Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущего заседание Комиссии - Бабаева К.А. - Руководителя Дагестанского УФАС России.
Членов Комиссии:
Халлаевой Д.М. - Зам. руководителя Дагестанского УФАС России;
Халилова Р.А. - Начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Магомедова К.Г. - Главного специалиста - эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России,
рассмотрев жалобу ООО "РИГОР ПРАВО" (далее - Заявитель) на действия ГКУ РД "Центр организации дорожного движения" (далее - Заказчик) при проведении Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Дагестан (далее - Уполномоченный орган) электронного аукциона N 0803200014721000181 "Выполнение комплекса работ по созданию Рубежей контроля автоматизированной системы фото и видеофиксации нарушений правил дорожного движения, включая организацию передачи данных по защищенным каналам связи" (далее - Аукцион),
У С Т А Н О В И Л А:
01.12.2021 г. в Дагестанское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
В жалобе Заявителя указывается на несоответствие аукционной документации требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Исследовав представленные сторонами документы и информацию, проведя анализ информации, содержащейся в единой информационной системе в сфере закупок (далее - Единая информационная система), а также на электронной площадке - АО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки), выслушав представителей Заказчика, Комиссия установила следующее.
20.11.2021 г. Уполномоченным органом в Единой информационной системе были размещены извещение и документация по проведению Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет - 36 039 216,00 рублей.
1. Заявитель указывает, что Заказчиком неправомерно не установлен запрет, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 16.112015г. N 1236.
Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2016 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236) установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что Постановление N 1236 не применимо к данной закупке, поскольку предметом закупки являются работы по созданию рубежей контроля автоматизированной системы фото и видео фиксации нарушений правил дорожного движения. Программное обеспечение, которое входит в состав оборудования Рубежей, не является товаром, предметом работ или услуг в рамках данного аукциона.
Комиссией установлено, что объектом закупки являются работы по созданию Рубежей контроля автоматизированной системы фото и видео фиксации нарушений правил дорожного движения и запрет предусмотренный Постановлением N 1236 при проведении Аукциона не устанавливается.
Таким образом, довод жалобы Заявителя не обоснован.
2. Заявитель указывает на неправомерность установления Заказчиком требования к участнику закупки о наличии действующей лицензии ФСБ России на осуществление деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица и индивидуального предпринимателя) (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 313).
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Заказчиком в п. 22 информационной карты Аукционной документации установлены следующие требования к участникам закупки в соответствии с Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе:
"1) - соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки:
а) наличие действующей лицензии ФСТЭК России
(в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.02.2012 N 79 "О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации") на осуществление деятельности:
- установка, монтаж, наладка, испытания, ремонт средств защиты информации (программных (программно-технических) средств защиты информации.
б) наличие действующей лицензии ФСБ России на осуществление деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 313), предусматривающую возможность выполнять следующие виды работ:
- монтаж, установка (инсталляция), наладка шифровальных (криптографических) средств, за исключением шифровальных (криптографических) средств защиты фискальных данных, разработанных для применения в составе контрольно-кассовой техники, сертифицированных Федеральной службой безопасности Российской Федерации;
- монтаж, установка (инсталляция), наладка защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств телекоммуникационных систем;
- передача шифровальных (криптографических) средств, за исключением шифровальных (криптографических) средств защиты фискальных данных, разработанных для применения в составе контрольно-кассовой техники, сертифицированных Федеральной службой безопасности Российской Федерации".
Заказчик в своих возражениях указал следующее.
Согласно Техническому заданию (далее - "ТЗ"), предмет технического задания - выполнение комплекса работ по созданию Рубежей контроля автоматизированной системы фото и видеофиксации нарушений правил дорожного движения, включая организацию передачи данных по защищенным каналам связи.
Согласно ст. 12 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности":
"1. В соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности:
1) разработка, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
5) деятельность по технической защите конфиденциальной информации"
Согласно ГОСТ Р 57144-2016 "СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА, РАБОТАЮЩИЕ В АВТОМАТИЧЕСКОМ РЕЖИМЕ И ИМЕЮЩИЕ ФУНКЦИИ ФОТО- И КИНОСЪЕМКИ, ВИДЕОЗАПИСИ, ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗА ДОРОЖНЫМ ДВИЖЕНИЕМ", п. 6.5.14:
"Аппаратно-программное обеспечение технических средств автоматической фотовидеофиксации должно обеспечивать возможность передачи информации по проводным и/или беспроводным защищенным каналам связи, предусмотренным законодательством Российской Федерации*". (* Информация, переданная с технических средств фотовидеофиксации, хранится в хранилищах, принадлежащих подразделениям Госавтоинспекции на региональном уровне).
Если предметно говорить о фактически имеющихся Рубежах контроля, в отношении которых подлежат выполнению работы, то они оборудованы Программно-аппаратными комплексами (ПАК) ViPNet Coordinator HW - модельный ряд шлюзов безопасности, предназначенных для построения виртуальной сети ViPNet и обеспечения безопасной передачи данных между ее защищенными сегментами, а также фильтрации IP-трафика.
Благодаря функциям криптографической защиты, межсетевого экранирования, а также наличию встроенных сетевых сервисов ПАК ViPNet Coordinator HW 4 является средством защиты компьютерных сетей организаций от несанкционированного доступа к ее ресурсам при передаче информации по открытым каналам связи.
Соответственно, для обслуживания и обеспечения функции криптографической защиты (т.е. шифрование информации в целях обеспечения ее сохранности) - требуется лицензия ФСБ России с указанными заказчиком функциями.
