Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Яфизова А.А. - заместителя руководителя, |
Членов Комиссии: |
Гиниятуллиной Л.Р. - ведущего специалиста эксперта, |
|
Яновой А.Д. - специалиста 1 разряда, |
в присутствии представителя Заказчика ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ЧИСТОПОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН - Емельянов В.Т. (доверенность б/н от 10.12.2021 г.), в отсутствие заявителя ИП Меньшиков Р.А., о времени и месте рассмотрения уведомлен надлежащим образом, рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу заявителя ИП Меньшиков Р.А. (вх. N16178/ж от 07.12.2021 г.) на действия Заказчика - ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ЧИСТОПОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН при проведении закупки N0111300074021000185 на предмет: выполнение работ по ямочному ремонту дорожного покрытия в г. Чистополь,
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона N0111300074021000185 размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru 29.11.2021 г.
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 500 000,00 руб.
Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проводится с нарушениями норм действующего законодательства.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителей на действия заказчика и позиции заказчика, изучения конкурсной документации приходит к следующим выводам.
Относительно довода заявителя об отсутствии дополнительных требований к участникам закупок.
В соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно ч. 3 ст. 31 Закона о контрактной системе, перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В соответствии с ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке".
Согласно п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Таким образом, Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к настоящему постановлению.
Исходя из пункта 2(3) Приложения N1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N99, к участнику закупки, предметом которой является выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей, установлены следующие дополнительные требования:
- наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог.
При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка
Так, по мнению заявителя, в нарушение положений действующего законодательства, заказчиком не установлены дополнительные требования к опыту участников.
В ходе заседания Комиссии представитель заказчика признал выявленное нарушение, а также объяснил его допущение большим объемом закупок к концу года.
Таким образом, Комиссия Татарстанского УФАС России, изучив закупочную документацию заказчика, приходит к выводу о том, что предметом настоящей закупки является выполнение работ по ямочному ремонту дорожного покрытия, начальная (максимальная) цена 5 500 000,00 руб., следовательно, к участникам закупки должны быть предъявлены дополнительные требования согласно п.2(3) Приложения N1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N99.
Заказчиком допущены нарушения требований ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе, части 1 Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N99.
Жалоба заявителя признана обоснованной.
В ходе проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией Татарстанского УФАС России установлено следующее.
1.Согласно п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе, в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона требования обеспечения гарантийных обязательств. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.
Вместе с тем, ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе предусмотрено, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что п.6.6.1 проекта контракта содержит, в том числе, следующие требования к порядку сдачи и приемки закупаемых работ:
- Акт сдачи-приемки работ за июнь (II квартал 2021 года) должен быть подписан не позднее 30 июня 2022 года.
Таким образом, учитывая, что срок выполнения работ с 01.01.2022 г. до 30.06.2022 г., заказчиком должно быть указано, что акт сдачи-приемки работ за июнь (II квартал 2022 года) должен быть подписан не позднее 30 июня 2022 года.
В ходе заседания Комиссии, представитель заказчика согласился с выявленной антимонопольным органом опечаткой.
Заказчиком нарушено требование ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе.
2. Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Так, в техническом задании заказчика установлено, что выполнение работ по указанной закупке должны выполняться, в том числе, в соответствии с требованиями:
- ВСН 19-89 Правила приемки работ при строительстве и ремонте автомобильных дорог;
- СП 34.13330.2012 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85* (с Изменениями N 1, 2);
- ГОСТ 9128-97 Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия".
Вместе с тем Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что указанные нормы утратили силу с 08.04.2021 г., 01.09.2021 г., 01.01.2011 г. соответственно.
Извещение о проведении закупки было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru 29.11.2021 г.
Следовательно, у заказчика имелась возможность проверить актуальность установленных стандартов.
Заказчиком нарушены требования, регламентированные пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в части формирования описания объекта закупки в документации.
Кроме того, принимая во внимание, что у победителя закупки имеется достаточный опыт выполнения работ сопоставимого характера, Комиссия решила не выдавать заказчику предписание на отмену всех протоколов, однако, учитывая, что в ходе проведения внеплановой проверки было выявлено нарушение, в том числе, в проекте контракта, выдать заказчику предписание на внесение изменений в п.6.6.1 контракта при направлении победителю.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу заявителя ИП Меньшиков Р.А. (вх. N 16178/ж от 07.12.2021 г.) на действия Заказчика - ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ЧИСТОПОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН при проведении закупки N 0111300074021000185 на предмет: выполнение работ по ямочному ремонту дорожного покрытия в г. Чистополь обоснованной.
2. Признать Заказчика ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ЧИСТОПОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН нарушившими требования ч. 3 ст. 7, ч. 4 ст. 31, п. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", части 1 Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N99.
3. Выдать заказчику ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ЧИСТОПОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН предписание об устранении выявленных нарушений.
3. Материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства не передавать.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.А. Яфизов
Члены Комиссии Л.Р. Гиниятуллина
А.Д. Янова
Исп. Янова А.Д.
Тел. 8 (843)238-24-86
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 13 ноября 2021 г. N 016/06/31-2386/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.12.2021