Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой,
Членов Комиссии:
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
А.З. Касимовой,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей ФГБУ "Фонд содействия инновациям",ООО "АВ-ЛАБС",
рассмотрев жалобу ООО "АВ-ЛАБС" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "Фонд содействия инновациям" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по теме: "Разработка технологических основ и реализация программно-информационного комплексного обеспечения интеграции многостороннего телекоммуникационного взаимодействия, планирования коммуникаций и видеоконференцсвязи в процедурах конкурсного отбора, а также взаимодействия между сотрудниками Фонда,
исполнителями инновационных проектов и другими участниками процессов поддержки малых инновационных предприятий в рамках сквозных автоматизированных решений Фонда содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере" (Закупка N 0373100086621000031) (далее - конкурс) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного конкурса.
По результатам рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 06.12.2021 NЕИ/74494/21, Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении неправомерного порядка оценки по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
В силу п.1 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно п.8 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с конкурсной документацией оценка заявок производится в соответствии с Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила), с использованием не менее 2 критериев оценки заявок.
При этом согласно п.3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно п.10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно п.11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п.10 Правил оценки в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с п.29 Правил оценки для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
Конкурсной документацией предусмотрен следующий порядок оценки по показать "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг":
"В соответствии с настоящим показателем оценивается наличие в штате участника закупки дипломированных специалистов, имеющих высшее профильное образование по специальностям, относящимся к области разработки программного обеспечения и информационных технологий, в частности математических, компьютерных и информационных наук, информатике и вычислительной техники, информационной безопасности, управления в технических системах и других специальностей, относящихся к области работ (услуг), прописанным в Техническом задании конкурсной документации.
Оценка по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ (оказания услуг)" производиться членами конкурсной комиссии, на основе подтвержденных сведений, приведенных Участником закупки с документальным подтверждением представленной информации в совокупности:
- справкой, составленной в произвольной форме о квалификационно-кадровом составе участника закупки, который непосредственно будет задействован при выполнении работ по контракту, с указанием стажа работы специалистов и описанием опыта работы на проектах;
- копии документов, подтверждающие, наличие привлекаемых к исполнению контракта специалистов в штате юридического лица - участника закупки (приказ о приеме на должность, или копия трудового договора, или иного договора гражданско-правового характера, или справка из отдела кадров, или выписка из приказа, или копия трудовой книжки) или наличие договорных отношений, в том числе с участником - физическим лицом, с привлекаемыми к исполнению контракта Специалистами или подтверждение согласия Специалиста принять участие в реализации проекта в составе участника (в случае участника - физического лица и/или привлечения физического лица - копия договора гражданско-правового характера, или предварительный договор, или письмо-согласие от Специалиста, подписанное лично привлекаемым Специалистом; в случае привлечения иного юридического лица, не являющегося участником закупки, и его штатных сотрудников - копия договора или предварительный договор с юридическим лицом с указанием конкретной роли Специалистов и их контактных данных, а также копии документов, подтверждающие, наличие привлекаемых к исполнению контракта Специалистов в штате такого юридического лица: приказ о приеме на должность, или копия трудового договора, или иного договора гражданско-правового характера, или справка из отдела кадров, или выписка из приказа, или копия трудовой книжки);
- копиями дипломов о высшем образовании на сотрудников по предмету конкурса (по специальностям, относящимся к области разработки программного обеспечения и информационных технологий).
В случае если в составе заявки не представлено документальное подтверждение заявленного предложения по показателю, вне зависимости от предложения участника начисляется 0 баллов.
Максимальное количество баллов по показателю - 100.
Предельно необходимое максимальное значение (Kпред) составляет 20 специалистов.
Количество баллов по показателю оценки "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг" (НЦ2.2Бi), определяется по формуле:
1) в случае если ,
по формуле: НЦ2.2Б _i= КЗ _кв100К_i/К_max ;
2) в случае если ,
по формуле: НЦ2.2Б _i= КЗ _кв100К_i/К_пред ;
при этом
НЦБmax = КЗкв100, где:
Ki - предложение участника закупки, заявка которого оценивается;
КЗкв - коэффициент значимости показателя "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ (оказания услуг)";
Ki - предложение участника открытого конкурса, которое оценивается;
НЦБmax - количество баллов по показателю, присуждаемых участникам открытого конкурса, предложение которых превышает предельно необходимое максимальное значение.
