Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю торгов (далее - Комиссия Приморского УФАС России),
УСТАНОВИЛА:
В Приморское УФАС России поступила жалоба от ИП Серовой Е.В. на действия Заказчика - КГБУЗ "Владивостокская детская поликлиника N 5" при проведении электронного аукциона на поставку дезинфицирующих средств для нужд КГБУЗ "Владивостокская детская поликлиника N 5" (извещение N 0820500000821007455) (далее - аукцион).
По мнению заявителя, заказчик допустил нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон N 44-ФЗ), так как:
- описание объекта закупки не соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ, в том числе влечет ограничение количества участников закупки;
- инструкция по заполнению заявки не позволяет заполнить заявку в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ,
- нарушил порядок разъяснения положений документации об аукционе.
Заказчик не согласен с доводами жалобы и считает, что документация об аукционе соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ.
Огласив жалобу, заслушав пояснения стороны присутствующей при рассмотрения жалобы, рассмотрев материалы дела, сопоставив их с фактическими документами и проведя внеплановую проверку Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об аукционе должна содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссия Приморского УФАС России установила, что описание объекта закупки соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ по следующим основаниям.
Заказчик, с учетом положений содержащихся в статье 33 Закона N 44-ФЗ, вправе включить в документацию об аукционе такие товары и требования к товару, их технические и функциональные характеристики, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения им соответствующих функций.
Заказчик пояснил, что установил требования к товару, их технические и функциональные характеристики, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения им соответствующих функций.
Состав дезинфицирующего средства определяет основное его свойство - дезинфицирующее действие.
Довода об указании конкретного рецепта дезинфицирующего средства не соответствует действительности.
Согласно инструкций по применению, по каждому пункту технического задания, прописанному заказчиком в данном аукционе ни один из пунктов описания объекта закупки технического задания не содержит рецептурной прописи дезинфицирующих средств в той совокупности, которая прописана в инструкциях и паспортах завода изготовителя конкретных дезинфицирующих средств, т.е. не содержит химического состава, компонентов товара, и (или) показателей технологии производства, процентного или долевого содержания входящих в него веществ и не влечет за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к такому участию.
Из приведенной позиции Верховного Суда РФ следует, что Заказчику не нужно указывать именно рецептурный состав, при условии, что это ведет к ограничению конкуренции (невозможности подобрать эквиваленты).
Согласно пункту СП 3.5.1378-03 выбор дезинфицирующего средства и способа его применения определяются особенностями обеззараживаемого объекта, биологическими свойствами микроорганизма, что в совокупности должно обеспечивать должное достижение дезинфекции. Федеральные клинические рекомендации дополняют СанПин раскрывая антимикробную активность при применении химических веществ. Обосновывая применение и выбор химических средств для дезинфекции, позволяя выбрать наиболее эффективные дезинфицирующие средства.
Так же заказчик руководствовался документами, подтверждающие качество и безопасность дезинфекционных средств - Свидетельства о государственной регистрации, Декларации соответствия, Инструкции по применению дезинфицирующих средств, результаты апробации, проведенные в лечебном учреждении заказчика, которые подтверждаются отрицательными смывами при проведении лабораторных исследований в рамках производственного контроля, что не запрещено Федеральным законом N 44- ФЗ от 05.04.2013 года.
Требования в части указания качественных и функциональных технических характеристик закупаемого товара (состава действующих веществ), обусловлены тем, что они необходимы для обеспечения защиты, безопасности и антисептического состояния помещений и медицинского оборудования; дезинфекции и предстерилизационной очистки изделий медицинского назначения. Приобретаемые средства также должны быть эффективны в отношении микрофлоры в лечебном учреждении заказчика и безопасны для персонала и несовершеннолетних пациентов заказчика.
При организации медицинской деятельности в учреждении на заказчика возложена обязанность оказания высококвалифицированной медицинской помощи населению при массовых вмешательствах с соблюдением правил асептики и антисептики, а также в виду со сложившейся эпидемиологической обстановкой, с целью профилактики и борьбы с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), являющейся острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2), обязано проводить дезинфекцию в соответствии с Инструкцией Роспотребнадзора от 23 января 2020 г. N 02/770-2020-32 по проведению дезинфекционных мероприятий для профилактики заболеваний, вызываемых коронавирусами, которая точно указывает конкретные группы действующих веществ, которые должны быть использованы в вирулицидной (вызывающей гибель вирусов) концентрации для дезинфекции, и необходимые концентрации каждого из них.
