Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Яфизова А.А. - заместителя руководителя, |
Членов Комиссии: |
Гиниятуллиной Л.Р. - старшего государственного инспектора, Янова А.Д. - специалист 1 разряда, |
в присутствии представителей заказчика ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "РЕСПУБЛИКАНСКАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА ИМ.АКАД.В.М.БЕХТЕРЕВА МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН" - Шибаевой И.А. (доверенность от 10.06.2021 г.), Ахметзянова И.И. (доверенность N291 от 07.12.2021 г.), Миркасимова М.М. (доверенность N291 от 07.12.2021 г.), в присутствии представителей заявителя ООО "БРИЗ" - Алквсеева В.В. (доверенность от 07.12.2021 г.), Филатова Р.Е. (доверенность от 07.12.2021 г.), рассмотрев жалобу заявителя ООО "БРИЗ" (вх. N 16082/ж от 03.12.2021 г.) на действия заказчика ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "РЕСПУБЛИКАНСКАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА ИМ.АКАД.В.М.БЕХТЕРЕВА МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН" при проведении закупки N0711200014921000226 на предмет: оказание услуг по приготовлению и доставке готового лечебного питания для пациентов, находящихся на круглосуточном и дневном стационарном лечении в психиатрических отделениях ГАУЗ "РКПБ им. акад. В.М. Бехтерева" в 2022 году,
У С Т А Н О В И Л А:
Извещение о проведении закупки N0711200014921000226 размещено на официальном сайте Российской Федерации http://etp.zakazrf.ru 24.11.2021 г. в форме открытый конкурс в электронной форме.
Заказчик - ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "РЕСПУБЛИКАНСКАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА ИМ.АКАД.В.М.БЕХТЕРЕВА МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН"
Начальная (максимальная) цена контракта закупки N 0711200014921000226 - 105 461 250,00 руб.
По мнению заявителя, закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства.
Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, представил устные и письменные пояснения, а также документы по закупке, которые приобщены к материалам дела.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителей на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации закупки приходит к следующим выводам.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Относительно довода заявителя о том, что Заказчик неправомерно выбрал способ определения поставщика, а также не установил дополнительные требования к участникам закупки.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе, заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 56.1 Закона о контрактной системе, Заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием в электронной форме в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 56 Закона 44-ФЗ.
Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что в соответствии с приложением N2 Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N99 к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, является: оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500000 рублей, что соответствует условиям рассматриваемой закупки.
Согласно ч.3 ст. 56.1 Закона о контрактной системе заказчик вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг, указанных в пунктах 1 и 2 части 2 статьи 56.1 Закона 44-ФЗ, с учетом положений части 2.1 статьи 56 Закона 44-ФЗ.
Согласно ч.2.1 ст. 56 Закона о контрактной системе заказчик вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг, указанных в пунктах 1 и 2 части 2 статьи 56 Закона 44-ФЗ, с учетом требований настоящего Федерального закона путем проведения электронного аукциона, закрытого аукциона, запроса котировок, запроса предложений, а также у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом к участникам таких закупок не применяются дополнительные требования, установленные в соответствии с частью 2 статьи 31 настоящего Федерального закона в отношении участников закупок, которые осуществляются только путем проведения конкурса с ограниченным участием.
Таким образом, исходя из положений ч.2.1 ст. 56, п. 1 ч. 2 ст. 56.1 и ч.3 ст. 56.1 Закона о контрактной системе и приложения N2 Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N99 заказчик имел право проводить закупку на организацию питания в РЕСПУБЛИКАНСКАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА ИМ.АКАД.В.М.БЕХТЕРЕВА МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН с ценой 105 461 250,00 руб только способами:
-конкура с ограниченным участием в электронной форме,
-электронного аукциона,
-закрытого аукциона,
-запроса котировок,
-запроса предложений,
-у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (при наличии оснований, предусмотренных статьей 93 Закона 44-ФЗ).
Выбранный заказчиком способ закупки - открытый конкурс в электронной форме не соответствует требованиям положений ч.2.1 ст. 56, п. 1 ч. 2 ст. 56.1 и ч.3 ст. 56.1 Закона о контрактной системе и приложения N2 Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N99
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что заказчиком нарушены требования ч.2.1 ст. 56, п. 1 ч. 2 ст. 56.1 и ч.3 ст. 56.1 Закона о контрактной системе и приложения N2 Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N99.
Довод заявителя признан обоснованным.