Кmax - максимальное предложение из всех предложений участников открытого конкурса по данному показателю;
Kпред = предельно необходимое количество специалистов, привлекаемых к реализации контракта.
При осуществлении оценки заказчик не учитывает специалистов, заявленных в составе заявки участника, по которым не подтверждена соответствующими документами информация о квалификации сотрудника участника закупки и работе в штате участника закупки или привлечение специалиста к реализации контракта другим, указанным выше способом".
В составе жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком установлено неправомерное требование о представлении персональных данных сотрудников участников закупочной процедуры без наличия согласия на обработку таких данных Заказчиком.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального Закона от 27.07.2006 N152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон о персональных данных) субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом. В случае получения согласия на обработку персональных данных от представителя субъекта персональных данных полномочия данного представителя на дачу согласия от имени субъекта персональных данных проверяются оператором.
В соответствии с ч. 4 ст. 9 Закона о персональных данных обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных. Равнозначным содержащему собственноручную подпись субъекта персональных данных согласию в письменной форме на бумажном носителе признается согласие в форме электронного документа, подписанного в соответствии с федеральным законом электронной подписью.
На основании ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что при отсутствии у участника закупки согласия сотрудника на предоставление и обработку персональных данных, такой участник вправе предоставить обезличенные сведения своих сотрудников без указания фамилии, имени и отчества, позволяющих персонифицировать данные. Вместе с тем, указанный критерий оценки установлен Заказчиком с целью определения наличия у участника закупки трудовых ресурсов специальностей определенной квалификации и при отсутствии в составе заявки на участие в Конкурсе указанных документов, такая заявка не будет отклонена.
Кроме того, представитель Заказчика указал, что вторая часть заявки содержит документы, подтверждающие квалификацию участника открытого конкурса в электронной форме, при этом содержание заявки известно исключительно участнику закупки до момента ее подачи. Вместе с тем изначальная обработка персональных данных осуществляемая с согласия субъекта персональных данных которое получает участник закупки.
В соответствие с ч. 3 ст. 6 Федерального закона "О персональных данных" оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных, на основании, например, заключаемого с этим лицом договора. В таком поручении оператора должны быть определены перечень действий (операций) с персональными данными, которые будут совершаться лицом, осуществляющим обработку персональных данных, и цели обработки.
Одновременно с этим представитель Заказчика отметил, что на основании ч.4 ст.6 Федерального закона "О персональных данных" лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора (в рассматриваемом случае участник), не обязано получать согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.
Согласно ч.3 ст.24 Закона о контрактной системе под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.
Одновременно с этим Закон о контрактной системе и нормативно-правовые акты субъекта Российской Федерации не регламентируют установление в конкурсной документации тех или иных показателей, а также необходимую информацию, раскрывающую содержание нестоимостных критериев.
Таким образом, прерогатива определить перечень показателей, их содержание и наполняемость, перечень документов, предоставляемых в составе заявки по показателям, а также значимость каждого показателя, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения принадлежит заказчику. Главным правилом в таком случае выступает условие об отсутствии противоречий основным нормативно-правовым актам Российской Федерации, регламентирующих оценку заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (данный вывод содержится в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 29 августа 2019 г. по делу N А40-102856/18; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28.05.2019 N Ф05-5722/2019 по делу N А40-162400/18-33-1944; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.11.2018 N Ф05-14635/2018 по делу N А40-8295/18).
Кроме того, согласно правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В силу вышеуказанной нормы обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, однако в ходе заседания Комиссии Управления, а так же в составе жалобы Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм действующего законодательства, однозначно свидетельствующих о том, что установленный порядок оценки является неправомерным, не позволяет выявить наилучшее предложение в отношении условий исполнения контракта при проведении закупок, оставляет оценку заявок на субъективное усмотрение конкурсной комиссии Заказчика или каким-либо иным образом нарушает требования Закона о контрактной системе, ввиду чего у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания для признания Заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что указанные доводы жалобы не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "АВ-ЛАБС" на действия ФГБУ "Фонд содействия инновациям" необоснованной.
2. Снять ограничения на осуществление закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 06.12.2021 NЕИ/74494/21.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии: Е.А. Миронова
Члены Комиссии: А.З. Касимова
Н.А. Узкий
Исп.Узкий Н.А.
тел.8(495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 9 декабря 2021 г. N 077/06/106-21934/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.12.2021