Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
*
рассмотрев заявление заказчика в лице Министерства здравоохранения Свердловской области (вх. N 01-32926 от 09.12.2021) о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО Швейцарский центр независимой диагностики "Медицинский Советник" исполнителе по контракту N 01622000118210010760001 от 16.08.2021 г. на поставку тест-системы иммуноферментной для выявления ВИЧ-инфекции (извещение N 0162200011821001076) в части соблюдения требований ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 г N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" и Приказа ФАС России от 27.08.2007 N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" (далее по тексту - Приказ ФАС России от 27.08.2007 N 267), а так же проведя внеплановую проверку в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений",
посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 15 часов 00 минут при участии представителей:
- заказчика в лице Министерства здравоохранения Свердловской области *
- заинтересованного лица ООО Швейцарский центр независимой диагностики "Медицинский Советник" *
- в отсутствие представителя уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, уведомленного надлежащим образом о времени месте рассмотрения заявления, не обеспечившего подключение,
У С Т А Н О В И Л А:
В Свердловское УФАС России поступило заявление от заказчика в лице Министерства здравоохранения Свердловской области (вх. N 01-32926 от 09.12.2021) о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО Швейцарский центр независимой диагностики "Медицинский Советник" исполнителе по контракту N 01622000118210010760001 от 16.08.2021 г. на поставку тест-системы иммуноферментной для выявления ВИЧ-инфекции (извещение N 0162200011821001076).
Заявление рассмотрено Комиссией в соответствии со ст. 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1062, Приказом ФАС России от 27.08.2007 N 267.
Заслушав доводы представителей заказчика, представителей заинтересованного лица, проанализировав представленные материалы, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам.
19.07.2021 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" (http://zakupki.gov.ru) (далее по тексту - единая информационная система) размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0162200011821001076 на поставку тест-системы иммуноферментной для выявления ВИЧ-инфекции.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 563 232,50 рублей.
16.08.2021 г. по результатам электронного аукциона между Министерством здравоохранения Свердловской области и ООО Швейцарский центр независимой диагностики "Медицинский Советник" был заключен контракт N 01622000118210010760001 от 16.08.2021 г. на поставку тест-системы иммуноферментной для выявления ВИЧ-инфекции (далее - Контракт).
Согласно п. 1.1. Контракта поставщик обязуется поставить Получателю тест-системы иммуноферментные для выявления ВИЧ-инфекции (далее - Товар) по наименованию, количеству, ассортименту и характеристикам согласно Спецификации (Приложение N 1), в срок, указанный в разделе 4 контракта, а Заказчик обязуется принять и оплатить поставленный Товар.
Согласно п. 4.1. Контракта товар должен быть поставлен партиями:
1-ая партия 50% Товара в течение 30 дней с момента заключения контракта;
2-ая партия 50% Товара в период с 01.10.2021 по 20.10.2021.
Письмом (исх. N 005-09 от 20.09.2021 г.) ООО Швейцарский центр независимой диагностики "Медицинский Советник" уведомило заказчика о предложении рассмотрения заказчиком возможности расторжения Контракта по согласию сторон
Письмом (исх. N 03-01-82/16831 от 24.09.2021 г.) заказчик уведомил ООО Швейцарский центр независимой диагностики "Медицинский Советник" о следующих обстоятельствах:
Проанализировав технические характеристики Набора реагентов Алкор Био, указанные в спецификации к Контракту и информацию, указанную в регистрационном удостоверении от 23.04.2021 N° РЗН 2021/14151, установлено следующее.
В спецификации к Контракту указано отсутствие биотинилированных коньюгатов (для снижения неспецифического связывания) в закупаемых Наборах реагентов Алкор Био, при этом в регистрационном удостоверении указано наличие в данных реагентах "конъюгата моноклональных антител к р24 с биотином".
Ответным письмом (исх. N 007-09 от 28.09.2021 г.) ООО Швейцарский центр независимой диагностики "Медицинский Советник" уведомило заказчика о повторном предложении рассмотрения заказчиком возможности расторжения Контракта по согласию сторон
В соответствии с п. 2 ст. 328 ГК РФ в случае непредоставления обязанной стороной предусмотренного договором исполнения обязательства либо при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков.