2. Относительно довода заявителя о том, что требования, установленные в закупочной документации к участникам закупки по критерию "опыт оказания услуг" являются избыточными.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать, критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с разделом 2 документации, значимость не стоимостного показателя по критерию "Оценка заявок по критерию II": 40%.
В рамках показателя рассматривается наличие у участника опыта выполнения контрактов (договоров) на оказание услуг по питанию ( в том числе по оказанию услуг по лечебному питанию), заключенных и исполненных в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ и (или) заключенных и исполненных по результатам закупки в соответствии с Федеральным закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ.
Документами, подтверждающими наличие у участника конкурса опыта оказания услуг (выполнения работ) сопоставимых по характеру и объему с предметом конкурса, являются документов (копии контрактов и к ним копии актов оказанных услуг) которые должны быть в виде не повторяющихся, полно читаемых документов, на которых видны необходимые сведения, подписи и печати.
Согласно пункту 2.1.3.4. документации, оказанием услуг (выполнением работ) считается исполненный(е) участником настоящего конкурса контракт(ы) (гражданско-правовой договор(ы), заключенный(е) в соответствии с Федеральными законами N 44-ФЗ или N 223-ФЗ в области горячего питания, исполненный(е) в период не ранее 1 января 2018 года до даты объявления настоящего конкурса, без применения штрафных санкций (пеней, неустоек) по такому контракту в отношении участника настоящего конкурса с ограниченным участием, при том, что цена каждого контракта (гражданско-правового договора) на выполнение работ сопоставимого характера составляет не менее 40% начальной максимальной цены контракта настоящего конкурса.
Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что Постановлением Правительства РФ N99 установлены дополнительные требования к участникам закупок на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500000 рублей - о наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс.
В ходе заседания Комиссии, представители заказчика пояснили, что по критерию "опыт оказания услуг (выполнения работ) сопоставимых по характеру и объему с предметом конкурса" принимаются только контракты сопоставимого характера с ценой не менее 40% начальной максимальной цены контракта настоящего конкурса, ввиду того, что такой контракт подтверждает опыт оказания приготовления большого объема питания для крупного учреждения.
Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что установление требования к стоимости контрактов, подтверждающих опыт участника, в размере не менее 40 (сорока) % от начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится закупка, является излишним, что в совокупности с НМЦК более 100 млн рублей ограничивает возможность участия в закупке иных субъектов, которые также имеют соответствующий опыт на оказание услуг питания но в меньшем размере (20% как это указано в Постановлении N99). Более того, в случае выбора способа закупки в виде электронного аукциона заказчик имеет возможность устанавливать требования к участникам о наличии опыта только в соответствии с Постановлением N99, а именно в виде наличие исполненных контрактов с ценой не менее 20% от НМЦК проводимой закупки, следовательно, в настоящем случае, принимая во внимание что заказчиком выбран неправильный способ закупки (довод 1 решения), то установление критерия оценки в виде наличия у участника исполненных контрактов с ценой не менее 40% от НМЦК проводимой закупки также не соответствует требованиям п.8 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе.
Более того, по мнению Комиссии в случае даже проведения заказчиком конкурса с ограниченным участием в электронной форме то заказчик может установить критерии оценки виде наличия у участника исполненных контрактов с ценой не менее 20% от НМЦК проводимой закупки, как это указано в постановлении N99, так как в данном случае постановлением N99 урегулирован вопрос установления дополнительных требований к участникам закупки при проведении закупки общественного питания с ценой более 500 000 рублей.
Заказчиком нарушены требования части п.8 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе.
Довод заявителя признан обоснованным.
3. Относительно довода заявителя об установлении ненадлежащего порядка оценки заявок по критерию "квалификация участников закупки, наличие у них оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании".
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать, критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Исходя из части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". (далее - Правила)
Согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с конкурсной документацией значимость критерия "Квалификация участников закупки, наличие у них оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании": 50%
Предметом оценки является наличие
- оборудования необходимого для обеспечения питанием согласно техническому заданию;
- автотранспорта необходимого для транспортировки готового лечебного питания, сырья для приготовления;
- пищеблока, отвечающего требованиям системы менеджмента безопасности пищевой продукции, соответствующей МС ИСО 22000:2018. Учитывая количество коек Заказчика, в расчете баллов учитывается местоположение, площадь пищеблока.
