Резолютивная часть объявлена 09.12.2021 г. Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 14.12.2021
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председатель комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Валиуллин Р.Р. - Начальник отдела Управления;
- Моршель А.М. - Старший специалист 1 разряда отдела Управления,
на основании поступившего запроса от Прокуратуры Нижневартовского района (вх. N11758-ЭП/21 от 23.11.2021) о проведении проверки в части соблюдения процедуры заключения контракта, правильности укрупнения лотов по результатам проведенного электронного аукциона, предметом которого является завершение работ по объекту благоустройства: "Теплый берег", благоустройство территории озера по ул. Молодежная, г. Покачи Ханты-Мансийский автономный округ-Югра (извещение N 0187300019121000045) провела контрольное мероприятие по проверке соблюдения требований Федерального закона N44 - ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Заседание комиссии по проведению внеплановой проверки начато в 17 часов 30 минут 09.12.2021.
Заседание комиссии по проведению внеплановой проверки окончено в 17 часов 50 минут 09.12.2021.
Заказчик: Муниципальное учреждение "Управление капитального строительства".
Юридический адрес Заказчика: 628661, ХМАО-Югра, г. Покачи, ул. Мира, д.8/1.
ИНН: 8621005790.
Место проведения контрольного мероприятия: 628012, Россия, ХМАО - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, 27, зал заседаний.
В ходе проведения внеплановой камеральной проверки было установлено следующее.
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России, Управление) поступил запрос от Прокуратуры Нижневартовского района (вх. N11758-ЭП/21 от 23.11.2021) о проведении проверки в части соблюдения процедуры заключения контракта, правильности укрупнения лотов по результатам проведенного электронного аукциона, предметом которого является завершение работ по объекту благоустройства: "Теплый берег", благоустройство территории озера по ул. Молодежная, г. Покачи Ханты-Мансийский автономный округ-Югра (извещение N 0187300019121000045).
Проведя внеплановую проверку, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссией Управления установлено следующее.
В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. С учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, в электронной форме проводятся открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений (далее также - электронные процедуры), а также в случаях, установленных решением Правительства Российской Федерации, предусмотренным частью 3 статьи 84.1 настоящего Федерального закона, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион (далее также - закрытые электронные процедуры).
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является завершение работ по объекту благоустройства: "Теплый берег", благоустройство территории озера по ул. Молодежная, г. Покачи Ханты-Мансийский автономный округ-Югра (извещение N 0187300019121000045) были опубликованы на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 18.05.2021.
Начальная (максимальная) цена контракта - 16 614 259,20 рублей.
Согласно части 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Как следует из пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно пункту 2 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе установлено, что принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается. Заявка на участие в электронном аукционе не может быть признана не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в связи с отсутствием в ней информации и электронных документов, предусмотренных пунктом 5 части 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, а также пунктом 6 части 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, за исключением случая закупки товаров, работ, услуг, в отношении которых установлен запрет, предусмотренный статьей 14 настоящего Федерального закона.
Частью 8.2 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что электронные документы (их копии), подтверждающие соответствие участника электронного аукциона дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 настоящего Федерального закона, не включаются участником такого аукциона в состав второй части заявки. Такие документы (их копии) направляются заказчику оператором электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств такой площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона одновременно со вторыми частями заявок на участие в таком аукционе из числа документов (их копий), размещенных в соответствии с частью 13 статьи 24.2 настоящего Федерального закона в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Таким образом, аукционная комиссия обязана отстранить участника закупки, который не предоставил документы, предусмотренные частью 8.2 статьи 66 Закона о контрактной системе, то есть документы, направленные оператором электронной площадки в подтверждение соответствия дополнительным требования по части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В пункте 1 Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 (далее - Постановление N 99) указано, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к настоящему Постановлению.
В Приложении N 1 к Постановлению установлены виды товаров, работ, услуг, при закупке которых необходимо устанавливать дополнительные требования, в том числе выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд превышает 5 млн. рублей (пункт 2 (2)).
Дополнительным требованием, которое заказчик должен установить к участнику при осуществлении закупки данных работ, является наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, в том числе линейного объекта, либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории.
При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Как установлено на заседании Комиссии в извещении и пункте 15 информационной карты документации о закупке содержится дополнительное требование к участникам закупки в соответствии с пунктом 2 (2) Приложения N 1 к Постановлению N 99.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 07.06.2021 N0187300019121000045-1 заявка ООО "КМК-СТРОЙ ЮГРА" признана соответствующей требованиям документации об аукционе и допущена к участию в электронном аукционе.
