Резолютивная часть оглашена: 14.12.2021
Решение в полном объеме изготовлено: 16.12.2021
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе: председателя Комиссии УФАС - Женетля А.Ш., заместителя руководителя, членов Комиссии УФАС: Жукова А.Г., начальника отдела; Блягоза Р.Х., главного специалиста-эксперта, с участием представителей Заказчика - Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Адыгея (далее - Заказчик) Намитокова Ю.М. (доверенность от 17.11.2021) и Дидуховой Б.Б. (доверенность от 14.12.2021), рассмотрев жалобу Заявителя - ООО "ТТ" (далее - Заявитель) на положения документации открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей для инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов в 2022 году (извещение N0276100000121000170) (далее - Конкурс), проведя внеплановую проверку на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент)
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея (далее - Адыгейское УФАС России) 07.12.2021 поступила жалоба Заявителя, в которой указано, что положения Конкурсной документации не соответствуют Закону о контрактной системе по следующим основаниям:
1. Заказчиком установлен порядок оценки заявок по нестоимостному критерию "квалификация участников", при котором, по мнению заявителя, используются одни и те же данные в двух показателях, что является необъективным.
2. Заказчиком нарушается принцип конкуренции, так как в качестве подтверждения опыта по выполнению работ по изготовлению протезов нижних конечностей учитываются только государственные контракты, заключенные в соответствии Законом о контрактной системе.
На основании изложенного Заявитель просит приостановить размещение закупки, признать незаконным положения Конкурсной документации, включить в оценку гражданско-правовые договора неразмещенные в ЕИС, выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений, решить вопрос об административной ответственности виновных должностных лиц.
Заказчик представил возражение на жалобу исх. N15-42/0104-8870 от 10.12.2021, в котором просил признать жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки Комиссия УФАС установила следующее.
Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) 15.11.2021 размещены извещение о проведении закупки и документация Конкурса.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 515 755,32 руб.
Аукционная документация утверждена управляющим Государственным учреждением-региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Адыгея Р.Х. Натхо - 15.11.2021.
1. Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, установлены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 г. N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок по нестоимостному критерию оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Согласно подпункту б) пункту 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели: опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
В соответствии с пунктом 28 Правил, оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 настоящих Правил.
В разделе IV. "Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме" Конкурсной документации Заказчиком установлены следующие критерии оценки:
1. Стоимостной критерий оценки - цена контракта.
2. Нестоимостной критерии оценки - квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом государственного контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее - Критерий N1).
Критерий N1 состоит из двух показателей:
1. Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема (количество протезов). Коэффициент значимости показателя 0,40.
По данному показателю оценивается:
Наличие у участника закупки опыта по успешной поставке товаров сопоставимого характера и объема. Оценивается объемом выполненных работ (а именно выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей для инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов (протез голени модульный, в том числе при недоразвитии, протез бедра модульный, в том числе при врожденном недоразвитии), исчисляемый в количестве предоставленных протезов, получателям в рамках контрактов за последние 3 года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, без нарушения сроков и иных условий контракта по вине участника.
При этом количество предоставленных протезов в каждом контракте должно быть не менее 6 шт.
2. Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого характера и объема" (суммарная стоимость протезов). Коэффициент значимости показателя 0,60.
По данному показателю оценивается:
Наличие у участника закупки опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема. Оценивается суммарная стоимость объем выполненных работ изготовлению протезов нижних конечностей для инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов (протез голени модульный, в том числе при недоразвитии, протез бедра модульный, в том числе при врожденном недоразвитии), исчисляемый в рублях по контрактам за последние 3 года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, без нарушения сроков и иных условий контракта по вине участника.
При этом объем выполненных работ, исчисляемый в рублях, в каждом контракте должен быть не менее 1 515 755 (один миллион пятьсот пятнадцать тысяч семьсот пятьдесят пять) рублей 32 коп.
Комиссия УФАС установила, что участник закупки вправе приложить к заявкам различные контракты, одни из которых могут подходить по объему выполненных работ сопоставимого объема и характера, исчисляемого по количеству изготовленных протезов, другие - по объему выполненных работ сопоставимого объема и характера, исчисляемого в рублях.
При таких обстоятельствах, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что жалоба в данной части является необоснованной.
Вместе с тем, Заявитель участие своего представителя на рассмотрении дела не обеспечил, доказательств, подтверждающих обоснованность своих доводов не представил.
2. Согласно части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных Законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Закон о контрактной системе не регламентирует, какие сведения и документы Заказчик вправе требовать для подтверждения квалификации участника.
Согласно разделу IV. "Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме" Конкурсной документации: "Сведения о наличии опыта участников подтверждается копиями государственных контрактов (с актами выполненных работ), заключенных в соответствии с Федеральными законами N 44-ФЗ, опубликованных на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, содержащих сведения об объеме выполненных работ".
Представитель Заказчика пояснил, что гражданско-правовые договоры, заключенные вне рамок контрактной системы, не могут дать объективную информацию об опыте Исполнителя, и в рамках ограниченного времени рассмотрения заявок конкурсная комиссия не может получить информацию о достоверности договоров, так как информацию относительно исполнения государственных контрактов можно проверить в реестре контрактов единой информационной системы в сфере закупок, а проверить информацию о достоверности исполнения гражданско-правовых договоров не представляется возможным. Выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей для инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов имеет социально значимый характер для получателя протезно-ортопедического изделия. Исходя из этих условий, а также необходимости эффективного расходования бюджетных средств, Заказчику необходимо быть уверенным в том, что выполнение данного вида работ, являющегося предметом конкурса, будет осуществлять наиболее квалифицированный участник закупки, имеющий опыт работы в течение 3 лет. Требование Заказчика о предоставлении участниками государственных контрактов в качестве подтверждения опыта работ связано с тем, что Заказчик при рассмотрении и оценке заявок на участие в открытом конкурсе имеет возможность проверить достоверность представленной информации в Единой информационной системе в сфере закупок.
Таким образом, установление требования о наличии у участника опыта работ по исполнению государственных/муниципальных контрактов не направлено на ограничение Заказчиком количества участников закупки, а является способом реализации потребности в выборе наиболее квалифицированного и опытного исполнителя работ.
При таких обстоятельствах, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что жалоба в данной части является необоснованной.
Вместе с тем, Заявитель участие своего представителя на рассмотрении дела не обеспечил, доказательств, подтверждающих обоснованность своих доводов не представил.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", Административным регламентом, Комиссия УФАС
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ТТ" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии ______________ А.Ш. Женетль
Члены Комиссии: ______________ А.Г. Жуков
______________ Р.Х. Блягоз
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея от 16 декабря 2021 г. N 001/06/32-615/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.12.2021