рассмотрев жалобу ООО "ГАЗОБЪЕКТ" (далее - Заявитель) на действия МУП "Снежинка" МО г. Краснодар при проведении электронного аукциона: "Прачечное оборудование" (извещение N 0318300119421002242) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что документация составлена с нарушениями Закона о контрактной системе.
Уполномоченным органом, Заказчиком представлены письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой не согласились, документация составлена в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - управлением закупок администрации МО г. Краснодар проводился электронный аукцион: "Прачечное оборудование" (извещение N 0318300119421002242). Заказчик - МУП "Снежинка" МО г. Краснодар.
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 985 680,00 руб.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно п. 2) ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются начальная цена единицы товара, работы, услуги, а также начальная сумма цен указанных единиц и максимальное значение цены контракта. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата поставки товара, выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества товара, поставка которого будет осуществлена в ходе исполнения контракта, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта, указанного в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В Единой Информационной системе на сайте zakupki.gov.ru в разделе "Информация об объекте закупки" Заказчиком указано КТРУ:
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
В соответствии с п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно п. 1) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Согласно ч. 4 ст. 23 Закона о контрактной системе наименование объекта закупки в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, указывается в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Частью 6 ст. 23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Постановление N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Согласно пункту 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила использования КТРУ) заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил использования КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии).
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Документация электронного аукциона содержит Раздел "Техническое задание", где Заказчиком установлены требования в отношении закупаемого товара (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться соответствие). Содержится описание объекта закупки - Стиральной машины профессиональной.
Закупаемая стиральная машина относится к коду позиции каталога товаров, работ, услуг (КТРУ) - 28.94.22.110-00000005 "Стиральная машина профессиональная".
В позиции КТРУ28.94.22.110-00000005 содержатся характеристики товара, работы, услуги, являющиеся обязательными и необязательными. Дата начала обязательного применения позиции каталога - 03.07.2021.
Заказчиком в описании объекта закупки использованы все характеристики, содержащиеся в КТРУ.
В силу п.6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Заказчиком использованы дополнительные характеристики, которые позицией КТРУ не предусмотрены.
Однако, обоснование необходимости использования дополнительной информации в документации о закупке отсутствует.
Содержащаяся фраза "_в целях улучшения качества выполнения своих функциональных обязанностей" не отражает в полной мере обоснование потребности Заказчика в использовании дополнительных характеристик.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системедокументация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Заказчиком установлены следующие требования к поставляемому товару:
ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ)
Наименование товара |
Требования, установленные к качеству, техническим характеристикам товара, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам и параметрам, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие |
||
Наименование показателя, технического, функционального параметра, ед. изм. показателя |
Описание, значения |
||
Стиральная машина профессиональная |
Характеристики в соответствии с КТРУ |
||
Номинальная (максимальная) загрузка белья, кг |
более 50 и не более 100 |
||
Барьерная стиральная машина |
нет |
||
Мощность, кВт |
более 8 и не более 10 |
||
Скорость вращения барабана,оборот в минуту |
более 500 и не более 750 |
||
Тип нагрева воды |
Паровая |
||
Тип по конструкции подвески |
Амортизаторы |
||
Тип по способу загрузки |
Фронтальная |
||
Тип по степени отжима |
Окончательный отжим, Промежуточный отжим |
||
Тип управления |
Автоматическое |
||
Дополнительные требования* | |||
Материал корпуса |
нержавеющая сталь |
||
Материал внутреннего барабана |
нержавеющая сталь |
||
Габаритные размеры ВхШхГ, мм |
не более 1925х1315х1502 |
||
Объем барабана, л |
не менее 600 |
||
диаметр барабана, мм |
не менее 1035 |
||
количество впускных клапанов, шт. |
не менее 3 |
||
количество сливных клапанов, шт. |
не менее 2 |
||
Подключение, В/ГЦ |
380/50 |
||
Производительность, кг/ч |
не менее 60 |
||
Остаточная влажность белья после сушки, % |
не более 50 |
||
Количество программ управления, шт. |
не менее 60 |
||
Масса, кг |
не более 1500 |
||
Встроенные весы |
наличие |
Согласно Инструкции по заполнению заявки:
"Если в описании объекта закупки в графе "Наименование показателя, единица измерения" устанавливается диапазонный показатель, значение которого в графе "Описание, значение" сопровождается фразой "не менее", участником закупки должно быть предложено значение диапазона, равного или поглощающего установленный, но без сопровождения фразой "не менее".
Если в описании объекта закупки в графе "Наименование показателя, единица измерения" устанавливается диапазонный показатель, значение которого в графе "Описание, значение" сопровождается фразой "не более", участником закупки должен быть предложен товар со значением диапазона, равного или входящего в установленный, но без сопровождения фразой "не более".".
