Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее также Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Умеровой Р.Р. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии представителя заявителя ООО "Элиторг" Козачковой Ю.В. (доверенность от 22.11.2021) и в присутствии представителей государственного заказчика ГКУ АО "Управление автомобильными дорогами общего пользования "Астраханьавтодор" Разиновой Т.Ю. (доверенность от 05.10.2021 б/н), Гариной Е.Г. (доверенность от 05.10.2021 б/н), рассмотрев жалобу ООО "Элиторг" на действия государственного заказчика ГКУ АО "Управление автомобильными дорогами общего пользования "Астраханьавтодор" при проведении открытого конкурса в электронной форме на ремонт автомобильной дороги общего пользования регионального значения Ахтубинск - Нижний Баскунчак км 35+800 - км 6+000 в Ахтубинском районе Астраханской области (реестровый N 0825500000621000133), на основании ст.99, ст.105, ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 07.12.2021 поступила жалоба ООО "Элиторг" (далее - Заявитель, Общество) на действия государственного заказчика ГКУ АО "Управление автомобильными дорогами общего пользования "Астраханьавтодор" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на ремонт автомобильной дороги общего пользования регионального значения Ахтубинск - Нижний Баскунчак км 35+800 - км 6+000 в Ахтубинском районе Астраханской области (реестровый N 0825500000621000133) (далее - электронный конкурс).
По мнению Заявителя, конкурсная документация на право заключить контракт на ремонт автомобильной дороги общего пользования регионального значения Ахтубинск - Нижний Баскунчак км 35+800 - км 6+000 в Ахтубинском районе Астраханской области (реестровый N 0825500000621000133) (далее - конкурсная документация) не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу и принять меры в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 15:00 13.12.2021. После перерыва Комиссия продолжила рассмотрение дела в составе: председателя комиссии
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее также Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М.- начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Умеровой Р.Р. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии представителя заявителя ООО "Элиторг" Козачковой Ю.В. (доверенность от 22.11.2021) и в присутствии представителей государственного заказчика ГКУ АО "Управление автомобильными дорогами общего пользования "Астраханьавтодор" Разиновой Т.Ю. (доверенность от 05.10.2021 б/н), Гариной Е.Г. (доверенность от 05.10.2021 б/н).
В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 15:30 14.12.2021. После перерыва Комиссия продолжила рассмотрение дела в составе: председателя комиссии
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее также Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М.- начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Умеровой Р.Р. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии представителя заявителя ООО "Элиторг" Козачковой Ю.В. (доверенность от 22.11.2021) и в присутствии представителей государственного заказчика ГКУ АО "Управление автомобильными дорогами общего пользования "Астраханьавтодор" Разиновой Т.Ю. (доверенность от 05.10.2021 б/н), Гариной Е.Г. (доверенность от 05.10.2021 б/н).
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
10.11.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещены извещение о проведении электронного конкурса и документация о нем (последние изменения от 24.11.2021).
Как следует из указанных документов, начальная (максимальная) цена контракта составила 467 690 440,00 руб.
По мнению Заявителя, ремонт автомобильной дороги общего пользования регионального значения Ахтубинск - Нижний Баскунчак км 35+800 - км 6+000 в Ахтубинском районе Астраханской области относится не к текущему, а капитальному ремонту.
Комиссия полагает данный довод Заявителя обоснованным, ввиду следующего.
Согласно ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;
4) документация о закупке должна содержать изображение поставляемого товара, позволяющее его идентифицировать и подготовить заявку, окончательное предложение, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого заключается контракт;
5) документация о закупке должна содержать информацию о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра участниками закупки образца или макета товара, на поставку которого заключается контракт, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара, на поставку которого заключается контракт;
6) документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83, пунктом 3 части 2 статьи 83.1 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается государственный контракт в соответствии со статьей 111.4 настоящего Федерального закона;
7) поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки;
8) документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части.
