Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссии по рассмотрению жалоб) в составе: Председатель - заместитель руководителя управления Е.В. Куштысева, члены Комиссии по рассмотрению жалобы - заместитель начальника отдела Т.Э. Жукова, ведущий специалист-эксперт О.В. Рогова (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью Частная охранная организация "Илир" на действия уполномоченного органа - Агентства государственного заказа Красноярского края (далее - уполномоченный орган), заказчика - КГБПОУ "Красноярский колледж отраслевых технологий и предпринимательства" (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона ЭА-N-16717-21 "Оказание охранных услуг для нужд краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Красноярский колледж отраслевых технологий и предпринимательства" на первое полугодие 2022 года" (далее - электронный аукцион), размещенного на электронной площадке ООО ЭТП Газпромбанк (далее - оператор электронной площадки), номер извещения 0119200000121016653, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО ЧОО "Илир" (далее - жалоба) на действия заказчика при определении поставщика путем проведения вышеуказанного электронного аукциона.
Существо жалобы: составление документации о проведении электронного аукциона с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Жалоба подана в Красноярское УФАС в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствует требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 Закона о контрактной системе, в связи с чем подлежит принятию к рассмотрению.
В адрес уполномоченного органа, заказчика, подателя жалобы, оператора электронной площадки были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы.
В соответствии с письмами ФАС России N ИА/27903/20 от 03.04.2020, N ИА/27895/20 от 26.10.2020 рассмотрение жалобы проходило в дистанционном режиме, без очного участия представителей субъектов контроля, подателя жалобы посредством интернет-видеоконференции.
Заказчику, уполномоченному органу было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
В связи с запросом дополнительной информации, Комиссия решила объявить в своей работе перерыв до 15 часов 30 минут 13.12.2021 года.
Рассмотрение жалобы по существу проходило в присутствии представителей заказчика, уполномоченного органа, подателя жалобы, надлежащим образом подтвердившие свои полномочия.
Из содержания жалобы следует, что при формировании аукционной документации уполномоченным органом, заказчиком были допущены нарушения положений Закона о контрактной системе, а именно: заказчик установлено излишнее требование о наличии медицинской книжки у сотрудников охранной организации.
Заказчиком, уполномоченным органом было направлено письменное возражение по доводам жалобы.
Рассмотрев жалобу, представленные документы и сведения, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
В связи с возникшей у заказчика потребностью уполномоченным органом совершены действия по осуществлению закупки путем проведения электронного аукциона ЭА-N-16717-21 "Оказание охранных услуг для нужд краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Красноярский колледж отраслевых технологий и предпринимательства" на первое полугодие 2022 года", номер извещения 0119200000121016653.
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Как установлено частью 1 статьей 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Проведя анализ аукционной документации комиссией по рассмотрению жалобы установлено, что описании объекта закупки заказчик прописал требования к оказываемой услуге, а именно "Дополнительные сведения, требования" включают в себя:
1. Оказание услуг обеспечивается сотрудниками (частными охранниками):
- имеющими удостоверение частного охранника и работающими по трудовому договору с охранной организацией;
- имеющими единую форму и специальные средства (наручники, палка резиновая), а также "санитарные книжки".
В соответствии с Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 20.05.2005 N 402 "О личной медицинской книжке и санитарном паспорте" (далее - Приказ N 402), утвердившим форму личной медицинской книжки для работников отдельных профессий, производств и организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения, также Приказом Минтруда России от 11.12.2015 N 1010н "Об утверждении профессионального стандарта "Работник по обеспечению охраны образовательных организаций" утвержден профессиональный стандарт работника по обеспечению охраны образовательных организаций (далее - Стандарт).
В части 1 Стандарта указано следующее, "Требования настоящего стандарта предназначены для применения образовательными организациями, а также частными охранными организациями и подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, которые обеспечивают охрану и (или) оказывают охранные услуги на объектах образования".
В Стандарте установлены особые условия допуска к работе: личная медицинская книжка с отметками о прохождении предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, выполняющих любые виды работ в образовательных организациях, указанных в нормативных актах федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере здравоохранения, что не противоречит нормам законодательства Российской Федерации.
Из пояснений заказчика также следует, что заказчик установил указанное выше требование к сотруднику оказывающими услуги охраны, исходя из положений Стандарта с учетом того факта, что сотрудник исполнителя будет непосредственно находиться на рабочем месте в образовательном учреждении.
Требование о наличии медицинской книжки являются условием исполнения контракта, и не относится к требованиям к участнику закупки на момент проведения аукциона. Поэтому включение указанного условия в описание объекта закупки не нарушает положения Закона о контрактной системе, а позволяет удовлетворить потребности заказчика в услугах с необходимыми показателями качества при наличии соответствующих документов.
Также комиссия Красноярского УФАС России обращает внимание, что в силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Проведя анализ документации комиссией по рассмотрению жалобы установлено, что предметом данной закупки является оказание охранных услуг для нужд краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Красноярский колледж отраслевых технологий и предпринимательства".
Согласно пункта 32 части 1 статьи 12 Закона РФ от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", части 1 статьи 11 Закона N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", частной охранной деятельностью могут заниматься только такие организации, которые были специально учреждены для их выполнения и которые имеют лицензию, выданную органами внутренних дел.
В соответствии со статьей 3 Закона N 2487-1 выделяются 7 видов охранных услуг. Для каждого из них установлены дополнительные лицензионные требования, которые изложены в Постановлении Правительства РФ от 23.06.2011 N 498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности".
Согласно пункта 5.4 Информационной карты вторая часть заявки должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона 44-ФЗ:
- копия действующей лицензии и/или выписки из реестра лицензий, выданная органами внутренних дел, на осуществление частной охранной деятельности или иной документ подтверждающий право участника оказывать услуги охраны, с предоставлением следующего вида услуг:
- охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации";
Согласно документации, заказчиком установлены следующие требования к участнику закупки: 1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки:
- наличие действующей лицензии и/или выписки из реестра лицензий, выданной органами внутренних дел, на осуществление частной охранной деятельности или иной документ подтверждающий право участника оказывать услуги охраны, с предоставлением следующего вида услуг:
- охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".
Таким образом, заказчик в аукционной документации установил требования к участникам закупки и предоставлению в составе заявки документов, которые соответствуют потребности заказчика и положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, податель жалобы не указывает, каким образом указанное в аукционной документации описание объекта закупки нарушает его права и законные интересы. Также подателем жалобы не представлены документы, подтверждающие невозможность подателя жалобы принять участие в электронном аукционе на определенных заказчиком условиях.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что уполномоченный орган, заказчик не нарушили требований Закона о контрактной системе. Довод жалобы является необоснованным.
В рамках внеплановой проверки комиссией Красноярского УФАС России установлено, что
личная медицинская книжка - это официальный документ строгой отчетности, защищенный от подделок и являющийся полиграфической продукцией уровня "В", не подлежащий свободной продаже. Его форма и название утверждена Приказом N402 (Приложение N1).
Комиссия установила, что заказчик необоснованно указал в описании объекта закупки название - "санитарные книжки", правильно надлежало указать - "медицинские книжки", чем заказчик нарушил статью 33 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью Частная охранная
организация "Илир" необоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о
контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменения в проект такого контракта на этапе его заключения.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
Е.В. Куштысева |
|
|
Члены Комиссии |
Т.Э. Жукова |
Исп. Рогова Ольга Владимировна (391) 211-01-44 |
О.В. Рогова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 13 декабря 2021 г. N 024/06/105-3075/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.12.2021