Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
Председатель Комиссии: |
|
|
Члены Комиссии: |
|
|
|
|
|
в присутствии представителей:
- от заказчика - федерального казенного учреждения "Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Федерального дорожного агентства": Отургашева А.С. (представитель по доверенности), Горлова А.С. (представитель по доверенности);
- от общества с ограниченной ответственностью "РОСИЧ": Новомлинцева И.В. (представитель по доверенности), Шамратова Э.А. (генеральный директор).
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "РОСИЧ" и материалы дела N 027/06/54.7-1622/2021, Комиссия Хабаровского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ограниченной ответственностью "РОСИЧ" (далее - ООО "РОСИЧ", Заявитель) на действия заказчика - федерального казенного учреждения "Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик, ФКУ ДСД "Дальний Восток") при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на расходы на обслуживание систем сигнализации, видеонаблюдения, инженерно-технических средств (систем) обеспечения транспортной безопасности на объектах: мост через реку Зею на км 1452+400 автомобильной дороги Р-297 "Амур" Чита - Невер - Свободный - Архара - Биробиджан - Хабаровск в Амурской области; мост через реку Бурею на км 1687+990 автомобильной дороги Р-297 "Амур" Чита - Невер - Свободный - Архара - Биробиджан - Хабаровск в Амурской области; мост через реку Архару на км 1736+710 автомобильной дороги Р-297 "Амур" Чита - Невер - Свободный - Архара - Биробиджан - Хабаровск в Амурской области на предмет соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (извещение от 21.10.2021 N 0322100024521000136).
Заявитель указывает в своей жалобе на нарушения заказчиком требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при составлении конкурсной документации, а именно:
1) положения конкурсной документации в которых описаны критерии оценки по данному конкурсу, а также порядок и формулы оценки, не позволяют участникам оценить свои предложения и определить их конкурентность в данной закупке;
2) разъяснение заказчиком результатов открытого конкурса в электронной форме носит формальный характер и не соответствует требованиям Закона о контрактной системе;
3) Заказчиком неправомерно осуществлена оценка заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в связи с чем ООО "РОСИЧ" присвоено неверное количество баллов.
На основании ст. 99 Закона о контрактной системе, Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам которой установлено следующее.
Извещение N 0322100024521000136 о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 21.10.2021.
Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя): открытый конкурс в электронной форме.
Объект закупки: расходы на обслуживание систем сигнализации, видеонаблюдения, инженерно-технических средств (систем) обеспечения транспортной безопасности на объектах: мост через реку Зею на км 1452+400 автомобильной дороги Р-297 "Амур" Чита - Невер - Свободный - Архара - Биробиджан - Хабаровск в Амурской области; мост через реку Бурею на км 1687+990 автомобильной дороги Р-297 "Амур" Чита - Невер - Свободный - Архара - Биробиджан - Хабаровск в Амурской области; мост через реку Архару на км 1736+710 автомобильной дороги Р-297 "Амур" Чита - Невер - Свободный - Архара - Биробиджан - Хабаровск в Амурской области на предмет соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 10 650 309,00 рублей.
Источник финансирования: Федеральный бюджет.
Дата и время начала срока подачи заявок: 21.10.2021 17:33 (МСК+7).
Дата и время окончания срока подачи заявок: 22.11.2021 09:00 (МСК+7).
В ходе проведения проверки Заказчиком представлен мотивированный отзыв, в соответствии с которым считает жалобу необоснованной в полном объеме.
Представители Заказчика на заседании Комиссии Хабаровского УФАС России поддержали доводы, изложенные в отзыве, просили признать жалобу необоснованной.
Изучив материалы дела N027/06/54.7-1622/2021, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к выводу об обоснованности доводов жалобы по следующим основаниям.
1. В части доводов заявителя жалобы о том, что положения конкурсной документации, описывающие критерии оценки по данному конкурсу, а также порядок и формулы оценки, не позволяют участникам оценить свои предложения и определить их конкурентность в данной закупке, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу об оставлении жалобы без рассмотрения в связи со следующими обстоятельствами.
Статья 54.3 Закона о контрактной системе устанавливает требования к содержанию конкурсной документации, в том числе предусматривает, что Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Из положений ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе следует, что жалоба на положения документации и (или) извещения о проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таких процедурах.
В рассматриваемом случае дата и время окончания срока подачи заявок определена 22.11.2021 09:00 (МСК+7), в то время как жалоба участника закупки подана 07.12.2021.
Жалоба возвращается подавшему ее лицу без рассмотрения в случае, если жалоба подана по истечении срока, предусмотренного настоящей статьей (п. 3 ч. 11 ст. 105 Закона о контрактной системе).
Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу об оставлении доводов жалобы в части несогласия Общества с положениями конкурсной документации без рассмотрения.
2. В части доводов жалобы о том, что разъяснение заказчиком результатов открытого конкурса в электронной форме носит формальный характер и не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно ч. 1 ст. 54.7 Закона о контрактной системе в течение одного часа с момента формирования протокола, предусмотренного частью 7 статьи 54.6 настоящего Федерального закона, оператор электронной площадки направляет заказчику вторые части заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, поданные участниками такого конкурса, а также документы и информацию этих участников, предусмотренные частью 11 статьи 24.1 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 6 ст. 54.7 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации). Оценка указанных заявок не осуществляется в случае признания открытого конкурса в электронной форме не состоявшимся в соответствии с частью 9 настоящей статьи.
В силу ч. 7 ст. 54.7 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, подписываемом всеми присутствующими на заседании членами конкурсной комиссии не позднее даты окончания рассмотрения вторых частей заявок. Данный протокол должен содержать информацию:
1) о месте, дате, времени рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме;
2) об участниках открытого конкурса в электронной форме, заявки которых на участие в открытом конкурсе в электронной форме были рассмотрены;
3) о соответствии или несоответствии заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме требованиям, установленным конкурсной документацией, с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе, конкурсной документации, которым не соответствует эта заявка, и положений заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, которые не соответствуют этим требованиям;
4) о решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме каждого его участника;
5) о порядке оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме по критериям, установленным конкурсной документацией, и решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении каждого участника открытого конкурса в электронной форме о присвоении ему баллов по таким критериям, за исключением критерия, указанного в пункте 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 11 ст. 54.7 Закона о контрактной системе не позднее следующего рабочего дня после дня получения от оператора электронной площадки протокола подачи окончательных предложений, указанного в части 7 статьи 54.6 настоящего Федерального закона, конкурсная комиссия на основании результатов оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, содержащихся в протоколах, указанных в части 6 статьи 54.5 настоящего Федерального закона и части 7 настоящей статьи, присваивает каждой заявке на участие в открытом конкурсе в электронной форме порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в открытом конкурсе в электронной форме содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в открытом конкурсе в электронной форме, которая поступила ранее других заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, содержащих такие же условия. Результаты рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме фиксируются в протоколе подведения итогов открытого конкурса в электронной форме, который подписывается всеми присутствующими на заседании членами комиссии. Оценка заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме не осуществляется в случае признания конкурса не состоявшимся в соответствии с частью 9 настоящей статьи.
Согласно п.п. 5-7 ч. 12 ст. 54.7 Закона о контрактной системе протокол подведения итогов открытого конкурса в электронной форме должен содержать информацию, помимо прочего, о решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме каждого его участника; о порядке оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме по критериям, установленным конкурсной документацией, и решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении каждого участника открытого конкурса в электронной форме о присвоении ему баллов по установленным критериям; о присвоенных заявкам на участие в открытом конкурсе в электронной форме значениях по каждому из предусмотренных критериев оценки заявок на участие в таком конкурсе.
В силу ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с ч. 16 ст. 54.7 Закона о контрактной системе любой участник открытого конкурса в электронной форме, в том числе подавший единственную заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме, после размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 12 настоящей статьи, вправе направить оператору электронной площадки в форме электронного документа запрос о даче разъяснений результатов открытого конкурса в электронной форме. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса от оператора электронной площадки заказчик обязан представить в форме электронного документа участнику открытого конкурса в электронной форме соответствующие разъяснения и разместить их в единой информационной системе.
Таким образом, ч. 16 ст. 54.7 Закона о контрактной системе установлено право любого участника конкурса направить запрос о даче разъяснений результатов открытого конкурса в электронной форме, а также корреспондирующая указанному праву обязанность Заказчика дать соответствующие разъяснения.
Вышеуказанные положения Закона о контрактной системе в их системной взаимосвязи направлены на обеспечение участнику закупки возможности получения разъяснений о причинах присвоения того или иного количества конкурсных баллов заявке участника, в том числе для целей принятия решения об обжаловании результатов конкурса в судебном порядке в случае несогласия с подходом конкурсной комиссии к оценке заявок.
По смыслу Закона о контрактной системе, такие разъяснения, размещаемые в Единой информационной системе в сфере закупок и доступные неопределенному кругу лиц, не могут носить формальный характер, а должны отвечать полноте и достоверности предоставляемой участнику закупки информации, в том числе с учетом положения ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе.