Для исполнения требований Инструкции Роспотребнадзора от 23 января 2020 г. N 02/770-2020-32 заказчик обязан указать в составе аукционной документации: конкретные группы действующих веществ, требования к количественному составу действующих веществ, относящихся к данным химическим группам, а также режимы применения, определяющие нормы расхода.
Включенные характеристики по содержанию активных действующих веществ гарантируют умерщвление микроорганизмов по эпидемиологическим показаниям.
Обоснованность позиции заказчика подтверждается сложившейся судебной практикой.
Требование к срокам годности рабочих растворов гарантирует сохранение его активности и качества в течение всего срока годности дезинфицирующего средства.
Соответствующее требование является качественной характеристикой и обеспечивает потребности заказчика.
Исходя из анализа положений статьи 33 Закона N 44-ФЗ, потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Таким образом, заявленные требования к составу лота и к товару для нужд заказчика установлены, исходя из потребностей заказчика.
Законом N 44-ФЗ не предусмотрены ограничения по включению в документацию об открытом аукционе как требований к товару, которые являются значимыми для заказчика, а так же требований к заказчику обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару. При этом заказчик не имеет возможности установить требования к характеристикам товара, которые бы удовлетворяли бы всех возможных участников закупки.
Требования к техническим, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара являются значимыми для заказчика, и по общему правилу указание в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (п. 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).
Таким образом, в указанной норме заказчику предоставлено право при описании объекта закупки указывать любые характеристики, относящиеся к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным, товар с которыми ему необходимым. При этом законодатель не выделяет среди характеристик товара существенные или несущественные. Соответственно, если заказчиком в техническом задании указаны функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики, значит, они для него являются существенными.
Закон N 44-ФЗ не обязывает заказчика при определении характеристик, поставляемого товара в извещении устанавливать такие требования к товару, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям и удовлетворяли бы всех потенциальных участников закупки.
Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников закупки.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки.
Исходя из положений Закона N 44-ФЗ, в закупках могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Поэтому включение в описание объекта закупки условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в закупках.
В данном случае в рамках формирования закупки заказчик руководствовался существующей потребностью, возникшей в связи с осуществлением им основной деятельности; заказчиком учитывалась необходимость конечного результата - обеспечение необходимой техникой, которая необходима для осуществления своей деятельности.
Заявителем не представлены документально подтвержденные доказательства того, что установленные требования к товару влекут ограничение количества участников закупки, а также доказательства того, что указанным в документации показателям соответствует только товар одного производителя.
Документальных доказательств невозможности поставить товар, указанный в документации, заявителем также не представлены.
Следовательно, заказчик, описав объект закупки в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ, не допустил нарушение Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона N 44-ФЗ. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В документации об аукционе заказчик установил инструкцию по заполнению первой части заявки.
Вместе с тем, в инструкции отсутствуют указания по заполнению показателей сопровождающихся знаком "_".
Таким образом, заказчиком при размещении аукционной документации не установлена надлежащая инструкция по заполнению заявки, что нарушает требования пункта 2 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ.
Ответственность за вышеуказанные нарушения предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия Приморского УФАС России установила, что допущенное заказчиком нарушение Закона N 44-ФЗ не повлияло на результаты закупки.
Доводы заявителя о том, что заказчик нарушил порядок разъяснения положений документации об аукционе, не подтвердились.
По результатам проведенной внеплановой проверки Комиссия Приморского УФАС России не выявила нарушение Закона N 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Приморского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Серовой Е.В. на действия Заказчика - КГБУЗ "Владивостокская детская поликлиника N 5" при проведении электронного аукциона на поставку дезинфицирующих средств для нужд КГБУЗ "Владивостокская детская поликлиника N 5" (извещение N 0820500000821007455) обоснованной в части нарушения пункта 2 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ.
2. Признать, что при проведении аукциона допущено нарушение:
- пункта 2 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ, т.к. документация об аукционе не содержит надлежащую инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
3. Не выдавать заказчику, комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения Закона N 44-ФЗ, допущенного при проведении открытого аукциона, в связи с тем, что допущенное нарушение не повлияло на результаты закупки.
4. Передать материалы дела ответственному должностному лицу для возбуждения административного производства.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 13 декабря 2021 г. N 025/06/64-1559/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.12.2021