Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев обращение (вх. N 020280) Агентства по делам юстиции и мировых судей Пермского края (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Юшкове Александре Игоревиче в связи с уклонением от заключения контракта оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту комплекса технических средств систем охранно-пожарной и тревожной сигнализаций помещений судебных участков мировых судей г. Перми и Пермского края (изв. N 0156200000121000025),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156200000121000025 Заказчиком проводился электронный аукцион на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту комплекса технических средств систем охранно-пожарной и тревожной сигнализаций помещений судебных участков мировых судей г. Перми и Пермского края. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 464 000,00 руб.
Рассмотрение обращения было назначено на 09.12.2021 в 15:00 (уведомление от 07.12.2021 N 015025-21). В ходе заседания Комиссии был объявлен перерыв для запроса дополнительных сведений.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) установлено следующее.
Согласно протоколу подведения итогов аукциона в электронной форме от 10.11.2021 N0156200000121000025-3 победителем электронного аукциона признан ИП Юшков Александр Игоревич. Цена Контракта составляет 1 464 000 рублей.
В силу ч. 2 ст. 83.2 Закона о закупках в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
В ч. 3 ст. 83.2 Закона о закупках установлено, что в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи. В случае, если при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме или электронного аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель соответствующей электронной процедуры одновременно предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона, обеспечение исполнения контракта или информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, а также обоснование цены контракта в соответствии с частью 9 статьи 37 настоящего Федерального закона при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).
Согласно ч. 4 ст. 83.2 Закона о закупках, в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает на электронной площадке протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры. Указанный протокол может быть размещен на электронной площадке в отношении соответствующего контракта не более чем один раз. При этом победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим документации и (или) извещению о закупке и своей заявке на участие в электронной процедуре, с указанием соответствующих положений данных документов.
В силу части 5 ст. 83.2 Закон о закупках, в течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронной процедуры на электронной площадке в соответствии с частью 4 настоящей статьи протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе и на электронной площадке проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя электронной процедуры. При этом размещение в единой информационной системе и на электронной площадке заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя допускается при условии, что такой победитель разместил на электронной площадке протокол разногласий в соответствии с частью 4 настоящей статьи.
Частью 6 ст. 83.2 Закона о закупках установлено, что в течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе и на электронной площадке документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, победитель электронной процедуры размещает на электронной площадке проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени такого победителя, а также документ и (или) информацию в соответствии с частью 3 настоящей статьи, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанные усиленной электронной подписью указанного лица.
В ч. 10 ст. 83.2 Закона о закупках указано, что контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем.
Согласно ч. 13 ст. 83.2 Закона о закупках победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 настоящей статьи) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта). При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.
В ч. 4 ст. 96 Закона о закупках установлено, что контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Комиссией установлено, что 15.11.2021 г. Заказчик разместил в единой информационной системе (далее - ЕИС) проект контракта согласно ч. 2 ст. 83.2 Закона о закупках. 25.11.2021 Заказчик размести доработанный проект контракта. Вместе с тем, в регламентированный Законом о закупках срок (30.11.2021 г.) контракт победителем закупки не подписан.
На основании изложенного, 01.12.2021 г. Заказчиком был составлен и размещен в ЕИС протокол признания ИП Юшкова А.И. уклонившимся от заключения контракта.
Информация об уклонении ИП Юшкова А.И. была направлена в Пермское УФАС России 06.12.2021 г.
Из протокола признания участника уклонившимся от заключения контракта установлено, что Победитель аукциона не разместил подписанный проект Контракта в установленный срок.
Комиссией установлено, что вышеуказанные действия Заказчика соответствуют требованиям Закона о закупках.
В соответствии с ч. 1 ст. 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Согласно ч. 2 ст. 401 ГК РФ отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Из пояснений ИП Юшкова А.И. следует, что подписать в предусмотренный законом срок контракт в электронной форме не представилось возможным в силу того, что при работе с оборудованием, предназначенным для подписания Контракта, произошел технический сбой, так, в непригодность пришли материнская плата и блок питания компьютера. ИП Юшковым А.И. представлен акт ООО "КОМП" (ИНН 5906102579) технической экспертизы оборудования, в соответствии с которым была произведена замена пришедших в непригодность комплектующий компонентов, переустановлены и настроены системы Windows. В последующем, после восстановления работоспособности компьютера участником принимались неоднократные попытки по подписанию Контракта, однако функционал ЭТП не позволили этого сделать.
Также участник пояснил, что письмом N 153 от 02.12.2021 он направил подписанный вручную проект Контракта Заказчику.
