Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ИП Князева А.А. (далее - Заявитель) на действия Комиссии по осуществлению централизованных закупок товаров, работ, услуг (далее - Аукционная комиссия), МАОУ "Химико-технологическая школа "Синтез" г. Перми (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на приобретение мебели в рамках программы "приобретенное немонтируемое оборудование в соответствии с проектом, прошедшим государственную экспертизу, для оснащения здания для размещения общеобразовательного учреждения по ул. Юнг Прикамья, 3" (Диваны ) (изв. N 0356300053521000044),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356300053521000044 Заказчиком проводился электронный аукцион на приобретение мебели в рамках программы "приобретенное немонтируемое оборудование в соответствии с проектом, прошедшим государственную экспертизу, для оснащения здания для размещения общеобразовательного учреждения по ул. Юнг Прикамья, 3" (Диваны).
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Аукционной комиссии, выразившимися в отказе в допуске ИП Князеву А.А.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356300053521000044 Заказчиком проводился электронный аукцион на приобретение мебели в рамках программы "приобретенное немонтируемое оборудование в соответствии с проектом, прошедшим государственную экспертизу, для оснащения здания для размещения общеобразовательного учреждения по ул. Юнг Прикамья, 3" (Диваны).
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, аукционной документацией:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 11.11.2021 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 4 507 277,80 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 03.12.2021 г.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 06.12.2021 N0356300053521000044-1 заявка ИП Князева А.А. признана не соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе, в связи с непредоставлением информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Федерального закона N 44-ФЗ и п. 1 раздела 8 документации, приложения N 1 к Техническому заданию (Приложение 2 к документации (п. 1 ч. 4 ст. 67 Федерального закона N 44-ФЗ).
Аукционная комиссия не согласна с доводом жалобы и считает отказ в допуске ИП Князева А.А. к участию в аукционе в электронной форме по основанию, указанному в протоколе, правомерным.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В ч. 2 ст. 33 Закона о закупках установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о закупках первая часть заявки на участие в электронном аукционе при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг должна содержать наименование страны происхождения товара, конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Аналогичные требования к составу первой части заявки на участие в аукционе установлены в п. 1.1 раздела 8 Информационной карты ЭА.
В соответствии с ч. 6 ст. 66 Закона о закупках требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Согласно ч. 1 ст. 67 Закона о закупках аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч. 4 ст. 67 Закона о закупках участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) не предоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о закупках, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о закупках, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о закупках отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным ч. 4 ст. 67 Закона о закупках, не допускается.
Согласно Инструкции по заполнению заявки:
6. Если при описании значений показателей Заказчик использует такие слова как:
"не менее", "не более", "не менее__не более", "не ранее", "от..", "до_", равно как и их арифметическое изображение: участник закупки должен указать одно конкретное значение показателя без использования указанных слов соответствующее установленным Заказчиком требованиям, при этом крайние границы могут быть указаны в заявке участника закупки включительно, при арифметическом изображении показателя, знаков ,
, крайние значения показателя могут быть указаны включительно. При использовании знаков <; >; слов "более", "менее", "ранее" крайние показатели не указываются.
В приложении N 2 к Техническому заданию Заказчик установил следующее требование к характеристикам банкетки:
18 |
Банкетка КТРУ 31.09.13.190-00000021 |
Высота |
|
Глубина |
|
||
Длина |
|
||
19 |
Банкетка КТРУ 31.09.13.190-00000021 |
Высота |
|
Глубина |
|
||
Длина |
|
В составе первой части заявки ИП Князев А.А. указал следующее значение спорного показателя:
18 |
Банкетка КТРУ 31.09.13.190-00000021 |
Высота |
|
Глубина |
|
||
Длина |
|
||
19 |
Банкетка КТРУ 31.09.13.190-00000021 |
Высота |
|
Глубина |
|
||
Длина |
|
Таким образом, ИП Князев А.А. в своей заявке N 14 в нарушение п. 6 Инструкции в составе первой части заявки в описании высоты, глубины и длины банкетки не указал конкретные значения.