Квалификация подтверждается представленными в составе заявки копий:
- документов оснований на собственность или право пользования на оборудование (выписка из бухгалтерии предприятия, договор аренды);
- документов оснований на собственность автотранспорта или договор аренды автотранспорта;
- документов оснований о собственности пищеблока (с характеристиками и адресом) или договора аренды пищеблока (с характеристиками и адресом), документации о подтверждении соответствия пищеблока требованиям системы менеджмента безопасности пищевой продукции, соответствующей МС ИСО 22000:2018.
Количество баллов, присуждаемых по показателю оценки "Квалификация участников закупки, наличие у них оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании":
- отсутствие ресурсов- 0 баллов
- наличие оборудования необходимого для обеспечения питанием согласно техническому заданию - 25 баллов
- наличие автотранспорта необходимого для транспортировки готового лечебного питания, сырья для приготовления - 25 баллов;
- наличие пищеблока, отвечающего требованиям системы менеджмента безопасности пищевой продукции, соответствующей МС ИСО 22000:2018, с учетом адреса и площади пищеблока - 50 баллов.
В соответствии с ответом на запрос о разъяснении документации, заказчиком было разъяснено, что расчет количества баллов по показателю "Квалификация участников закупки, наличие у них оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании" проводится на принципах очевидности и рациональности.
К примеру: по транспорту 3 предложения:
1 заявка - 5 автомобилей,
2 заявка - 3 автомобиля,
3 заявка - 2 автомобиля.
Максимальное значение среди 3 заявок - 5 автомобилей, соответственно это 100%.
2 заявка (3 автомобиля) - 60%
3 заявка (2 автомобиля) - 40%
Максимальное количество баллов по показателю "Наличие автотранспорта, необходимое для транспортировки готового лечебного питания, сырья для приготовления" - 25 баллов.
1 заявка получает 25 баллов, 2 заявка - 15 баллов, 3 заявка - 10 баллов.
Вместе с тем, заявитель утверждает, что установленный порядок оценки заявок вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет надлежащим образом заполнить заявку на участие в конкурсе, т.к. данная формулировка предполагает наличие у участника лишь одного пищеблока, подлежащего оценке, однако данный вид деятельности как организация питания может предусматривать наличие нескольких производственных помещений (рыбный пищеблок, мясной пищеблок и т.д.), что не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта.
Между тем, в соответствии с частью 8 статьи 50 Закона о контрактной системе, в течение одного рабочего дня с даты направления разъяснений положений конкурсной документации такие разъяснения должны быть размещены заказчиком в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания лица, от которого поступил запрос. Разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять ее суть.
Изучив представленные пояснения, Комиссия приходит к выводу о том, представленные заказчиком разъяснения порядка оценки, противоречат конкурсной документации, т.к. документацией установлено требование только к наличию ресурсов, однако, в разъяснениях заказчика присутствует зависимость количества представленных участником ресурсов и присваиваемых баллов.
Таким образом, при даче разъяснений поменялась суть документации в части порядка оценки, что является нарушением части 8 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Довод заявителя признан обоснованным.
4. Относительно довода заявителя о заключении соглашения между заказчиком и участником торгов.
В соответствии со ст. 6 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
На основании ч. 1 ст. 8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем)
В п. 12.4 конкурсной документации указано, что "приготовление лечебного питания осуществляется на производственных площадях исполнителя, оснащенных технологическим оборудованием".
Заявитель сообщает следующее:
"На основании прошлой закупочной процедуры Заказчика на оказание услуг по приготовлению и доставке готового лечебного питания, находящихся на круглосуточном и дневном стационарном лечении в психиатрических отделениях ГАУЗ "РКПБ им. акад. В.М. Бехтерева" в 2021 году (Извещение N0711200014920000180) было установлено, что документация предусматривала заключение отдельного договора аренды производственных площадей, складов и оборудования ГАУЗ "РКПБ им. акад. В.М. Бехтерева", принадлежащие заказчику на праве оперативного управления, общая площадь сдаваемых в аренду помещений составляла 1127,1 кв. метров. Срок действия такого договора аренды устанавливается на период действия контракта. Контракт, а также договор аренды заключены с обществом с ограниченной ответственностью "Мечта" (ИНН 1659047884).
На основании информации из реестра контрактов сайта Единой информационной системы в сфере закупок контракт N 2020.0180/20-632д от 16 декабря 2020 года предусматривает срок оказания услуг с 01.01.2021 г. по 31.12.2021 г. Информация о расторжении контракта отсутствует, следовательно, договор аренды также действует до 31.12.2021 г.