Комиссией Хабаровского УФАС России установлено, что участником закупки - ООО "РОСИЧ" направлен запрос о даче разъяснений результатов открытого конкурса в электронной форме, согласно тексту которого участник закупки произвел собственный расчет сумм по представленным контрактам, указав на несогласие с присвоенными баллами по результатам оценки, в связи с чем просит сообщить:
"1) на основании каких данных, конкретных документов (контрактов, актов) и сумм была произведена оценка опыта и присвоены указанные баллы по заявкам перечисленных участников закупки?
2) все ли представленные контракты и акты выполненных работ по ним были приняты к оценке и зачтены? если не зачтены, то почему?
3) приняты ли к оценке текущие Контракты участников, по которым обязательства выполнены частично и исполнение подтверждено актами выполненных работ? Если не приняты, то почему? (конкурсная документация не содержит ограничения по незавершенным контрактам)".
Отвечая на указанный запрос разъяснений, Заказчиком размещено письмо от 02.12.2021 NДВ-03/11095, в котором приведены положения конкурсной документации, в том числе формула конкурсной документации о расчете количества баллов, присуждаемых по критериям оценки, а также разъяснено о принятии Заказчиком к оценке исключительно исполненных контрактов (договоров), содержащих в полном объеме документы и сведения, предусмотренные п. 3.2 Критериев.
Вместе с тем, Заказчиком по существу не дано разъяснение результатов открытого конкурса в электронной форме, не сообщено о конкретном расчете количества баллов в отношении заявки участника закупки - ООО "РОСИЧ", о факте принятия (непринятия) конкретных документов (контрактов, актов), на основании которых произведена оценка, в том числе не приведена формула с указанием сумм контрактов (договоров), принятых конкурсной комиссией к оценке.
Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС России соглашается с доводами жалобы в части отсутствия разъяснений результатов конкурса в электронной форме, в связи с чем действия Заказчика по ненадлежащему исполнению обязанности по даче ответа на запрос о разъяснении результатов конкурса признаются нарушающими ч. 16 ст. 54.7 Закона о контрактной системе, образуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанный довод жалобы признается обоснованным.
3. В силу ч. 6 ст. 106 Закона о контрактной системе рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе предложений, окончательных предложений в соответствии с указанными в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона критериями оценки этих заявок, окончательных предложений.
Согласно ч. 12 ст. 99 Закона о контрактной системе при проведении плановых и внеплановых проверок не подлежат контролю результаты оценки заявок участников закупок в соответствии с критериями, установленными пунктами 3 и 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона. Такие результаты могут быть обжалованы участниками закупок в судебном порядке.
Таким образом, проверка правомерности действий конкурсной комиссии Заказчика в части фактически присвоенных баллов участнику закупки (результатов оценки), не относится к компетенции Хабаровского УФАС России, в связи с чем указанные доводы жалобы остаются без рассмотрения и признаются необоснованными.
Одновременно Заявителю разъясняется право обжаловать результаты оценки заявок в судебном порядке.
Учитывая выявленные в ходе проведения внеплановой проверки нарушения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи Заказчику предписания об устранении допущенных нарушений путем исполнения обязанности, предусмотренной ч. 16 ст. 54.7 Закона о контрактной системе, предоставлении участнику закупки надлежащих разъяснений результатов конкурса.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "РОСИЧ" на действия заказчика - федерального казенного учреждения "Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Федерального дорожного агентства" при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на расходы на обслуживание систем сигнализации, видеонаблюдения, инженерно-технических средств (систем) обеспечения транспортной безопасности на объектах: мост через реку Зею на км 1452+400 автомобильной дороги Р-297 "Амур" Чита - Невер - Свободный - Архара - Биробиджан - Хабаровск в Амурской области; мост через реку Бурею на км 1687+990 автомобильной дороги Р-297 "Амур" Чита - Невер - Свободный - Архара - Биробиджан - Хабаровск в Амурской области; мост через реку Архару на км 1736+710 автомобильной дороги Р-297 "Амур" Чита - Невер - Свободный - Архара - Биробиджан - Хабаровск в Амурской области на предмет соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (извещение от 21.10.2021 N 0322100024521000136) - обоснованной в части доводов о несоответствии разъяснений результатов конкурса требованиям Закона о контрактной системе.
2. Признать заказчика - федеральное казенное учреждение "Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Федерального дорожного агентства" нарушившим требования ч. 16 ст. 54.7 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику - федеральному казенному учреждению "Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Федерального дорожного агентства" предписание об устранении выявленных нарушений путем предоставления участнику закупки надлежащих разъяснений результатов конкурса.
4. Передать материалы дела N 027/06/54.7-1622/2021 уполномоченному должностному лицу с целью решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностных лиц заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Председатель Комиссии: |
|
Члены Комиссии: |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 14 декабря 2021 г. N 7-1/582
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.12.2021