Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой,
Членов Комиссии:
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
А.З. Касимовой,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей ФГБУ "НМИЦ ФПИ" МИНЗДРАВА РОССИИ, ООО "НЦИ",
рассмотрев жалобу ООО "НЦИ" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "НМИЦ ФПИ" МИНЗДРАВА РОССИИ (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по созданию компонента "Вертикально интегрированная медицинская информационная система по профилю оказания
медицинской помощи "Профилактическая медицина. Профилактика инфекционных болезней" (ВИМИС "Профилактическая медицина. Профилактика инфекционных болезней") на базе федеральной государственной информационной системы "Платформа вертикально интегрированных медицинских информационных систем" ("Платформа ВИМИС") Министерства здравоохранения Российской Федерации для нужд ФГБУ "НМИЦ ФПИ" Минздрава России (Закупка N 0362100034221000385) (далее - конкурс), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного конкурса.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении неправомерных положений конкурсной документации.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России исх. NЕИ/74466/21 от 06.12.2021, Комиссия Управления установила следующее.
В силу п.1 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В составе жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком неправомерно не опубликован в составе конкурсной документации проект приказа "Об утверждении формы медицинской документации "Экстренное извещение о случае инфекционного, паразитарного и другого заболевания, носительства возбудителей инфекционных болезней, отравления, неблагоприятной реакции, связанной с иммунизацией, укуса, ослюнения, оцарапывания животными" и порядка ее ведения, формы статистического учета "Журнал учета случаев инфекционного, паразитарного и другого заболевания, носительства возбудителей инфекционных болезней, отравления, неблагоприятной реакции, связанной с иммунизацией, укуса, ослюнения, оцарапывания животными" и порядка ее заполнения", а также иные сведения, позволяющие идентифицировать данный приказ, что вводит участников закупки в заблуждение.
Кроме того, Заявителем также обращено внимание, что данные документ не утвержден и является проектом, что свидетельствует возможности изменения его содержания в период выполнения обязательств по контракту, что также ограничивает участников закупочной процедуры.
На основании ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Не согласившись с доводом жалобы представитель Заказчика пояснил, что указанный в Разделах 10 и 18.3 Технического задания проект Приказа "Об утверждении формы медицинской документации "Экстренное извещение о случае инфекционного, паразитарного и другого заболевания, носительства возбудителей инфекционных болезней, отравления, неблагоприятной реакции, связанной с иммунизацией, укуса, ослюнения, оцарапывания животными" и порядка ее ведения, формы статистического учета "Журнал учета случаев инфекционного, паразитарного и другого заболевания, носительства возбудителей инфекционных болезней, отравления, неблагоприятной реакции, связанной с иммунизацией, укуса, ослюнения, оцарапывания животными" и порядка ее ведения" опубликован на "Федеральном портале проектов нормативных правовых актов" (https://regulation.gov.ru/projects#npa=118381), а так же доступен в правовых базах Гарант (https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56786010/), Консультант плюс (ID проекта 01/02/07-21/00118381). При этом такой документ является общедоступным, а следовательно любое заинтересованное лицо имеет возможность ознакомится с опубликованными сведениями.
Кроме того, согласно Федеральному порталу проектов нормативных правовых актов проект приказа находится на стадии "Принятый документ - Завершение разработки проекта нормативного правового акта. Формирование окончательного варианта текста проекта нормативного правового акта" (https://regulation.gov.ru/projects#npa=118381).
Комиссия Управления также отмечает, что положения ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе не предусматривают обязанности публикации оспариваемого приказа в составе конкурсной документации.
В составе жалобы Заявитель указывает, что при описании функций подсистемы "Мониторинг пациентов" Заказчиком не оговорено, какая именно информация о пациенте должна быть отражена в карте пациента и в сведениях об экстренном извещении о Случае заболевания.
Вместе с тем представитель Заказчика отметил, что исполнитель по контракту вправе самостоятельно определить информационную нагрузку, которая будет отображаться в карте пациента и извещении.
Согласно доводам жалобы в конкурсной документации неправомерно не установлен запрет в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N1236)
Согласно ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
П.2 Постановления N1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
В силу п.2(1) Постановления N1289 для целей применения пункта 2 Постановления N1289 под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что целью выполнения работ является создание компонента "Платформы ВИМИС" вертикально интегрированная медицинская информационная "Профилактическая медицина. Профилактика инфекционных болезней", при этом данная программное обеспечение должно быть разработано на базе федеральной государственной информационной системы "Платформа вертикально интегрированных медицинских информационных систем" ("Платформа ВИМИС") и компонента "Платформы ВИМИС" вертикально интегрированной медицинской информационной системы по профилю оказания медицинской помощи "онкология" Министерства здравоохранения Российской Федерации (ВИМИС "Онкология). Таким образом данный вид работ не попадает под действие п.2(1) Постановления N1289, ввиду чего запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств не установлен.
Заявитель в жалобе указывает на то, что Заказчиком в конкурсной документации установлен неисполнимый срок исполнения обязательств по государственному контракту до 24.12.2021 при том, что минимальный срок заключения такого контракта приводится на 19.12.2021.
В силу п.2 ст.42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Не согласившись с доводом жалобы представитель Заказчика пояснил, что установленные сроки обусловлены эпидемиологической обстановкой в период пандемии COVID-19, где Заказчиком является лечебное учреждение.
Одновременно с этим представитель Заказчика отметил, что обстоятельство невозможности конкретного хозяйствующего субъекта осуществить оказание услуг на условиях документации не может свидетельствовать о нарушении Заказчиком законодательства о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления установлено, что согласно протоколу подведения итогов от 03.12.2021 NППИ1 на участие в открытом конкурсе в электронной форме подана 1 заявка, что свидетельствует о возможности оказания услуг в установленные сроки.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в составе жалобы Заявителем не представлено документов, подтверждающих обоснованность данных доводов жалобы, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Кроме того, Заявителем не представлено доказательств того обстоятельства, что содержащиеся в конкурсной документации требования необоснованно создали одним участникам размещения закупки преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников размещения закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников размещения закупки.
Также Заявителем не представлено ни одного доказательства того, что у Заказчика объективно отсутствует необходимость в получении именно того комплекса работ в установленные конкурсной документацией сроки. В свою очередь, при наличии у Заказчика потребности в получении определенных работ, вести речь о необоснованном ограничении им количества потенциальных участников размещения закупки не приходится. Доказательств обратного Заявителем Комиссии Управления не представлено.
Кроме того, Комиссия Управления отмечает, что Закон о контрактной системе не обязывает Заказчика при формировании конкурсной документации устанавливать такие условия определения поставщика, которые соответствовали бы всем существующим на рынке поставщикам.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "НЦИ" на действия ФГБУ "НМИЦ ФПИ" МИНЗДРАВА РОССИИ необоснованной.
2. Снять ограничения, наложенные на осуществление закупки письмом Московского УФАС России (NЕИ/74466/21 от 06.12.2021).
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии: Е.А. Миронова
Члены Комиссии: А.З. Касимова
Н.А. Узкий
Исп.Узкий Н.А.
тел.8(495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 9 декабря 2021 г. N 077/06/106-21916/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.12.2021