10 декабря 2021 г. |
г. Омск |
В соответствии с приказом Омского УФАС России от 07.12.2021 N 264 и подпунктом "а" пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576, Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_";
"_";
"_",
по результатам проведения внеплановой проверки соблюдения казенным учреждением Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения" (далее также уполномоченное учреждение), бюджетным учреждением здравоохранения Омской области "Клинический кардиологический диспансер" (далее - заказчик) требований Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупок в форме электронного аукциона "Поставка расходного материала для эндоваскулярной хирургии" (извещения N 0852500000121002967, N 0852500000121002970, N 0852500000121002971, N 0852500000121002972, N 0852500000121002973, N 0852500000121002974) (далее также аукционы, электронные аукционы),
У С Т А Н О В И Л А:
29.11.2021 в адрес Омского УФАС России поступило (вх. N 11546э) обращение ООО "Латрек", содержащее информацию о нарушениях в действиях уполномоченного учреждения и заказчика требований Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупок "Поставка расходного материала для эндоваскулярной хирургии" (извещения N 0852500000121002967, N 0852500000121002970, N 0852500000121002971, N 0852500000121002972, N 0852500000121002973, N 0852500000121002974).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Контрактная система направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 1 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
При этом частью 1 статьи 12 Федерального закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является эффективность использования бюджетных средств, согласно которому при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Таким образом, заказчики должны исходить из целей максимального удовлетворения, как своих потребностей, так и результатов расходования бюджетных средств, при этом необоснованно не ограничивать количество участников закупки.
Согласно части 24 статьи 22 Федерального закона о контрактной системе в случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить, заказчик с учетом установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов определяет начальную цену единицы товара, работы, услуги, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта, а также обосновывает в соответствии с настоящей статьей цену единицы товара, работы, услуги. При этом положения настоящего Федерального закона, касающиеся применения начальной (максимальной) цены контракта, в том числе для расчета размера обеспечения заявки или обеспечения исполнения контракта, применяются к максимальному значению цены контракта, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.
Пунктом 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе установлено, что в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются начальная цена единицы товара, работы, услуги, а также начальная сумма цен указанных единиц и максимальное значение цены контракта. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата поставки товара, выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества товара, поставка которого будет осуществлена в ходе исполнения контракта, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта, указанного в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В обращении ООО "Латрек" дословно указано: "Начальная (максимальная) цена всех (за исключением N0852500000121002974) контрактов составляет 1 382 275,00 руб.
Таким образом, Заказчик изменил тактику проведения торгов, а именно - инициировал дробление электронных аукционов, - что является прямым нарушением ч. 2. ст. 8 закона N 44-ФЗ.
Согласно Постановлению N620 от 19.04.21 г. данное условие позволяет Заказчику проводить в одном контракте (одном лоте) закупки медицинских изделий различных видов.
Однако, и в этом случае Заказчик допустил нарушения - в разделе "Обоснование начальной цены единицы товара, работы, услуги" средневзвешенное значение собранных заказчиком цен (цена за единицу/штуку товара), по всем 230 пунктам технического задания составляет 2 579 843,00 руб.
Это превышает сумму Максимального значение цены контракта: 1 382 275,00 руб.
В действиях бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клинический кардиологический диспансер" было выявлено нарушение части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе, постановления Правительства Российской Федерации от 19.04.2021 N 620".
Комиссия отмечает, что объем исполнения по каждой из спорной закупки до заключения контракта определить не представляется возможным, цена контракта определяется по итогам его исполнения в соответствии с фактическими потребностями заказчика с учетом запрета превышения максимального значения цены контракта, установленного извещением о проведении электронного аукциона и документацией о закупке, в том числе контрактом.
Из приведенных норм также видно, что требования к обоснованию максимального значения цены установлены только в отношении цен единиц товаров, работ, услуг. При этом требования к обоснованию либо ограничение размера начальной суммы цен в Федеральном законе о контрактной системе не предусмотрены. Не содержит Федеральный закон о контрактной системе и положений, которые бы устанавливали требования к соотношению между начальной суммой цен единиц товара и максимальным значением цены контракта. Само по себе превышение начальной суммой цен единиц товара максимального значения цены контракта не свидетельствует о принципиальной невозможности исполнения контракта с учетом неопределенности объема исполнения.
Комиссия также не соглашается с заявителем в части довода о неправомерном дроблении закупки, так как заказчиком осуществляется закупка товаров конкурентными способами, в том числе в соответствии с ранее принятым Омским УФАС России решением N 055/06/33-1023/2021 от 21.10.2021.
Комиссия также отклоняет довод в части нарушения требований постановления Правительства Российской Федерации от 19.04.2021 N 620 "О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд", так как пунктом 1 приведенного постановления установлено, что при осуществлении закупок медицинских изделий не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации, при условии, что значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) превышает:
600 тыс. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил менее 50 млн. рублей;
1 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
1,5 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил более 100 млн. рублей.
Комиссией установлено, что объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году составил 100566368,84 руб. Учитывая, что начальные (максимальные) цены контрактов по спорным закупкам не превышают 1500000 руб., заказчик был вправе объединять в один лот медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Учитывая изложенное, Комиссия не усматривает в действиях уполномоченного учреждения и заказчика нарушений требований законодательства о контрактной системе при формировании лотов по спорным аукционам.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
В действиях казенного учреждения Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения" и бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клинический кардиологический диспансер" при осуществлении закупок в форме электронного аукциона "Поставка расходного материала для эндоваскулярной хирургии" (извещения N 0852500000121002967, N 0852500000121002970, N 0852500000121002971, N 0852500000121002972, N 0852500000121002973, N 0852500000121002974) нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не установлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии |
"_" |
Члены Комиссии: |
"_" |
|
"_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 10 декабря 2021 г. N 03-08/105-2021 (ключевые темы: изделия медицинского назначения - контрактная система в сфере закупок - участники закупок - государственные и муниципальные нужды - конкуренция)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.12.2021