 01.11.2021 г. Согласно реестровой записи контракта на момент принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта Исполнителем были оказаны услуги на сумму 929 413,93 руб., что составляет 76 % об общего объема услуг. Исполненные услуги были приняты и оплачены Заказчиком.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение Исполнителя, выразившееся, например, в намеренном неисполнении условий контракта. Вместе с тем, достоверные и неоспоримые доказательства ненадлежащего исполнения обязательств Контракта в материалах дела отсутствуют.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Исполнителя, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, пришла к выводу о том, что Исполнителем не были совершены действия, которые могли бы достоверно и неоспоримо свидетельствовать о его недобросовестности.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного ненадлежащего исполнения Исполнителем, взятых на себя обязательств, сведения об ООО "Ассорти" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Не включать сведения об ООО "Ассорти" в реестр недобросовестных поставщиков.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 12 ст. 95 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения обращения.
3. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки.
4. Материалы обращения передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика за допущенные нарушения требований Закона о закупках к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 8 декабря 2021 г. N РНП-59-521
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.12.2021