Однако, 15.09.2021 года на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru и на сайте электронной площадки sale.zakazrf.ru опубликовано извещение о проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды государственного имущества в электронной форме.
Организатор аукциона: Государственное автономное учреждение здравоохранения "Республиканская клиническая психиатрическая больница им. акад. В.М. Бехтерева Министерства здравоохранения Республики Татарстан".
Условиями документации об аукционе, установлено, что предметом аукциона является:
Лот N1: имущество, расположенное по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Николая Ершова, д.49, общей площадью 1127,1 кв.м:
- нежилые помещения N 184, 185, 186, 189, 190, 192-195, 214-217, 220 - 224, 225 - 229 на 1 этаже, нежилые помещения N 194, 195 на 2 этаже, нежилые помещения N 1 - 5, 9 - 11, 13, 14 в подвале здания главного корпуса (лит. А), общей площадью 811,2 кв.м;
- нежилое помещение N 2 на 2 этаже здания лечебного корпуса (лит. Б), общей площадью 21,4 кв.м;
- нежилые помещения N 4 - 6 на 1 этаже, N 1, 2 в подвале здания склада (лит. Е), общей площадью 245 кв.м;
- нежилое помещение N 17 на 1 этаже здания склада (лит. Ж), общей площадью 49,5 кв.м;
- движимое имущество - 80 единиц.
Целевое назначение: приготовление лечебного питания.
Срок действия договора - 11 месяцев.
Начальная цена договора, рыночная стоимость ежемесячной арендной платы, руб., без НДС - 238 525 (Двести тридцать восемь тысяч пятьсот двадцать пять) руб. 84 копейки.
На основании протокола подведения итогов от "27" октября 2021 года победителем Аукциона было признано общество с ограниченной ответственностью "Мечта" (ИНН 1659047884, ОГРН 1031628212846).
Согласно Электронному журналу о ходе проведения процедуры аукциона установлено следующее:
|
N участника |
Наименование участника |
Предложенная цена, руб. |
Последнее предложение о цене договора, сделанное в ходе аукциона |
1 |
Общество с ограниченной ответственностью "Мечта" |
238 525,84 |
Предпоследнее предложение о цене договора, сделанное в ходе аукциона |
- |
- |
- |
В ходе проведения аукциона Общество с ограниченной ответственностью "Мечта" лишь подтвердило начальную цену договора, а участник Общество с ограниченной ответственностью "ХимЭнергоГрупп" (ИНН 1655406275) не сделало ни одного ценового предложения.
Таким образом, указанные торги проведены на право заключения договора аренды производственных площадей, складов и оборудования Заказчика, ранее передаваемых в аренду в рамках исполнения государственного контракта на оказание услуг по приготовлению и доставке лечебного питания для Заказчика. Проведение данных торгов не несет в себе никакой экономической эффективности, является необоснованным и осуществляется в ущерб проведения обжалуемого конкурса.
Согласно информации на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru дата заключения договора 08.11.2021. Таким образом, договор аренды заключен при еще действующем договоре, заключенном в рамках проведения конкурса (Извещение N0711200014920000180). Такие действия заказчика влекут за собой нарушение принципа равноправия и ограничения конкуренции по отношению ко всем участникам, создают неравные условия, ставят в преимущественное положение отдельных хозяйствующих субъектов.
Учитывая все вышеустановленные факты в совокупности, можно сделать вывод о возможном установлении факта заключения договоренностей между обществом с ограниченной ответственностью "Мечта" и ГАУЗ "РКПБ им. акад. В.М. Бехтерева", которые привели или могли привести к ограничению конкуренции при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по приготовлению и доставке готового лечебного питания на 2022 год, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Изложенные в настоящей жалобе обстоятельства проведения торгов ставят конкретного участника в привилегированное положение, поскольку договор аренды производственных площадей, складов и оборудования Заказчика, заключенный по результатам торгов позволит обществу с ограниченной ответственностью "Мечта" получить максимальное количество баллов по показателям "наличие оборудования необходимого для обеспечения питанием согласно техническому заданию" и "наличие пищеблока, отвечающего требованиям системы менеджмента безопасности пищевой продукции, соответствующей МС ИСО 22000:2018, с учетом адреса и площади пищеблока". Учитывая суммарную значимость показателя данного критерия в размере 50%, такие обстоятельства имеют существенное значение для определения победителя закупки."