Межсетевое экранирование обеспечивает защиту от несанкционированного доступа третьих лиц к информации, которая идет от Рубежа контроля в органы МВД - возможность работы с оборудованием, обеспечивающий данный функционал Рубежа контроля обеспечивает лицензия ФСТЭК России с указанными заказчиком функциями.
_Формуляр на Программно-аппаратный комплекс "Vipnet Coordinator HW4" - т.е. ПАК СКЗИ включает и оборудование криптографической защиты и средства защиты от несанкционированного доступа.
Таким образом, исходя из требований ТЗ и из набора оборудования Рубежей контроля, следует, что работы, предусмотренные двумя лицензиями, являются основными в целях обеспечения потребности заказчика, которая должна быть удовлетворена исполнителем работ по данному конкурсу - бесперебойная передача зашифрованной информации от Рубежей контроля по каналам связи, защищенными от несанкционированного доступа, в государственные органы (МВД РД).
Из приведенных пояснений Заказчика усматривается, что установленные требования к участникам закупки соответствуют объекту закупки.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Из приведенной нормы Закона о контрактной системе следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.
При этом Заявителем не обеспечена явка представителя с надлежаще оформленными полномочиями, изложенные доводы Заказчика не опровергнуты, доказательств установления требований к участникам закупки в нарушение норм Закона о контрактной системе не представлено.
При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
3. По мнению Заявителя заключение на заявку/запрос о возможности подключения Комплексов фото-видеофиксации с указанными параметрами к информационной системе ЦАФАП ГИБДД МВД по РД должно выдаваться уполномоченным на то органом или Заказчиком, а не как частным юридическим лицом.
В пункте 3.2.2 проекта контракта Аукционной документации указано следующее, в том числе:
По Этапу N2 Подрядчик обязан:
1) Согласовать с МВД по РД сопряжение поставляемых СКЗИ с существующей защищенной ведомственной сетью ЦАФАП ГИБДД МВД по РД;
2) Направить заявку/запрос в ООО "Социальные системы" (ИНН 7723510398) на подключение к существующей инфраструктуре информационной системы фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения содержащую следующую информацию:
- о необходимой выделяемой емкости дискового пространства, в случае подключения создаваемых комплексов фотовидеофиксации к существующей (аттестованной МВД по РД) системе хранения данных (СХД) ЦАФАП, с целью проверки наличия запрашиваемой емкости или необходимости ее увеличения (модернизации);
- проект размещения дополнительного оборудования в телекоммуникационных стойках ЦАФАП (в случае необходимости) с целью проверки наличия свободного пространства в существующих телекоммуникационных стойках, а также наличия запаса электрической мощности, необходимой для размещения оборудования;
- информацию с указанием типов создаваемых Комплексов ФВФ с целью проработки возможности интеграции поставляемых Комплексов с информационной системой, используемой в ЦАФАП ГИБДД МВД по РД;
3) Получить от ООО "Социальные системы" заключение на заявку/запрос о возможности подключения Комплексов фото-видеофиксации с указанными параметрами к информационной системе ЦАФАП ГИБДД МВД по РД".
На рассмотрении жалобы представитель Заказчик пояснил, что при установлении условий указанных в п. 3.2.2 проекта контракта Аукционной документации Заказчик исходил, из того, что ООО "Социальные системы", в рамках реализации заключенного с Республикой Дагестан Концессионного соглашения N1-КС от 11.04.2017 осуществило строительство и обеспечивает функционирование (содержание) действующей системы контроля и выявления нарушений правил дорожного движения Республики Дагестан, а именно - Центра автоматизированной фиксации административных правонарушений Республики Дагестан, расположенного по адресу Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Эрлиха, д. 17 (ЦАФАП ГИБДД МВД по РД). Указанный ЦАФАП ГИБДД МВД по РД является единственным органом МВД России в Республике Дагестан, уполномоченным принимать данные с комплексов фиксации нарушений правил дорожного движения. Поэтому любые установленные в Республике Дагестан комплексы фотовидеофиксации по факту готовности к эксплуатации подлежат подключению к информационной системе ЦАФАП ГИБДД МВД по РД. Аналогичные пояснения имеются в том, числе и в проекте контракта Аукционной документации.
При этом, жалоба Заявителя не содержит обоснования неправомерности установления заказчиком данных условий исполнения контракта.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Таким образом, довод жалобы не находит своего подтверждения.
4. Заявитель указывает, что Заказчиком установлено завышенное требование о предоставлении камер с характеристикой "Ширина зоны контроля, м. 23".
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Таким образом, Заказчик устанавливает требования к объекту закупки исходя из своих потребностей.
Как установлено Комиссией в техническом задании Аукционной документации Заказчиком установлено следующее требование к товару, в том числе: "Ширина зоны контроля, м 23".
Вместе с тем, Заявителем не представлено доказательств свидетельствующих о том, что вышеуказанное требование Заказчика противоречит государственным стандартам и ограничивает его законные права и интересы. В жалобе такие документы также отсутствуют.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
При таких обстоятельствах Комиссия признает довод жалобы Заявителя необоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
Жалобу Заявителя признать необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание Комиссии К.А. Бабаев
Члены Комиссии: Д.М. Халлаева
Р.А. Халилов
К.Г. Магомедов
Исп. Магомедов А.Ш. (67-20-95)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 8 декабря 2021 г. N 005/06/106-2878/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.12.2021