Следуя указанным положениям инструкции по заполнению заявки в отношении показателя "Остаточная влажность белья после сушки, %" участник закупку должен указать конкретное значение, характеризующееся одни числовым значением.
Однако, значениеданного показателя не может быть определено однозначным образом (одним числовым значением). Остаточная влажность белья после сушки зависит от различных факторов, например, типа материала белья, его количества, используемой программа стирки и так далее. Итоговая остаточная влажность белья после завершения цикла стирки является диапазонным показателем, и варьируется в пределах определенного диапазона, но, при этом, не может быть более 50 %.
Инструкцией по заполнению заявки предусмотрены правила использования показателей, значения которых не могут быть определены однозначным образом (одним числовым значением). Показатели в таком случае устанавливаются в связке со словосочетаниями "не менее" или "не более", пример:
Наименование показателя, единица измерения |
Значение, установленное заказчиком |
Соответствует (при заполнении участником) |
Соответствует (при заполнении участником) |
Водопоглощение, %, не более |
3 |
3 |
2 |
Растяжимость при 25°C, см, не менее |
25 |
25 |
30 |
Прочность сцепления с основанием, МПа, не менее |
0,1 |
0,1 |
0,15 |
Однако Заказчик не использовал указанный вариант описания показателей, которые не могут быть определены однозначным образом (одним числовым значением).
Таким образом, указанные положения Описания объекта закупки и инструкции по заполнению заявки вводят участника закупки в заблуждение, не позволяют подготовить заявку надлежащим образом, так как указав в заявке конкретное значение показателя "Остаточная влажность белья после сушки, %", фактически, при дальнейшем использовании стиральной машины, остаточная влажность белья может быть меньше чем значение, указанное в заявке.
Заявитель в жалобе указывает, что установленное Заказчиком требование при описании вводит участников в заблуждение, а именно:
Производительность, кг/ч |
не менее 60 |
Количество белья, которое способна постирать одна стиральная машина зависит от используемой программы стирки, которая, в свою очередь, зависит от типа белья, его количества, степени загрязненности и так далее (для каждой программы стирки предусмотрено отдельное время стирки).
В зависимости от времени стирки, предусмотренного используемой программой стирки количества загруженного белья, итоговое значение количества белья, постиранного за определенный период времени будет постоянно варьироваться.
Кроме того, Заказчиком использован показатель, содержащийся в КТРУ, характеризующий допустимый максимальный вес загружаемого белья:
Номинальная (максимальная) загрузка белья, кг |
более 50 и не более 100 |
Указанный показатель "Номинальная (максимальная) загрузка белья" в достаточной мере отражает возможную максимальную производительность стиральной машины.
Таким образом, в заявке на участие в закупке невозможно однозначным образом (одним числовым значением) указать значение показателя "Производительность, кг/ч".
Таким образом, Заказчиком допущены нарушения ч. 6 ст. 23, п. 2) ст. 42, п. 1) ч. 1 ст. 33, п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст.7.30 КоАП.
Заявитель в жалобе указывая, что совокупность указанных дополнительных характеристик указывает на конкретную модель стиральной машины конкретного производителя: "IPSO IY 600":
С указанным доводом представители уполномоченного органа, Заказчика не согласились, из пояснений следует, что дополнительные характеристики указаны согласно потребностям Заказчика. На рынке стиральных машин существуют многие модели разных производителей (УНИМАК, Шталь (STALL), Джербау, Миле и др.), которые могут соответствовать указанным в техническом задании характеристикам закупаемой техники, а не только фирмы ИПСО, на которую указывает Заявитель.
Указание конкретных размеров закупаемого оборудования обусловлено физическими размерами площадок для его установки, а также размерами дверных проемов, имеющихся в здании прачечной, а именно 1-м 32 см.
Здание прачечной 1963 года постройки с узкими вспомогательными помещениями и проходами, а также учитывается нагромождение уже установленного имеющегося оборудования у предприятия, оказывающего данный вид услуг с 1992 года. МУП "Снежинка" имеет утвержденное главой муниципального образования город Краснодар мобилизационное задание, обязательное к выполнению МУП "Снежинка" для выполнения мероприятий по ликвидации ЧС, военного положения. Поэтому сведения о численности, техническом оснащении имеют гриф секретности и доступ к ним органичен для иных лиц.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ГАЗОБЪЕКТ" обоснованной в части нарушения ч. 6 ст. 23, п. 2) ст. 42, п. 1) ч. 1 ст. 33, п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика - МУП "Снежинка" МО г. Краснодар нарушение ч. 6 ст. 23, п. 2) ст. 42, п. 1) ч. 1 ст. 33, п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что указанные нарушения на результат определения поставщика (подрядчика) не повлияли, предписание не выдавать.
4. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0318300119421002242).
5. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 10 декабря 2021 г. N 1824/2021-КС
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.12.2021