Вследствие того, что от других участников закупки не подано ни одной заявки, рассматриваемый электронный аукцион признан несостоявшимся в соответствии с частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 71 Закона о контрактной системе установлено, что в случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся по основанию, предусмотренному частью 16 статьи 66 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе подана только одна заявка на участие в нем:
4) контракт заключается с участником такого аукциона, подавшим единственную заявку на участие в нем, если этот участник и поданная им заявка признаны соответствующими требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе, в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона в порядке, установленном статьей 83.2 настоящего Федерального закона.
Как следует из документов, представленных Заказчиком, оператором электронной площадки, участник закупки ООО "КМК-СТРОЙ ЮГРА", в подтверждение соответствия участника закупки Постановлению N 99, в составе заявки представлены следующие документы: договор субподряда NСпд-07/2018/НХМ на выполнение работ по реконструкции ДНС-2 ЦДНГ-3 Повховского месторождения ТПП "Повхнефтегаз" от 16.04.2018 года на сумму: 173 460 000,00 рублей, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 29.07.2020 года, акты о приемке выполненных работ по форме NКС-2, NКС-3.
Договор NСпд-07/2018/НХМ на выполнение работ по реконструкции ДНС-2 ЦДНГ-3 Повховского месторождения ТПП "Повхнефтегаз" от 16.04.2018 года, заключен ООО "КМК-СТРОЙ ЮГРА" (субподрядчиком) с ООО "Нефтехиммонтаж" (подрядчиком).
Вместе с тем, учитывая правовую позицию ФАС России (Письмо ФАС России от 19.06.2019 N МЕ/51304/19 "О рассмотрении обращения"), Комиссия Управления приходит к выводу, что договор субподряда NСпд-07/2018/НХМ на выполнение работ по реконструкции ДНС-2 ЦДНГ-3 Повховского месторождения ТПП "Повхнефтегаз" от 16.04.2018 года, представленный ООО "КМК-СТРОЙ ЮГРА" не является подтверждением наличия опыта по смыслу установленному в п. 2 (2) Постановления Правительства РФ и не является исполнением требований п. 15 аукционной документации.
Поскольку заказчиком установлены требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, а именно предусмотрены дополнительные требования в соответствии с п. 2 (2) Постановления Правительства Российской Федерации, а ООО "КМК-СТРОЙ ЮГРА" в составе заявки не представлено документов подтверждающих соответствие дополнительным требованиям, установленным п. 15 аукционной документации, п. 2 (2) Постановления Правительства Российской Федерации, заявка ООО "КМК-СТРОЙ ЮГРА" должна быть признана не соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.
При этом, согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 07.06.2021 N0187300019121000045-1, заявка ООО "КМК-СТРОЙ ЮГРА" признана аукционной комиссии Заказчика соответствующей требованиям аукционной документации в нарушение пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.
Кроме этого, Комиссия Управления отмечает, что рассматриваемые закупки N0187300019121000045 и N0187300019121000033 имеют общий предмет выполнения работ (благоустройство территории озера по ул. Молодежная, г. Покачи), однако указанные закупки проведены посредством электронного аукциона.
В соответствии с тем, что закупки N0187300019121000045 и N0187300019121000033 были проведены конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), невозможность участия в рассматриваемой закупке неограниченного круга лиц, ограничения конкуренции отсутствуют.
Вместе с этим, Комиссия Управления считает, что в случае принятия решения Заказчиком о проведении нескольких закупок, Заказчик поспособствовал в предоставлении участникам закупки возможности принять участие в закупках, не единожды.
Как установлено Комиссией Управления, между Заказчиком и участником закупки ООО "КМК-СТРОЙ ЮГРА" заключен муниципальный контракт N01873000191210000450001 от 18.06.2021 (реестровый номер контракта N 3862100579021000002). В данный момент, согласно сведениям Единой информационной системы, контракт находится на стадии исполнения.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Учитывая наличие заключенного контракта, основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений отсутствуют.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
Выводы Комиссии:
1. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.
2. В связи с заключенным контрактом N01873000191210000450001 от 18.06.2021 года обязательное для исполнения предписание не выдавать.
3. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе к административной ответственности.
4. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Миронов А.Г.
Члены Комиссии: Валиуллин Р.Р.
Моршель А.М.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 14 декабря 2021 г. N 086/06/99-1947/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.12.2021