Резолютивная часть решения объявлена 17.12.2021 года.
Решение в полном объеме изготовлено 17.12.2021 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: Заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок Ларин И.И.;
Члены Комиссии: заместитель начальника отдела контроля закупок Ворошилов В.С., специалист-эксперт отдела контроля закупок Выскубов М.А.;
В отсуствие представителей ГБУЗ ИРКУТСКАЯ ОРДЕНА "ЗНАК ПОЧЕТА" ОБЛАСТНАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА (далее-заказчик); Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области (далее - уполномоченный орган); ООО "ДрагСерВис" (далее - заявитель, Общество, участник закупки);
рассмотрев жалобу заявителя на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона "Поставка лекарственного препарата для медицинского применения Йопромид", извещение N 0134200000121005653, в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Регламент ФАС),
УСТАНОВИЛА:
В Иркутское УФАС России поступила жалоба заявителя на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении данного электронного аукциона.
Из довода заявителя следует, что аукционная комиссия неправомерно признала заявку заявителя не соответствующей требованиям Федерального закона N 44-ФЗ. Также по мнению заявителя заказчиком нарушено описание объекта закупки.
Заказчиком, Уполномоченным органом представлены возражения на жалобу заявителя, в которых считают доводы жалобы необоснованными.
Изучив представленные материалы, Комиссия Иркутского УФАС пришла к следующему выводу.
В единой информационной системе (далее - ЕИС) размещено извещение N 0134200000121005653, а также документация на Поставку лекарственного препарата для медицинского применения Йопромид
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 594 295 рублей 00 копеек.
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 06 декабря 2021 года заявка заявителя признана не соответствующей требованиям документации об электронном аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ Первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Части 4 статьи 67 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает что Участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Пунктом 21 информационной карты документации установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с частью III "Наименование и описание объекта закупки (техническое задание) указаны следующие характеристики товара:
N/N |
Международное непатентованное наименование |
Характеристика |
Значение характеристики |
Ед. изм. |
Количество |
|
Йопромид |
Дозировка |
370 мг/мл-30 мл* |
мл |
22500 |
1 |
Форма выпуска |
раствор для инъекций |
|||
|
Йопромид |
Дозировка |
370 мг/мл-200 мл* |
мл |
20000 |
4 |
Форма выпуска |
раствор для инъекций |
Техническое задание также содержит Обоснование указаных дозировок и характеристик, а именно:
* Для оказания медицинской помощи в условиях ГБУЗ ИОКБ требуется препарат Йопромид, раствор для инъекций: 30 мл, 50 мл, 100 мл и 200 мл во флаконе. Согласно инструкции по применению препарата доза рентгеноконтрастного средства должна соответствовать возрасту, массе тела, решаемой клинической проблеме и методике исследования. Рекомендуемые дозы для среднего взрослого человека с массой тела 70 кг в мл для однократной инъекции:
1) Флаконы-30 мл используются в детской практике, расчет препарата производится исходя из массы тела ребенка. Во флаконах с большим объемом, часть контраста будет утилизироваться из-за небольшого кол-ва исследований у данной категории пациентов.
2) брюшная аортография - 40- 60 мл
3) грудная аортография - 50-80 мл
Остатки контраста повторно использовать нельзя, после вскрытия флакона неиспользованный раствор препарата следует уничтожить.
4) По позиции 370 мг йода/мл объем наполнеия 200 мл. Объем контрастного препарата рассчитывается согласно инструкции в зависимости от массы тела (от 0,07 мл/кг), протокола проводимого исследования, используемого оборудования и патологического процесса. В отделении эндоваскулярных методов диагностики и лечения установлены автоинжекторы, с возможностью использования рентгеноконтрастного препарата в первичной упаковке объемом 200 мл, что позволяет точно и индивидуально дозировать объемы контрастного препарата, минимизировать объемы утилизируемого неиспользованного контрастного средства, сократить время на подготовку к проведению исследования, исключить использование дополнительного расходного материала и повышения расходов на процедуру.
Вместе с тем, Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что в первой части заявки участника с идентификационным номером заявки 111049417 данное требование не исполнено, а именно объём лекарственного препарата, указанный в заявке не соответствует объёму лекарственного препарата указанной в части III. НАИМЕНОВАНИЕ И ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ (ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ):
N п/п |
Международное непатентованное наименование лекарственного средства |
Предложение участника размещения заказа: Торговое наименование |
Технические, функциональные, качественные и другие характеристики товара |
Производитель / Страна происхождения |
Ед. изм. согласно тех. Заданию |
Кол-во согласно тех. Заданию |
Кол-во упаковок |
1 |
Йопромид* |
Йопромид |
раствор для инъекций 370 мг йода/мл 50 мл флакон 10 коробка картонная / д/стационар. |
Джодас Экспоим Пвт.Лтд / Индия 356 |
Миллилитр |
22 500 |
45 |
4 |
Йопромид* |
Йопромид |
раствор для инъекций 370 мг йода/мл 100 мл флакон 10 коробка картонная |
Джодас Экспоим Пвт.Лтд / Индия 356 |
Миллилитр |
20 000 |
20 |
На основании пункта 2 части 4 статьи 67 Федерального закона N 44-ФЗ аукционная комиссия уполномоченного органа приняла решение отказать участнику с идентификационным номером заявки 111049417 в допуске к участию в электронном аукционе.
Относительно доводов жалобы на положения документации данного электронного аукциона Комиссия отмечает.
Согласно части 4 статьи 105 Федерального закона N 44-ФЗ жалоба на положения документации может быть подана до даты окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе.
Установлено что дата окончания подачи заявок на участие в данном электронном аукционе является - 06 декабря 2021 года.
Вместе с тем, жалоба заявителя подана лишь 14 декабря 2021 года. Таким образом доводы жалобы на положения документации Комиссией не рассматривались.
Однако, в ходе проведения внеплановой проверки, Комиссий Иркутского УФАС России сделаны следующие выводы.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Таким образом, Федеральный закон N 44-ФЗ не запрещает Заказчикам устанавливать конкретные характеристики товара при выполнении работ.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно статьи 10 Федерального закона N 44-ФЗ заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона N 44-ФЗ государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не только обеспечение максимально широкого круга участников закупки, но и выявление в результате закупки лица, исполнение контракта которым в большей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
В зависимости от своих потребностей заказчик в документации об аукционе в праве установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учётом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Из системного толкования приведённых норм следует, что на сегодняшний день законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего.
Так, Федеральный закон N 44-ФЗ не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям, маркам товара, не предусматривает ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусматривает обязанность заказчика в аукционной документации обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам. Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за заказчиком.
Аналогичная позиция подтверждена Президиумом Верховного суда РФ в "Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Обзор). Согласно указанному Обзору по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Согласно правовой позиции, отраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.12.2010 г. N11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Разрабатывая техническое задание и устанавливая требования к техническим и функциональным свойствам товара, исходил сугубо из своих потребностей в целях эффективного и целевого расходования бюджетных средств, а также эффективного использования товара.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя необоснованной;
2. Копию решения направить сторонам по жалобе;
3. Отменить процедуру приостановления определения поставщика в части заключения контракта.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 17 декабря 2021 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.12.2021