Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_";
"_";
"_",
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "ОмСофт-Консалтинг" (далее - заявитель, общество) на действия Администрации Любинского муниципального района Омской области (далее также уполномоченный орган) и казенного учреждения "Центр обеспечения безопасности, градостроительной и административно-хозяйственной деятельности Администрации Любинского муниципального района Омской области" (далее также заказчик) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Оказание услуг по абонементному информационно-технологическому сопровождению программных продуктов системы "1С:Предприятие" (извещение N 0152300045421000084) (далее - аукцион, электронный аукцион),
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей:
заявителя - "_", директора;
уполномоченного органа - "_", ИО Главы, "_" (доверенность N 2349 от 09.12.2021);
заказчика - "_", ИО директора, "_" (доверенность N 67 от 08.12.2021), "_" (доверенность N 66 от 08.12.2021),
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 11911 от 07.12.2021) жалоба заявителя на положения документации об электронном аукционе, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 30.11.2021 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом были размещены извещение N 0152300045421000084 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 166 092 руб.
03.12.2021, 06.12.2021 размещены разъяснения положений документации об электронном аукционе.
08.12.2021 размещен протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, согласно которому на участие в закупке подано 2 заявки, все участники допущены к участию в электронном аукционе.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 09.12.2021 в процедуре проведения аукциона принял участие один участник закупки.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений, в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее.
Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Контрактная система направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 1 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
При этом частью 1 статьи 12 Федерального закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является эффективность использования бюджетных средств, согласно которому при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Таким образом, заказчики должны исходить из целей максимального удовлетворения, как своих потребностей, так и результатов расходования бюджетных средств, при этом необоснованно не ограничивать количество участников закупки.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Федерального закона установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из буквального толкования положений статьи 33 Федерального закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на оказание услуги с использованием товаров, обладающих именно с теми характеристиками, которые соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Доводы жалобы заявителя сводятся к тому, что заказчиком в описании объекта закупки неправомерно включены требования к исполнителю, а именно:
- Требование о том, что услуги оказывает организация, имеющая статус центра компетенции по бюджетному учету (ЦКБ) на ресурсе http://1c.ru/rus/partners/ckb2014.jsp?op=0&ob=0&ot=0&arm=0&armRange=&f=RE G43bbcf4d-af5a-11da-b4f7-00145e306420&p=1 должна быть информация об этом;
- Требование о том, что оказание услуг осуществляется сотрудниками, имеющими сертификат 1С: Специалист-консультант по ЗКГУ 8, 1С: Консультант по учету в государственных (муниципальных) учреждениях.
- Требование о том, что непосредственный исполнитель обязан представить на момент начала оказания услуг сертификаты, подтверждающие его квалификационные признаки для работы с бюджетными учреждениями и по сопровождению программных продуктов "1С".
Уполномоченным органом представлены возражения (вх. N 12060э от 10.12.2021), согласно которым данные требования установлены в целях получения более качественной услуги.
От заказчика возражений на жалобу не поступало.
Согласно Техническому заданию (Приложение N 1 к документации об электронном аукционе) заказчиком закупаются услуги по абонементному информационно-технологическому сопровождению программных продуктов системы "1С: Предприятие". Вид подписки "КП ЦГУ" на 12 месяцев для 18 учреждений и 8 пользовательских лицензий.
"Услуги включают:
Информационно-консультационное обслуживание:
- консультации по методике работы и решению типовых задач учета в системе;
- консультации по решению нетиповых задач учета в системе "1С: Предприятие" с учетом специфики работы предприятия Заказчика;
Техническая поддержка и сопровождение программного продукта, профилактические работы:
- поставка и установка новых релизов программного продукта (в пределах той же версии) по мере их выпуска фирмой "1С";
- редактирование и модификация типовых форм и отчетов, поставляемых в комплекте программного продукта;
- модификация типовой конфигурации программного продукта, проектирование и разработка дополнительных настроек программного продукта с учетом специфики работы предприятия Заказчика".
Пунктом 4 Технического задания установлено требование к качеству оказываемых услуг, из которого следует, что услуги должны быть оказаны в соответствии с требованиями Стандарта сопровождения программ "1С", разработанным фирмой "1С", который распространяется на всех партнеров "1С" и все регионы.
В части спорных требований, установленных в Техническом задании, Комиссия отмечает, что указанные требования ведут к ограничению количества участников закупки, при этом не свидетельствуют об оказании качественных услуг (качество оказываемых услуг не зависит от наличия информации об организации на приведенном ресурсе, а равно от наличия данных сертификатов) и обеспечении реальной потребности заказчика в оказании услуг в соответствии с требованиями Стандарта сопровождения программ "1С", особенно учитывая, что действие стандарта распространяется на всех партнёров "1С" и все регионы.
Во всяком случае в материалы дела заказчиком и уполномоченным органом не представлено ни одного доказательства, свидетельствующего о необходимости установления спорных требований, об обеспечении такими требованиями максимального достижения потребности заказчика в получении качественных услуг.
Документация об электронном аукционе обоснования установления таких требований также не содержит.
Из пояснений заказчика, данных в рамка заседания Комиссии, однозначно следует, что заказчиком не изучался вопрос о том, по каким причинам потребности заказчика отвечает именно сертификат 1С: Специалист-консультант по ЗКГУ 8, 1С: Консультант по учету в государственных (муниципальных) учреждениях, а иные сертификаты такой потребности не отвечают.
Комиссия также учитывает, что ссылка на информационный ресурс, размещенная в Техническом задании, указывает на пять конкретных организаций, расположенных в Омской области.
Комиссией установлено, что ООО "ОмСофт-Консалтинг" в настоящее время оказывает заказчику аналогичные услуги, при этом по утверждению заявителя, которое не было опровергнуто заказчиком, такие услуги оказываются качественно, без каких-либо нареканий.
Заявителем также отмечено, что для соблюдения основного требования к услугам, указанного в пункте 4 Технического задания необходимым и достаточным условием является партнерство "1С".
Учитывая, что в материалы дела не представлено ни одного доказательства обоснованности установленных требований, Комиссия признает довод жалобы обоснованным, установив при этом в действиях уполномоченного органа и заказчика нарушение части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать обоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "ОмСофт-Консалтинг" на действия Администрации Любинского муниципального района Омской области и казенного учреждения "Центр обеспечения безопасности, градостроительной и административно-хозяйственной деятельности Администрации Любинского муниципального района Омской области" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Оказание услуг по абонементному информационно-технологическому сопровождению программных продуктов системы "1С:Предприятие" (извещение N 0152300045421000084).
2. Признать в действиях Администрации Любинского муниципального района Омской области и казенного учреждения "Центр обеспечения безопасности, градостроительной и административно-хозяйственной деятельности Администрации Любинского муниципального района Омской области" нарушение части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать Администрации Любинского муниципального района Омской области и казенного учреждения "Центр обеспечения безопасности, градостроительной и административно-хозяйственной деятельности Администрации Любинского муниципального района Омской области", ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. По выявленным нарушениям законодательства в сфере закупок передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии |
"_" |
Члены Комиссии |
"_" "_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 14 декабря 2021 г. N 055/06/8-1239/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.12.2021