Согласно п. 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с п. 1 ст. 450.1 ГК РФ предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В соответствии с п. 2 ст. 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Согласно ч. 1 ст. 523 ГК РФ Односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
Согласно ч. 2 ст. 523 ГК РФ Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Согласно ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 10.1. Контракта расторжение контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, а также, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта, в соответствии с Законом о контрактной системе, Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
26.11.2021 г. заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
26.11.2021 г. указанное решение было направлено заказчиком по электронной почте с уведомлением на электронную почту поставщика, указанную в контракте. Подтверждение о получении указанного письма поставщику заказчик получил 26.11.2021 г.
29.11.2021 г. указанное решение было направлено по почте заказным письмом с уведомлением по адресу поставщика, указанному в контракте. Подтверждение о получении указанного письма поставщику заказчик получил 03.12.2021 г.
Таким образом, требования ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчиком выполнены, следовательно, действия заказчика можно считать надлежащим уведомлением поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Дата надлежащего уведомления - 26.11.2021 г.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Поскольку надлежащее уведомление поставщика о принятом решении произведено, решение заказчика об одностороннем отказе вступило в силу 07.12.2021 г.
Согласно пп. "а" п.13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) орган контроля рассматривает обращение заказчика, проводит проверку содержащихся в обращении фактов.
Согласно представленным заказчиком в Свердловское УФАС России материалам, ООО Швейцарский центр независимой диагностики "Медицинский Советник", должно было осуществить поставку тест-системы иммуноферментной для выявления ВИЧ-инфекции.
На заседании Комиссии Свердловского УФАС России представители заказчика пояснили, что в ходе исполнения Контракта установлено, что победителем аукциона (Поставщиком) представлены недостоверные сведения о Товаре, а именно:
Nп/п |
Наименование параметра в Приложении N1 к Контракту |
Значение параметра в Приложении N1 к Контракту |
Сведения из РУ РЗН N 2021/14151 от 23.04.2021 "Набор реагентов для качественного иммуноферментного определения антигена р24 (10 пг/мл) и антител к вирусу иммунодефицита человека первого типа (включая группу О) и второго типа "ВичИФА-Н1У-Аг/Ат-СКРИН-0", комплектация 3, производство ООО "Компания Алкор Био", Россия |
Несоответствия поставляемого по Контракту товара (РУ РЗН N2021/14151 от 23.04.2021) требованиям Приложения N1 к Контракту |
1 |
Состав иммуносорбен та |
Синтетический пептид, представ ля ющий иммунодоминантные участки ВИЧ-1 (О) и ВИЧ-2, рекомбинантные антигены ВИЧ-1, ВИЧ-1 группы О, и ВИЧ-2, белок pol ВИЧ и моноклональные антитела к р24 ВИЧ-1, сорбированные в лунках полистироловых стрипированных планшетов |
- комплект из двенадцати 8- луночных стрипов в рамке с иммобилизованными на внутренней поверхности лунок моноклональными антителами к р24 и рекомбинантными антигенами ВИЧ-1 (включая группу О) и ВИЧ-2, маркирован "Стрипы с моноклональными антителами к р24 и рекомбинантными антигенами ВИЧ-1 (включая гр. О) и ВИЧ-2" - 5 упаковок |
У набора ВичИФА- HIV-Аг/Ат-СКРИН-О (РУ РЗН N 2021/14151 от 23.04.2021) в составе иммуносорбента присутствуют только рекомбинантные антигены, синтетические белки ВИЧ-1, ВИЧ-1 группы О, ВИЧ-2, в состав иммуносорбента не включены |
2 |
Состав конъюгата |
Рекомбинантные антигены и синтетические пептиды ВИЧ-1, ВИЧ-1 группы О, ВИЧ-2, и различные моноклональные антитела, в том числе к ВИЧ-1 р24, меченые пероксидазой хрена |
- концентрированный конъюгат стрептавидина с пероксидазой хрена и рекомбинантных антигенов ВИЧ-1 и ВИЧ-2 с пероксидазой хрена, маркирован "Конъюгат Е2 (10Х)" - 5 флаконов (по 1,4 мл); |
В наборе ВичИФА- HIV-Аг/Ат-СКРИН-О (РУ РЗН No 2021/14151 от 23.04.2021) в составе коньюгата отсутствуют синтетические пептиды ВИЧ-1, ВИЧ- 1 группы О, ВИЧ-2, комплементарные антителам иммунного комплекса |
3 |
Отсутствие биотинилиров энных конъюгатов (для снижения неспецифичес кого связывания) |
требуется |
- конъюгат моноклональных антител к р24 с биотином, маркирован "Конъюгат Е1" - 5 флаконов (по 7 мл) |