На основании указанного выше, Комиссия приходит к выводу, что в данном конкретном случае в действиях Аукционной комиссии нарушений положений Закона о закупках не имеется. Доказательств обратного не представлено.
Комиссией установлено, что ИП Князев А.А. запросы на предоставление разъяснений положений аукционной документации в этой части не направлялись.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее:
В соответствии с положениями Закона о закупках Заказчик обязан установить в документации о закупке требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкцию по ее заполнению.
Условия документации об аукционе должны содержать ясные и четкие требования, не допускающие неоднозначного толкования с тем, чтобы любой участник экономических правоотношений при решении вопроса об участии в аукционе имел четкое представление о том, какие документы он должен представить для участия в аукционе и каким требованиям он должен соответствовать.
Неустановление Заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям. Включение инструкции по заполнению заявок в состав документации об аукционе должно осуществляться с целью создания дополнительных условий для более четкого и ясного понимания участниками потребностей заказчика в товарах.
Согласно Инструкции по заполнению заявки:
6. Если при описании значений показателей Заказчик использует такие слова как:
"не менее", "не более", "не менее__не более", "не ранее", "от..", "до_", равно как и их арифметическое изображение: участник закупки должен указать одно конкретное значение показателя без использования указанных слов соответствующее установленным Заказчиком требованиям, при этом крайние границы могут быть указаны в заявке участника закупки включительно, при арифметическом изображении показателя, знаков ,
, крайние значения показателя могут быть указаны включительно. При использовании знаков <; >; слов "более", "менее", "ранее" крайние показатели не указываются.
8. Значения показателей, которые заданы перечислением через союз "и", знак ",", ";" должны быть отражены в заявке в полном объеме, без изменений.
Заказчик в письменных пояснениях указал, что участнику закупки, указывая спорные характеристики, необходимо было руководствоваться п. 6 Инструкции по заполнению заявки и указать одно конкретное значение, входящее в указанный диапазон. Положение п. 8 инструкции по заполнению заявки применяется лишь к тем показателям, которые определены конкретным значением.
Вместе с тем, значение показателей высота, длина, глубина содержат как знаки ,
, <; >, так и союз "и". Следовательно, нельзя однозначно понять какой пункт инструкции необходимо применять.
Комиссия также отмечает, что инструкция по заполнению заявок не содержит правил заполнения показателей, содержащих в себе кроме ,
, <; >, также союз "и".
Комиссия отмечает, что формулировки инструкции по заполнению заявки и технического задания должны быть понятными, лаконичными, непротиворечивыми, соответствовать сложившейся практике и обычаям делового оборота, не должны противоречить законодательству, поскольку Заказчик должен быть заинтересованы в едином понимании всеми субъектами (участниками закупки, членами единой комиссии и пр.) положений аукционной документации, что обусловит правильное и единообразное заполнение заявок участниками закупки, обеспечит единый подход к рассмотрению заявок на участие в аукционе Аукционной комиссией, чего в данном случае не прослеживается.
Таким образом, аукционная документация вводит в заблуждение участников закупки, что усложняет подачу заявки на участие в аукционе.
Данная позиция УФАС по Пермскому краю подтверждается письмом ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16.
Следовательно, в ходе внеплановой проверки, в действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках.
В действиях Заказчика имеются признаки правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Комиссия также отмечает, что, согласно протоколу рассмотрения заявок, на участие в аукционе подано 15 заявок, 3 заявки были допущена к участию в аукционе.
В данный момент определение поставщика завершено. Победителем признано лицо, которое предлагает цену контракта в размере 3 577 464,30 руб. Общество пояснило, что готово осуществлять торги по закупке начиная с цены 3 577 464,30 руб.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Князева А.А. на действия Аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на приобретение мебели в рамках программы "приобретенное немонтируемое оборудование в соответствии с проектом, прошедшим государственную экспертизу, для оснащения здания для размещения общеобразовательного учреждения по ул. Юнг Прикамья, 3" (Диваны) (изв. N 0356300053521000044) необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки, нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках.
3. В целях устранения выявленных нарушений Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдать предписание.
4. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика за допущенное нарушение требований Закона о закупках к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 15 декабря 2021 г. N 020487/э
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.12.2021