Комиссия, изучив пояснения сторон, представленные документы и информацию, размещенную в ЕИС, отмечает следующее.
Комиссией установлено, что ИП Юшков А.И. неоднократно производил авторизацию на электронной торговой площадке с 15.11.2021 по 30.11.2021 г., из чего следует, что у него была техническая возможность подписать Контракт.
Кроме того, Комиссией Пермского УФАС России в адрес ООО "КОМП" направлен запрос о предоставлении сведений, подтверждающих оказание ИП Юшкову А.И. услуг по восстановлению работоспособности компьютера. В ответ было получено пояснение от организации, согласно которому организация выполняет геологические, экскаваторные работы, работы по восстановлению и пуско-наладке собственного геологического оборудования, таким образом, указанным лицом не осуществляются работы по восстановлению работоспособности компьютерного оборудования. Также ООО "КОМП" пояснено, что ИП Юшков А.И. не являлся и не является контрагентом организации.
Таким образом, предприниматель предоставил Комиссии недостоверные документы и сведения.
ИП Юшковым И.А. в обеспечение обязательств по Контракту получена банковская гарантия N ЭГ-231543/21 от 29.11.2021 г. Вместе с тем, Комиссия отмечает, что наличие банковской гарантии в отсутствие действий по подписанию контракта не имеет правового значения.
Относительно направления Заказчику письма от 02.12.2021 и подписанного в письменном виде контракта, Комиссия обращает внимание, что в силу ст. 83.2 Закона о закупках, контракт по результатам электронной процедуры заключается в электронной форме посредством единой информационной системы.
На основании изложенного Комиссия пришла к выводу о том, что указанные действия предпринимателя направлены не на заключение и исполнение контракта, а на предотвращение неблагоприятных последствий неподписания контракта в виде включения сведений о предпринимателе в реестр недобросовестных поставщиков.
Вина ИП Юшкова А.И. в уклонении от заключения контракта является доказанной, поскольку ИП Юшков А.И., уклоняясь от заключения контракта, сознавая противоправность и предвидя вредные последствия этого, при наличии технической возможности совершить действия, направленные на подписание Контракта, не совершил указанных действий. При изложенных обстоятельствах Комиссия полагает, что, уклоняясь от подписания Контракта, ИП Юшков А.И. действовал умышленно.
Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.
В силу положений ст. 2 ГК РФ ИП Юшков А.И. мог предвидеть негативные обстоятельства (предпринимательские риски) и позаботиться об обстоятельствах, исключающих возможность наступления неблагоприятных последствий.
Таким бездействием ИП Юшков А.И. нарушает права Заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке и, как следствие, нарушается обеспечение публичных интересов в этих правоотношениях.
Комиссией установлено, что в действиях ИП Юшкова А.И. имело место уклонение от заключения контракта в порядке и на условиях, предусмотренных Законом о закупках.
В соответствии с п.п. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 1 Закона о закупках данный Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт).
Согласно п. 2 ст. 3 Закона о закупках определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.
В п. 3 названной статьи обозначено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
Из указанного следует, что целью осуществления закупки является удовлетворение, в данном случае, государственной нужды.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о закупках, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Оценив в совокупности все обстоятельства по обращению Заказчика об уклонении ИП Юшкова А.И. от заключения контракта, Комиссия приходит к выводу о необходимости включения сведений об ИП Юшкове А.И. в реестр недобросовестных поставщиков.
При этом Комиссия отмечает, что само по себе включение в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу ИП Юшкова А.И. не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности, не препятствует осуществлению обычной хозяйственной деятельности.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Включить сведения об ИП Юшкове Александре Игоревиче (614113, г. Пермь, ул. Александра Невского, 28, 13) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Датой включения сведений об ИП Юшкове Александре Игоревиче в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте ЕИС.
3. Датой исключения сведений об ИП Юшкове Александре Игоревиче из реестра недобросовестных поставщиков считать 16.12.2023 г.
4. Определить неотъемлемой частью настоящего решения приложение N 1 к решению N РНП-59-523 от 13.12.2021 г. на 1 л.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Приложение N 1 к решению N РНП-59-523 от 13.12.2021 г.
Дата события* |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I +II+III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
01.12.2021 г |
06.12.2021 |
06.12.2021 |
- |
06.12.2021 |
13.12.2021 |
13.12.2021 |
- |
16.12.2021 |
16.12.2021 |
- |
- |
* дата признания участника закупки уклонившимся, дата вступления в силу решения заказчика об одностороннем расторжении контракта или дата вступления в силу судебного акта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 13 декабря 2021 г. N РНП-59-523
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.12.2021