Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Яфизова А.А. - заместителя руководителя, |
Членов Комиссии: |
Гиниятуллиной Л.Р. - старшего государственного инспектора, |
|
Кучеевой А.С. - старшего государственного инспектора, |
в присутствии представителя заказчика ГАУЗ "АЗНАКАЕВСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА" по доверенности - Шакировой Р.Ф. (доверенность N2511 от 01.12.2021 г.), в отсутствии заявителя ИП Пономарева Ю.А. либо представителя заявителя по доверенности, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомленного надлежащим образом, рассмотрев в режиме видеоконференции жалобу заявителя ИП Пономарева Ю.А. (вх. N16207/ж от 07.12.2021 г.) на действия заказчика государственное автономное учреждение здравоохранения "АЗНАКАЕВСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА" при проведении закупки N0311300052321000240 на предмет: "Поставка химических реактивов для гематологического анализатора Swelab Alfa",
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона N0311300052321000240 размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru 30.11.2021 г.
Начальная (максимальная) цена контракта - 100 806,00 руб.
Заказчик - ГАУЗ "АЗНАКАЕВСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА".
Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проводится с нарушениями норм действующего законодательства.
Заказчик с доводами, изложенными в жалобе, не согласился, представил устные и письменные пояснения, а также документы по закупке, которые приобщены к материалам дела.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика, позиции заказчика изучения документации электронного аукциона приходит к следующим выводам.
1. Относительно довода заявителя об установлении заказчиком требований к характеристикам товара таким образом, что в совокупности установленных характеристик поставка товара ограничена одним производителем.
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Исходя из части 3 статьи 33 Закона о контактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В соответствии с аукционной документацией N0311300052321000240, заказчиком закупаются химические реактивы для гематологического анализатора Swelab Alfa. Техническим заданием установлены следующие требования к поставляемому товару:
N |
Номенклатура |
Требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам |
Единица измерения |
Количество |
1 |
Гемолизирующий реагент. Подсчёт клеток крови ИВД, набор |
Гемолизирующий реагент Swelab AlfaLyse, RFID, 5 л, арт. 1504463;Отклонение от линейности, не более: |
упак. |
5 |
2 |
Изотонический дилуент. Подсчёт клеток крови ИВД, набор. |
Изотонический дилуент Swelab AlfaDiluent, RFID, 20 л, арт. 1504462; Отклонение от линейности, не более: |
упак. |
5 |
Согласно доводам заявителя, при описании объекта закупки заказчик установил требование о наличии на упаковке поставляемого товара только метки RFID (способ автоматической идентификации объектов), без указания "или штрих-код", а также применены уникальные характеристики товара, показатели и значения которых характерны только оборудованию производителя Буль Медикал АБ.
Согласно пояснениям заказчика, заказчиком включены в аукционную документацию технические значимые характеристики и требования, которые необходимы при осуществлении эффективных высокотехнологичных клинических лабораторных исследований.
В соответствии с требованиями ГОСТ Р 53079.2-2208, а также Приложением В к руководству по эксплуатации имеющегося в наличии у заказчика оборудования Swelab Alfa в конфигурации анализатора Swelab Alfa, укомплектованном сканером RFID меток, отсутствует техническая возможность ручного введения в меню анализатора цифр со штрих-кода метки (регистрационные удостоверения N2008/03317 и N2008/03318).
Таким образом, для обеспечения качества результатов и производительности информация о типе конфигурации анализатора Swelab Alfa (RFID или штрих-код) является обязательной при выборе реагентов, которые будут подключаться к анализатору.
Кроме того, в ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что в инструкции набора реагентов Юнидифф 3 (ООО "Эйлитон") п. 9.8 указано следующее: "В соответствии с ТУ 9398-045-59879815-2016, при необходимости идентификации и прослеживаемости реагентов, используйте машиночитаемую маркировку (штрих-код и/или RFID метка), расположенную на упаковке". Соответственно, RFID метка имеется также на упаковках реагентов Юнидифф 3.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что заказчик, соблюдая принципы достижения результатов обеспечения нужд учреждения, в целях осуществления эффективного использования медицинского оборудования для качественной диагностики, указал характеристики, отвечающие потребностям ГАУЗ "АЗНАКАЕВСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА".
Возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом Заказчика, а потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Соответственно, государственный заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Указанные принципы предусматривают, по сути, необходимость установления единых требований ко всем участникам одной закупки и поставляемым товарам.
Преимущественных условий для участия в конкурентной закупке в электронной форме для иных участников заказчиком не создавалось.
Медицинские изделия находятся в свободном обращении на российском медицинском рынке, и электронный аукцион объявлен на поставку товара, а не на его производство.
Таким образом, отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников торгов.
Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что сформированные требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам объекта не противоречат требованиями действующего законодательства, сформулированы с учетом потребностей заказчика, исходя из специфики деятельности.
Кроме того, заявитель на заседание Комиссии не явился, достаточных доказательств, подтверждающих обоснованность своих доводов, не представил.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, довод заявителя признан необоснованным.
2. Относительно довода заявителя о неправомерности установления заказчиком требования по характеристикам, отличным от установленных в КТРУ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
- наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В Технической части аукционной документации заказчиком были установлены следующие технические требования:
Гемолизирующий реагент. Подсчёт клеток крови ИВД, набор |
Гемолизирующий реагент Swelab AlfaLyse, RFID, 5 л, арт. 1504463;Отклонение от линейности, не более: |
Изотонический дилуент. Подсчёт клеток крови ИВД, набор. |
Изотонический дилуент Swelab AlfaDiluent, RFID, 20 л, арт. 1504462; Отклонение от линейности, не более: |
В извещении о проведении закупки Заказчиком установлены коды позиции КТРУ:
21.20.23.110-00000024 - Буферный разбавитель образцов ИВД, автоматические/полуавтоматические системы (является медицинским изделием)
21.20.23.110-00005017 - Подсчет клеток крови ИВД, набор (является медицинским изделием).
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) утверждены правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 года N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Согласно пункту 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Для позиции КТРУ 21.20.23.110-00000024 установлены следующие характеристики:
Для позиции КТРУ 21.20.23.110-00005017 установлены следующие характеристики
Вместе с тем, заказчик при формировании технического задания установил характеристики, отличные от установленных в КТРУ 21.20.23.110-00000024, 21.20.23.110-00005017.
Обоснование включения дополнительных характеристик в аукционной документации отсутствует.
Таким образом, заказчиком при формировании и утверждении аукционной документации нарушены требования пункта 1 части 1 статьи 64 с отсылочной нормой на пункт 1 части 1 статьи 33, части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, пункта 6 Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", так как в аукционной документации отсутствует обоснование использования дополнительных характеристик закупаемого товара.
Довод заявителя признан обоснованным.
Вместе с тем, учитывая, что выявленное нарушение не повлияло на определение поставщика, в результате аукционов определен победитель по закупке, Комиссия приняла решение предписание об устранении нарушений действующего законодательства не выдавать.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу заявителя ИП Пономарева Ю.А. (вх. N16207/ж от 07.12.2021 г.) на действия заказчика государственное автономное учреждение здравоохранения "АЗНАКАЕВСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА" при проведении закупки N0311300052321000240 на предмет: "Поставка химических реактивов для гематологического анализатора Swelab Alfa" обоснованной частично, а именно в части отсутствия обоснования использования дополнительных характеристик закупаемого товара.
2. Признать заказчика ГАУЗ "АЗНАКАЕВСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА" нарушившим требования части 6 статьи 23, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пункта 6 Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Предписание об устранении нарушений действующего законодательства не выдавать.
4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председателя Комиссии |
А.А. Яфизов |
Члены Комиссии |
Л.Р. Гиниятуллина |
|
А.С. Кучеева |
Исп.: Гиниятуллина Лейсан Рустамовна
Тел. (843) 293-10-91
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 13 декабря 2021 г. N 016/06/23-2400/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.12.2021