Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - Е.В. Куштысева, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - заместитель начальника Т.Э. Жукова, старший государственный инспектор А.В. Меньшикова (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО ЧОО "Илир" на действия заказчика - КГБУЗ "Красноярский межрайонный родильный дом N 5" (далее - заказчик), при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Оказание услуг по охране и вооруженному сопровождению должностных лиц с наркотическими, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами КГБУЗ "Красноярский межрайонный родильный дом N 5" (далее - аукцион), размещенного на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), номер извещения 0319200063021000065, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Существо жалобы: составление документации о проведении электронного аукциона с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адрес подателя жалобы, заказчика, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
Заседание Комиссии по рассмотрению жалобы проведено путем видеоконференцсвязи в присутствии представителя подателя жалобы.
Из содержания жалобы следует, что Заказчик незаконно установил в документации требование о перевозке наркотических средств на транспортном средстве охранной организации.
Заказчиком, представлены пояснения об отсутствии нарушений требований Закона о контрактной системе в составе документации. Данный аукцион подразумевает сопровождение должностного лица с НС и ПСВ, имеющего заключение МВД России ГУ по Красноярскому краю управления по контролю за оборотом наркотиков. Согласно Постановлению Правительства РФ от 12.06.2008 N 449 "О порядке перевозки наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров на территории Российской Федерации, а также оформления необходимых для этого документов", требований которые бы привели к ограничению количества участников в электронном аукционе не установлено.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей у заказчик потребностью уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Оказание услуг по охране и вооруженному сопровождению должностных лиц с наркотическими, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами КГБУЗ "Красноярский межрайонный родильный дом N 5" (извещение N 0319200063021000065 от 29.11.2021).
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Как указано в статье 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Как указано в части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности регулирует Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Деятельность частных охранных организаций в РФ регулируется Законом РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 3 Закона частным охранным организациям разрешено оказание семи видов охранных услуг, перечень которых является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит.
Таким видами услуг являются:
1) защита жизни и здоровья граждан;
2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;
3) охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;
4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;
6) обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;
7) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 настоящего Закона.
Проведя анализ аукционной документации комиссией по рассмотрению жалобы установлено, пункт 5.4. "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе" Информационная карты содержит требования ко второй части заявки, среди которых документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона 44 - ФЗ, или копии этих документов.
а) копии лицензии, выданной органами внутренних дел, на осуществление частной охранной деятельности или иной документ подтверждающий право участника оказывать услуги охраны, с предоставлением следующего вида услуг:
- защита жизни и здоровья граждан;
- охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию".
Как установлено комиссией предметом закупки является охрана и вооруженное сопровождение должностных лиц с наркотическими, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами. Из описания объекта закупки также следует, что заказчику необходимо оказать услуги по вооружённому сопровождению должностного лица заказчика.
Как указано выше заказчик устанавливает требования о наличии лицензии на осуществление частной охранной деятельности и устанавливает два вида лицензионной деятельности, исходя из предмета и описания объекта закупки.
Второй вид охранных услуг "Охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию" не соответствует предмету электронного аукциона и описанию объекта закупки. В аукционной документации заказчиком не дано обоснование необходимости наличия указанного вида лицензии, у участника закупки.
Также из описания объекта закупки заказчиком не установлены требования об использовании технических средств охраны, перечисленных в "Перечне видов технических средств охраны используемых для оказания услуг по охране объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по их проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию", а именно:
1. Средства аудио- и видеонаблюдения
2. Технические средства охранной и охранно-пожарной сигнализации
3. Средства инженерно-технической защиты и контроля доступа
4. Технические средства обнаружения предметов и веществ, ограниченных в обороте
5. Технические средства мониторинга и навигации подвижных и стационарных объектов.
Как установлено в части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
На основании изложенного комиссия Красноярского УФАС России приходит к выводу, что заказчиком установлены излишние требования к участникам закупки, что нарушает положения статьи 64 Закона о контрактной системе.
Также комиссией Красноярского УФАС России установлено следующее. В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивирование наркосодержащих растений является самостоятельным лицензируемым видом деятельности и имеет определенные лицензионные требования.
Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1085 установлен перечень работ и услуг, составляющих деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивирование наркосодержащих растений. В соответствии с пунктом 6 данного перечня перевозка наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список I перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ является видом деятельности по обороту наркотических средств, а, следовательно является лицензируемым видом деятельности
В статье 21 Федерального закона от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" закреплен общий порядок перевозки наркотических средств в соответствии с порядком перевозка осуществляется юридическим лицам при наличии у них лицензии, предусмотренной законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
Постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 N 449 "О порядке перевозки, наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров на территории РФ, а также оформления необходимых для этого документов" установлены правила перевозки наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров на территории РФ. В соответствии с пунктом 6 правил перевозки для перевозки наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров используются закрытые транспортные средства, которые оборудованы запирающим устройством и имеют места для размещения лиц, ответственных за перевозку, и лиц осуществляющих охрану.
Следовательно, транспортные средства для перевозки наркотических средств является специализированным оборудованием для перевозки наркотических средств, что в свою очередь является лицензионным требованием для осуществления деятельности по обороту наркотических средств.
Таким образом транспортным средством должно располагать лицо осуществляющее перевозку наркотических средств.
Из анализа аукционной документации следует, что транспортное средства для перевозки должностного лица с наркотическими, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами должен предоставить победитель закупки (частные охранные организации).
Как сказано ранее Частная охранная деятельность регламентируется Законом Российской Федерации от 11.03.1992 N2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об охранной деятельности). В соответствии со статьей 3 Закона об охранной деятельности охранным организациям разрешено оказание всего семи видов охранных услуг, перечень которых является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит.
Постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 N 498 установлен, в перечне видов технических средств охраны используемых для оказания услуг по охране объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по их проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию.
Статьей 3 Закона об охранной деятельности определен перечень охранных, услуг, в котором деятельность по перевозке наркотических средств отсутствует. Таким образом, частная охранная организация в силу закона не имеет права осуществлять деятельность по перевозке наркотических средств.
В данном конкретном случае перевозку наркотических средств осуществляет должностное лицо Заказчика как лицо имеющее лицензию на данный вид деятельности на своем транспортном средстве, которое является лицензионным требование, а Исполнитель осуществляет лишь охрану должностного лица и имущества.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления считает, что требование Заказчика о том, что перевозка должностного лица и наркотических средств осуществляется на транспортном средстве Исполнителя для любой частной охранной организации, а равно участника данной закупки не исполнимо. Вследствие чего данное требование ограничивает добросовестную конкуренцию.
В связи с указанными обстоятельствами Комиссия делает вывод о нарушении Заказчиком требований статей 31, 64 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение:
1. Признать жалобу ООО ЧОО "Илир" обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования статей 31, 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в аукционную документацию.
4. Продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе не менее, чем на 7 дней, начиная со дня выставления измененной документации о проведении электронного аукциона в единой информационной системе.
5. Передать материалы по жалобе уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
Е.В. Куштысева |
|
|
Члены Комиссии |
Т.Э. Жукова |
|
А.В. Меньшикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 10 декабря 2021 г. N 024/06/105-3067/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.12.2021