Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
Членов комиссии:
в отсутствии сторон,
рассмотрев материалы Заказчика - КОГКБУЗ "Центр кардиологии и неврологии" о включении сведений об ООО "Альфа Брокер Консалтинг" (далее - Поставщик) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
УСТАНОВИЛА:
30.11.2021 г. в Кировское УФАС России поступили материалы от КОГКБУЗ "Центр кардиологии и неврологии" о включении сведений об ООО "Альфа Брокер Консалтинг" в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения Контракта на поставку воздуховодов и наборов для энтерального питания N 03402000033210071710001 от 27.07.2021 года (номер извещения 0340200003321007171).
Согласно ч. 1 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" Федеральная антимонопольная служба определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (за исключением полномочий на осуществление функций по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну, и по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случаях закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну, а также закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, для обеспечения федеральных нужд при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта).
Согласно п. 7.10. Приказа ФАС России от 23.07.2015 N 649/15 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы" территориальный орган в пределах компетенции территориального органа принимает решения о включении сведений о недобросовестных поставщиках в реестр недобросовестных поставщиков (исключении из реестра недобросовестных поставщиков).
В силу ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 13 Правил не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), осуществляет следующую совокупность действий:
а) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона;
б) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Рассмотрение материалов назначено на 07.12.2021 года, стороны извещены по адресам электронной почты. ООО "Альфа Брокер Консалтинг" явка представителя не обеспечена, пояснений по факту неисполнения Контракта не направлялось. Заказчиком направлено ходатайство о рассмотрении материалов в отсутствие своего представителя.
Заказчиком представлены документы об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 27.07.2021 N 03402000033210071710001 на поставку воздуховодов и наборов для энтерального питания.
Рассмотрев представленные материалы, заслушав пояснения представителя Заказчика, Комиссия Кировского УФАС России пришла к следующим выводам.
25.06.2021 года на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0340200003321007171 и документация о проведении электронного аукциона на поставку воздуховодов и наборов для энтерального питания с начальной (максимальной) ценой 355860,00 руб.
27.07.2021 года по результатам проведенного электронного аукциона между Заказчиком и ООО "Альфа Брокер Консалтинг" заключен договор N 03402000033210071710001 на поставку воздуховодов и наборов для энтерального питания (далее - Контракт) на сумму 286 467,30 руб. сроком действия до 31.12.2022 года (п. 8.1. Контракта).
Согласно п. 1.1. Контракта, Поставщик обязуется поставить Заказчику воздуховоды и наборы для энтерального питания (далее - товар) в ассортименте и количестве в соответствии с характеристиками, указанными в Приложении N 1 к настоящему Контракту, с соблюдением условий хранения и транспортировки товара, в соответствии с нормами законодательства РФ, а Заказчик обязуется принять товар и произвести его оплату.
Согласно п. 2.1. Контракта, поставка товара осуществляется по предварительным заявкам Заказчика в течение 10 календарных дней с момента направления заявки (заявка должна быть письменной, в т.ч. факсимильной или переданной посредством электронной связи). Датой поставки товара является дата приёмки товара Заказчиком и подписания накладных (п. 2.2 Контракта).
Согласно 3.4. Контракта, Товар оплачивается Заказчиком в безналичной форме путем перечисления денежных средств на расчетный счет Поставщика в течение 15 рабочих дней с момента поставки товара, указанного в заявке Заказчика, в полном объеме. Для своевременной оплаты товара Поставщик обязан предъявить Заказчику счет-фактуру на оплату товара не позднее трех дней с момента поставки товара.
Согласно п. 8.2. Контракта, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе провести экспертизу поставленных товаров своими силами или с привлечением экспертов, экспертных организаций до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта. Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта может быть принято Заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы поставленного Товара, в заключении будут подтверждены нарушения условий Контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта. Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта в течение 3 рабочих дней с даты принятия этого решения, размещается на официальном сайте и направляется Поставщику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты. Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступает в силу, и Контракт считается расторгнутым через 10 календарных дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Поставщика об одностороннем отказе от исполнения Контракта. Заказчик принимает решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, если в ходе исполнения Контракта установлено, что Поставщик не соответствует установленным извещением и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии указанным требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика.
В соответствии с условиями заключенного Контракта, поставка товара осуществляется по предварительным заявкам Заказчика в течение 10 календарных дней с момента направления заявки (заявка должна быть письменной, в т.ч. факсимильной или переданной посредством электронной связи).
Заказчик 16.08.2021 года в адрес Поставщика по электронной почте направил заявку на поставку Товара - наборов для энтерального питания в количестве 100 шт., воздуховодов ротоглоточных одноразового использования в количестве 6 шт. на общую сумму 16 112,56 руб. Предельная дата поставки - 26.08.2021 года. В указанный срок поставки Товара не было.
15.09.2021 года в адрес Заказчика Поставщиком была произведена поставка Товара: воздуховодов ротоглоточных в количестве 6 шт., наборов для энтерального питания в количестве 15 шт. на общую сумму 2632,41 руб. Поставка товара осуществлена не в полном объеме.