Изучив представленные в антимонопольный орган сведения, Комиссия приняла решение передать жалобу, в части изложенного довода, в иное структурное подразделения Татарстанского УФАС России с целью объективного и всестороннего рассмотрения, а также принятия мер в рамках имеющихся полномочий.
Кроме того, в ходе проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией Татарстанского УФАС России установлено следующее.
1.Согласно пункту 2.1.3.4. документации, оказанием услуг (выполнением работ) считается исполненный(е) участником настоящего конкурса контракт(ы) (гражданско-правовой договор(ы), заключенный(е) в соответствии с Федеральными законами N 44-ФЗ или N 223-ФЗ в области горячего питания, исполненный(е) в период не ранее 1 января 2018 года до даты объявления настоящего конкурса, без применения штрафных санкций (пеней, неустоек) по такому контракту в отношении участника настоящего конкурса с ограниченным участием, при том, что цена каждого контракта (гражданско-правового договора) на выполнение работ сопоставимого характера составляет не менее 40% начальной максимальной цены контракта настоящего конкурса.
Согласно Письму Министерства экономического развития Российской Федерации от 19 августа 2016 г. NД28и-2196, государственный или муниципальный контракт, как и любой договор, будет считаться исполненным после выполнения своих обязательств сторонами в полном объеме. Вместе с тем, полное исполнение сторонами взятых на себя обязательств по контракту включает в себя приемку поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (их результатов) и оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (их результатов).
Комиссия Татарстакного УФАС России приходит к выводу о том, что указанное требование ограничивает возможность участника закупки получить максимальное количество баллов, поскольку применение штрафа за нарушение условий контракта (договора), представленного участником к оценке, не является надлежащим подтверждением отсутствия у участника закупки опыта, соответствующего объекту Конкурса, но ограничивает возможность такого участника закупки получить максимальное количество баллов по указанному показателю.
Например, списание неустойки может быть вызвано по независящим от исполнителя причинам, в том числе, распространением коронавирусной инфекции. Однако факт исполненных работ и приёмка их заказчиком свидетельствует об опыте участника.
Заказчиком нарушены требования части 1 статьи 8, пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, в части установления критериев несоответствующих требованиям действующего законодательства.
2.Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Так, в проекте контракта заказчика установлено, что выполнение работ по указанной закупке должны выполняться, в том числе, в соответствии с требованиями:
- СП 2.3.6.1066-01.
Вместе с тем Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что указанные санитарно-эпидемиологических правила утратили силу с 01.01.2021 г.
Извещение о проведении закупки было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru 24.11.2021 г.
Следовательно, у Заказчика имелась возможность проверить актуальность установленных стандартов.
Заказчиком нарушены требования, регламентированные пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в части формирования описания объекта закупки в документации.
На основании изложенного, Комиссия решила выдать заказчику предписание об устранении выявленных нарушений.
Руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу заявителя ООО "БРИЗ" (вх. N 16082/ж от 03.12.2021 г.) на действия заказчика ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "РЕСПУБЛИКАНСКАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА ИМ.АКАД.В.М.БЕХТЕРЕВА МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН" при проведении закупки N0711200014921000226 на предмет: оказание услуг по приготовлению и доставке готового лечебного питания для пациентов, находящихся на круглосуточном и дневном стационарном лечении в психиатрических отделениях ГАУЗ "РКПБ им. акад. В.М. Бехтерева" в 2022 году обоснованной. Относительно четвертого довода передать жалобу в иное структурное подразделения Татарстанского УФАС России с целью объективного и всестороннего рассмотрения, а также принятия мер в рамках имеющихся полномочий
2. Признать Заказчика - ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "РЕСПУБЛИКАНСКАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА ИМ.АКАД.В.М.БЕХТЕРЕВА МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН" нарушившим требования ч. 5 ст. 24, ч. 4 ст. 31, п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 8 ст. 50, п.8 ч.1 ст.54.3, п. 1 ч. 2 ст. 56.1 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N44-ФЗ, ч. 2 Постановления Правительства N99, п. 10 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085.
3. Выдать заказчику ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "РЕСПУБЛИКАНСКАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА ИМ.АКАД.В.М.БЕХТЕРЕВА МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН" предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства о контрактной системе.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.А. Яфизов
Члены Комиссии Л.Р. Гиниятуллина
А.Д. Янова
Исп.: Янова А.Д. (843)238-24-86
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 9 декабря 2021 г. N 016/06/56-2344/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.12.2021