Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев обращение Управления благоустройства, инфраструктуры и ЖКХ администрации Гремячинского городского округа (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Павловой Л.Н. в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на приобретение жилых помещений для расселения граждан в рамках реализации компактного проживания жителей Гремячинского городского округа Пермского края (2021 г.) (изв. N 0156600011121000058),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156600011121000058 администрацией Гремячинского городского округа проводился электронный аукцион на приобретение жилых помещений для расселения граждан в рамках реализации компактного проживания жителей Гремячинского городского округа Пермского края (2021 г.). Начальная (максимальная) цена контракта - 958 424,60 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
05.08.2021 г. между Заказчиком и ИП Павловой Л.Н. заключен контракт N 0156600011121000058 на сумму 953 632,48 руб.
В связи с тем, что индивидуальным предпринимателем жилое помещение не поставлено, 16.11.2021 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена пунктом 6.2 контракта. Кроме того, в соответствии с п.6.3 контракта, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
6.3.1. несоблюдение Поставщиком сроков исполнения Контракта;
6.3.2. нарушение Поставщиком существенных условий Контракта;
6.3.3. установление факта недействительности банковской гарантии, предоставляемой в соответствии с настоящим контрактом).
В соответствии с ч. 12 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 13 ст. 95 Закона о закупках).
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о закупках Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что 16.11.2021 г. решение опубликовано в ЕИС, 16.11.2021 г. направлено в адрес Поставщика заказным письмом с уведомлением посредством Почты России.
19.11.2021 г. решение получено Поставщиком, о чем Заказчику стало известно также 19.11.2021 г., датой надлежащего уведомления является 19.11.2021 г.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 30.11.2021 г.
Таким образом, Заказчиком соблюден порядок расторжения контракта.
Относительно доводов, изложенных в обращении, Комиссия считает необходимым отметить следующее.
В соответствии с ч. 10 ст. 83.2 Закона о закупках контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем, либо по цене за единицу товара, работы, услуги, рассчитанной в соответствии с частью 2.1 настоящей статьи, и максимальному значению цены контракта.
Согласно ч. 1 ст. 94 Закона о закупках, исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Согласно ст.506 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В соответствии с ч.1 ст. 523 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
В ч. 2 ст.523 ГК РФ установлено, что нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (статья 310 ГК РФ).
В силу ч. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно преамбуле, рассматриваемый контракт заключен между Управлением благоустройства, инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства администрации Гремячинского городского округа, именуемым в дальнейшем "Заказчик", в лице заместителя главы администрации, начальника Управления благоустройства, инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства администрации Гремячинского городского округа Черниковой Елены Константиновны, действующей на основании Положения об Управлении благоустройства, инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства администрации Гремячинского городского округа, утвержденного решением думы Гремячинского городского округа от 24.08.2020 N 1013-рк "О наделении правом подписи Черниковой Е.К.", с одной стороны, и гражданкой Павловой Любовью Николаевной, именуемой в дальнейшем "Поставщик", уполномоченной представлять интересы Швец Валерия Валентиновича, на основании доверенности 02 АА 5525326, зарегистрированой в реестре N 03/1-н/03-2021-2-383, удостовереной нотариусом нотариального округа город Уфа Республика Башкортостан 06 июля 2021 года, с другой стороны, совместно по тексту именуемыми "Стороны".
В соответствии с условиями контракта:
1.1. Поставщик обязуется передать жилое помещение в порядке и на условиях Контракта, а Заказчик обязуется принять и оплатить жилое помещение по цене и на условиях, определенных Контрактом.
1.2. Жилое помещение, приобретаемое в рамках Контракта, соответствует качественным, функциональным и техническим требованиям, определённым в Техническом задании (Приложение 1 к Контракту) и не обременено правами проживания в жилом помещении любых третьих лиц.
Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме следует судьбе права собственности на указанное помещение.
3.1. Срок передачи жилого помещения по акту приема-передачи - 15.09.2021 г.
3.2. Заказчик после получения уведомления Поставщика о готовности к передаче жилого помещения в течение 2 дней в присутствии представителя Поставщика осуществляет осмотр жилого помещения и проверку соответствия его качества требованиям, установленным Контрактом и Техническим заданием. По итогам осмотра в тот же день подписывается акт осмотра жилого помещения.
3.4. В случае выявления недостатков при обследовании жилого помещения и проверке соответствия качества передаваемого помещения Поставщик обязан устранить недостатки за свой счет в течение 10 дней с даты подписания акта осмотра жилого помещения.