17.09.2021 года Заказчиком в адрес Поставщика направлена претензия о начислении пени за просрочку поставленного товара и непоставку товара, а также с требованием о поставке недопоставленного товара в течение 3 рабочих дней с даты получения претензии.
21.09.2021 года Заказчиком был оплачен поставленный товар.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со статьей 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 ГК РФ).
В связи с неисполнением условий Контракта - часть товара по заявке так и не была поставлена Поставщиком, на основании п. 8.2 Контракта, ст. 523 ГК РФ Заказчиком 20.10.2021 года было принято решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Во исполнение требования ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе, 20.10.2021 года решение об одностороннем расторжении контракта размещено в ЕИС, направлено по почте заказным почтовым отправлением в адрес Поставщика 21.10.2021 года.
Заказчиком подтверждение получения Решения Поставщиком не получено, датой надлежащего уведомления считается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе - 20.11.2021 года.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, 30.11.2021 года решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу, о чем размещена информация в ЕИС.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
Документы направлены Заказчиком в установленные сроки - 30.11.2021 года.
Согласно части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18.07.2008 N 10-П федеральный законодатель, обладая достаточной свободой усмотрения в определении конкретных видов государственного контроля (надзора), оснований, форм, способов, методов, процедур, сроков его проведения, состава мер государственного принуждения, применяемых по итогам контрольных мероприятий, а также конкретного порядка финансового обеспечения, вместе с тем связан общими конституционными принципами организации системы органов государственной власти, а осуществляемое им регулирование должно соответствовать юридической природе и характеру общественных отношений, складывающихся в сфере государственного контроля (надзора), вводимые же ограничения прав и свобод граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, - быть соразмерными конституционно значимым целям и во всяком случае не создавать препятствий их экономической самостоятельности и инициативе.
При рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участниках закупки антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах. Как мера публичной ответственности такое включение общества в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Доказательства, подтверждающие, что ООО "Альфа Брокер Консалтинг" принимались меры для надлежащего исполнения обязательства по Контракту, отсутствуют.
Таким образом, на момент заключения Контракта ООО "Альфа Брокер Консалтинг" не оценило свою возможность исполнить принятые по контракту обязательства. Материалы дела не содержат доказательств, указывающих на объективную невозможность осуществить поставку Товара в установленные сроки, а также на то, что Общество предприняло все возможные меры для исполнения обязательств по Контракту.
Поставщик не поставил в адрес Заказчика товар в сроки, на которые рассчитывал Заказчик при направлении заявки в рамках заключенного Контракта, поставил Товар не в полном объеме, не проявил той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства. Объективных доказательств невозможности исполнения Контракта в срок не представлено.
ООО "Альфа Брокер Консалтинг" не представило документы, обосновывающие невозможность исполнения Контракта, в связи с возникновением обстоятельств непреодолимой силы.
Кроме того, в пределах срока, установленного ч. 14 ст.95 Закона о контрактной системе, Поставщиком не было предпринято действий по поставке товара, что является существенным нарушением контакта, в соответствии с ч. 2 ст. 523 ГК РФ.
Недобросовестность поведения подтверждается также включением ООО "Альфа Брокер Консалтинг" в Реестр недобросовестных поставщиков (на момент рассмотрения материалов РНП в единой информационной системе об ООО "Альфа Брокер Консалтинг" (ИНН 6685028171) размещено 88 записей).
Согласно п.п. б) п. 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Характер допущенного нарушения существенных условий Контракта (ненадлежащее выполнение принятых обществом обязательств по Контракту; избранная модель поведения ООО "Альфа Брокер Консалтинг", характеризующаяся непроявлением последним той степени внимательности и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру принятых на себя обязательств), наличие в его действиях вины, тяжесть наступивших последствий, учитывая наличие в законодательстве о контрактной системе специальной меры ответственности, установленной законодательством в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры проведения закупки обязательств (включение в реестр недобросовестных поставщиков), свидетельствует о необходимости применения данной меры ответственности в отношении ООО "Альфа Брокер Консалтинг". Применение в указанном случае данной санкции отвечает требованиям справедливости, соразмерно характеру совершенного деяния.
Таким образом, комиссия Кировского УФАС России пришла к выводу, что принятое Заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта является обоснованным, фактов, подтверждающих добросовестность ООО "Альфа Брокер Консалтинг" при рассмотрении материалов не представлено, в связи с чем, сведения об ООО "Альфа Брокер Консалтинг" подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь ст. 99, ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, комиссия,
РЕШИЛА:
Включить в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) следующую информацию об Обществе с ограниченной ответственностью ООО "Альфа Брокер Консалтинг":
1) Наименование: ООО "Альфа Брокер Консалтинг", сокращенное наименование - ООО "А Б К"; юридический адрес: 620143, Свердловская область, Г.О. город Екатеринбург, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, стр.19, оф. 270/2;
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 7 декабря 2021 г. N 043/06/104-1039/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.12.2021