В наборе ВичИФА- HIV-Аг/Ат-СКРИН-О (РУ РЗН N 2021/14151 от 23.04.2021) присутствует биотинилированный коньюгат |
Вместе с тем, на заседании комиссии представители заинтересованного лица пояснили, что ООО Швейцарский центр независимой диагностики "Медицинский Советник" в связи с выявлением технической ошибки в описании объекта закупки в аукционной документации, вследствие которой по результатам анализа имеющихся регистрационных удостоверений не выявлено ни одного медицинского изделия, зарегистрированного на территории РФ, соответствующего техническому заданию закзачика, направил соответствующее Письмо (Исх. N 004-11 от 24.11.2021), в котором предупредил заказчика о недоброкачественности технического задания к государственному контракту. Однако заказчик, как пояснили представители заинтересованного лица, никаких указаний по поводу дальнейшего исполнения контракта не дал, а направил в сторону заинтересованного лица решение о расторжении контракта в одностороннем порядке.
В силу ст. 2 ГК РФ Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу статьи 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, в том числе с учетом государственного/муниципального контракта. Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, данное обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (п. 1 ст. 314 ГК РФ).
Согласно ст. 401 ГК РФ:
1. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
2. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
3. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Согласно п.15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно ч. 4 ст. 1.5 КоАП неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
На заседании Комиссией Свердловского УФАС России также установлено, что ООО Швейцарский центр независимой диагностики "Медицинский Советник" является исполнителем по более чем 2000 государственным и муниципальным контрактам.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий государственного (муниципального) контракта, которое свидетельствует о его недобросовестном поведении, совершении им умышленных действий (бездействия), в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом, ранее признанным победителем торгов, и нарушающих права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, что в итоге приводит к неэффективному использованию бюджетных средств.
В пункте 41 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017, указано, что санкция в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков влечет для участника торгов значительные неблагоприятные последствия, несоизмеримые с совершенной ошибкой, в том числе экономического характера, поскольку в будущем может ограничить права такого участника на участие в торгах по размещению государственных и муниципальных заказов.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-Пи от 21.11.2002 N 15-П, имеющей универсальный характер, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
С учетом наличия у Общества более чем 2000 исполненных контрактов в соответствии с информацией, размещенной в Единой информационной системе в реестре контрактов, Комиссия Свердловского УФАС России полагает, что включение сведений об ООО Швейцарский центр независимой диагностики "Медицинский Советник" в реестр недобросовестных поставщиков будет несоизмеримо с имеющимся неисполнением обязательств, повлечет для заинтересованного лица с учетом всех обстоятельств значительные неблагоприятные последствия, что не отвечает целям ведения реестра недобросовестных поставщиков, не соизмеримо с негативными для заказчика последствиями, связанными с неисполнением заинтересованным лицом обязательств по контракту.
На основании ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Таким образом, в действиях исполнителя в лице ООО Швейцарский центр независимой диагностики "Медицинский Советник" по контракту N 01622000118210010760001 от 16.08.2021 г. на поставку тест-системы иммуноферментной для выявления ВИЧ-инфекции Комиссия Свердловского УФАС России не находит оснований для включения сведений об ООО Швейцарский центр независимой диагностики "Медицинский Советник" в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Приказом ФАС России от 27.08.2007 N267 и Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок,
Р Е Ш И Л А:
1. Не включать сведения об ООО Швейцарский центр независимой диагностики "Медицинский Советник" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
* |
Члены Комиссии |
*
* |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 13 декабря 2021 г. N 066/06/104-4492/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.12.2021