3.6. Передача жилого помещения осуществляется по акту приема-передачи жилого помещения в течение 2 дней после подписания акта осмотра жилого помещения о соответствии качества жилого помещения требованиям, установленным Контрактом и Техническим заданием, а также после предоставления Поставщиком обеспечения гарантийных обязательств, в соответствии с настоящим Контрактом.
В течение 2 дней акт приема-передачи жилого помещения заполняется в соответствии с Формой акта приема-передачи жилого помещения (Приложение 2 к Контракту) и подписываются Поставщиком, затем в течение последующих 2 дней после предоставления подписанного Поставщиком акта приема-передачи жилого помещения с сопроводительным письмом, подписывается заказчиком.
В соответствии с приложением N1 к контракту, месторасположение объекта недвижимости - Российская Федерация, Пермский край, административный центр города Гремячинск (микрорайон Заводской, микрорайон Центральный, микрорайон Газовик, микрорайон Шахтерский).
Срок передачи Объектов недвижимости по акту приема-передачи Приобретателям помещений - не позднее 15.09.2021 г.
Срок исполнения Контракта 30.09.2021 г.
В соответствии с упомянутой в преамбуле контракта доверенностью, гражданин Швец В.В. доверил гражданке Павловой Л.Н. право продажи принадлежащей доверителю на праве собственности квартиру, находящуюся по адресу: Пермский край, г.Гремячинск, ул.Грибоедова, дом 22, квартира 3, путем участия в электронных торгах с правом подписания муниципального или государственного контракта.
Как следует из пояснений представителя ИП Павловой Л.Н. собственник предполагаемого к поставке жилого помещения, без предупреждения индивидуального предпринимателя, продал указанную в доверенности квартиру третьему лицу.
18.10.2021 г. Поставщик уведомил Заказчика о невозможности поставки квартиры, расположенной по адресу Пермский край, г.Гремячинск, ул.Грибоедова, дом 22, квартира 3.
ИП Павлова Л.Н. предложила заменить квартиру по упомянутому адресу на жилое помещение с улучшенными характеристиками, расположенное по адресу Пермский край, г.Гремячинск, ул.Грибоедова, 7а, кв.76, принадлежащее на праве собственности гражданке Павловой О.А. Собственником данного жилого помещения выдана доверенность на имя гражданки Павловой Л.Н. N59 АА 3810296 от 03.08.2021 г.
18.10.2021 г. Комиссией Заказчика составлен акт осмотра жилого помещения в котором указано, что жилое помещение приемке не подлежит, поскольку расположено по адресу отличному от адреса, указанного в доверенности, выданной гражданке Павловой Л.Н. гражданином Щвец В.В.
19.10.2021 г. Заказчиком в адрес Поставщика направлено письмо об отказе в замене жилого помещения по контракту.
22.10.2021 г. Заказчиком в адрес Поставщика также направлена претензия N173 с требованием произвести поставку товара в срок не позднее 31.10.2021 г.
22.10.2021 г. Поставщик вновь обратился в адрес Заказчика с предложением о замене поставляемого жилого помещения путем заключения дополнительного соглашения. На что письмом от 16.11.2021 г. (исх.N215) Заказчик ответил отказом, в связи с тем, что замена Поставщика (доверителя в рамках настоящего контракта) невозможна.
15.11.2021 г. Поставщик предложил Заказчику расторгнуть контракт по соглашению сторон. Согласно письму N231 от 26.11.2021 г. Заказчик отказался от расторжения контракта по соглашению сторон, поскольку 16.11.2021 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссия учитывает, что невозможность поставки жилого помещения, принадлежащего на праве собственности гражданину Швец В.В. не зависела от волеизъявления ИП Павловой Л.Н. Индивидуальным предпринимателем совершались действия, направленные на поставку товара и на исполнение обязательств по контракту.
Антимонопольный орган отмечает, что из материалов обращения, пояснений сторон, следует факт наличия между сторонами спора относительно причин, послуживших основанием для принятия сторонами решений об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о закупках, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение Поставщика, выразившееся, например, в намеренном неисполнении условий контракта. Вместе с тем, достоверные и неоспоримые доказательства намеренного ненадлежащего исполнения обязательств Контракта в материалах дела отсутствуют.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Поставщика, в их совокупности и взаимосвязи, приходит к выводу, что сведения об ИП Павловой Л.Н. не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1074 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ИП Павловой Л.Н. в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 10 декабря 2021 г. N РНП-59-528
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.12.2021