Дата оглашения решения: 13 декабря 2021 года город Иваново
Дата изготовления решения: 16 декабря 2021 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Ивановского УФАС России) в составе:
председателя Комиссии: Михеевой Т.А. - заместителя руководителя управления;
членов Комиссии: Парфеновой А.А. - начальника отдела контроля в сфере закупок, Притумановой Ю.К. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок,
заседание проведено в режиме видеоконференцсвязи при участии представителей:
ИП Чащиной Марии Евгеньевны (далее - Заявитель): Чащина Сергея Александровича (доверенность от 17.10.2021),
Департамента образования Ивановской области (далее - Заказчик): Дробот Нины Владимировны (доверенность от 10.12.2021),
рассмотрев жалобу ИП Чащиной Марии Евгеньевны на действия Департамента образования Ивановской области при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку кондиционеров бытовых (извещение 0133200003221000014), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
06.12.2021 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ИП Чащиной Марии Евгеньевны на действия Департамента образования Ивановской области при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку кондиционеров бытовых (извещение 0133200003221000014).
Согласно первому доводу жалобы, в описание объекта закупки включены характеристики товара, не предусмотренные каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), обоснование включения дополнительных характеристик не соответствует законодательству, также включены характеристики, не относящиеся к товару - "Обслуживаемая площадь".
Согласно второму доводу жалобы, описание объекта закупки не содержит всей необходимой информации относительно объекта закупки для формирования ценового предложения, так как описание объекта закупки предусматривает также осуществление поставки, монтажа и наладки товара.
Заказчик в своих возражениях на жалобу указал, что нарушений при проведении закупки допущено не было.
Рассмотрев представленные Заявителем, Заказчиком документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
30.11.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) было размещено извещение 0133200003221000014 о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку кондиционеров бытовых.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколом, составленным при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
- начальная (максимальная) цена контракта - 377 500,00 руб.;
- дата и время окончания подачи заявок - 07.12.2021 10:00;
- согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 08.12.2021 NИЗК1 на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок в электронной форме было подано 6 заявок с идентификационными номерами 255, 252, 85, 178, 40, 86, по итогам их рассмотрения заявки участников закупки с идентификационными номерами 40 и 86 были отклонены, заявки участников закупки с идентификационными номерами 255, 252, 85, 178 - признаны соответствующими требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме. Победителем запроса котировок в электронной форме был признан ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ АН ИРИНА РОМАНОВНА.
Первый довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает обоснованным по следующим основаниям.
На основании п. 2 ч. 3 ст. 83.2 Закона о контрактной системе при проведении запроса котировок в электронной форме заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение о проведении запроса котировок в электронной форме, содержащую информацию, указанную в пунктах 1 - 5, 8 - 12 статьи 42 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
П. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иными требованиями, связанными с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Такой порядок установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145 "Об утверждении правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N145)
П. 5 Постановления Правительства N145 предусмотрено право заказчика указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Согласно п. 6 Постановления Правительства N145, в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной п. 5 настоящего Постановления, Заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В "Спецификации" извещения о проведении закупки, размещенной на официальном сайте, установлено КТРУ 28.25.12.130-00000010 - кондиционер бытовой. Также, Заказчиком указана дополнительная характеристика товара: обслуживаемая площадь. В качестве обоснования установления дополнительной характеристики, Заказчик указал: "Для обеспечения эффективности использования".
Комиссия Ивановского УФАС России считает указанное обоснование ненадлежащим и не отражающим необходимость данной характеристики. Вместе с тем, Заказчиком в ходе рассмотрения жалобы не предоставлено документального подтверждения наличия спорной характеристики, например, в технической сопроводительной документации на товар.
Таким образом Заказчиком нарушена ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе.
Второй довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает обоснованным по следующим основаниям.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п. 3.1 "Спецификации" извещения о проведении закупки установка кондиционеров производится на 4 этаже. При необходимости поставщик привлекает промышленных альпинистов, автовышки и т.д. своими силами и за свой счет. Поставщик осуществляет заделку отверстий и устранение повреждений, возникших при установке товара. После проведения всех работ Поставщик должен произвести уборку упаковочной тары и строительного мусора, накопившегося в процессе установки. По окончании монтажных работ должны быть выполнены работы по пуско-наладке и запуску оборудования.
Вместе с тем, сведения о помещениях, в которых будут монтироваться кондиционеры, в том числе сведения о длине трассы между наружным и внутренним блоками кондиционеров, отсутствуют.
Отсутствие в описании объекта закупки всех необходимых для осуществления монтажа оборудования сведений не позволяет сформировать предложение участникам закупки.
Таким образом, действия Заказчика нарушают ч. 3 ст. 7, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, а также то, что выявленные нарушения содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ИП Чащиной Марии Евгеньевны на действия Департамента образования Ивановской области при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку кондиционеров бытовых (извещение 0133200003221000014) обоснованной.
2. Установить в действиях Департамента образования Ивановской области нарушение ч. 3 ст. 7, ч. 6 ст. 23, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии: ______________________________ Т.А. Михеева
Члены Комиссии: ______________________________ А.А. Парфенова
_______________________________ Ю.К. Притуманова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 16 декабря 2021 г. N 037/06/23-721/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.12.2021