Согласно ч.1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать:
1) наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги;
2) информацию о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
3) порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
4) предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме;
5) информацию о возможности заказчика изменить условия контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом;
6) информацию о возможности заказчика заключить контракты, указанные в части 10 статьи 34 настоящего Федерального закона, с несколькими участниками закупки на выполнение составляющих объект закупки двух и более поисковых научно-исследовательских работ в отношении одного предмета и с одними и теми же условиями контракта, указанными в конкурсной документации, с указанием количества указанных контрактов. В этом случае в качестве начальной (максимальной) цены контракта указывается начальная (максимальная) цена одного контракта. При этом начальная (максимальная) цена всех контрактов на выполнение поисковых научно-исследовательских работ является одинаковой и их общая начальная (максимальная) цена равняется сумме начальных (максимальных) цен всех таких контрактов;
7) порядок предоставления участникам закупки разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления;
8) критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом;
9) размер и условия обеспечения исполнения контракта, а также каждого контракта в случаях, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, исходя из общей начальной (максимальной) цены пропорционально количеству указанных контрактов с учетом требований части 6 статьи 96 настоящего Федерального закона;
10) информацию о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель открытого конкурса в электронной форме или иной его участник, с которым заключается контракт в соответствии с настоящим Федеральным законом, должен подписать контракт, условия признания победителя открытого конкурса в электронной форме или данного участника уклонившимися от заключения контракта;
11) информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 25 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Закон о контрактной системе устанавливает совершенно различный порядок проведения закупки на капитальный ремонт и на текущий ремонт, в том числе различные требования к участникам таких закупок, к порядку оценки конкурсных заявок, к описанию объекта закупки.
В соответствии с Приказом Министерства транспорта РФ от 16.11.2012 г. N 402 "Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" утвержден перечень работ по капитальному ремонту автомобильных дорог, согласно пп "а" п.4 раздела II которого при капитальном ремонте проводятся следующие работы: по элементам обустройства автомобильных дорог: замена знаков, сигнальных столбиков, барьерных ограждений и шумозащитных сооружений.
На заседании Комиссией было установлено, что работы, предусмотренные локальными сметными расчетами (поз. 1,5 локального сметного расчета (смета) NЛС-01-02-01; поз.2,5 локального сметного расчета (смета) NЛС-02-03-01) содержат в себе виды работ по капитальному ремонту автомобильных дорог, указанные в пп. "а" п.4 раздела II Приказа N 402.
Кроме того, Заявителем был представлен акт строительно-технического исследования от 01.12.2021 N106/04-4, согласно которому работы по ремонту автомобильной дороги общего пользования регионального значения Ахтубинск - Нижний Баскунчак км 35+800 - км 6+000 в Ахтубинском районе Астраханской области (реестровый N 0825500000621000133) относятся к капитальному ремонту.
Таким образом, Заказчик допустил нарушение требований ч.1 ст.33 и ч.1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, что образует признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 4.2 ст. 7. 30 КоАП РФ.
Доводы Заявителя о нарушении Заказчиком п.3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085, и об отсутствии описания объекта закупки при закупке на ремонт автомобильной дороги общего пользования регионального значения Ахтубинск - Нижний Баскунчак км 35+800 - км 6+000 в Ахтубинском районе Астраханской области (реестровый N 0825500000621000133), Комиссия считает необоснованными, поскольку, как было указано ранее, объектом закупки является капитальный ремонт, при осуществлении закупок которого Заказчик должен применять положения п.27(2), п.27 (3) Правил, п.8 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, неприменимые при закупках на ремонт.
По мнению Заявителя, Заказчик внес изменения в конкурсную документацию в интересах определенных лиц и использовал указание на ГОСТ с целью ограничения количества участников закупки.
Между тем, Комиссия полагает данный довод необоснованным ввиду того, что внесение изменений в конкурсную документацию является правом Заказчика, которое установлено Законом о контрактной системе.
Кроме того, Заявителем не доказано, каким образом указание Заказчиком ГОСТ Р 58406.2-2020 ограничивает количество участников закупки.
Также комиссия отмечает, что согласно ч.8 ст. 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 ст.99 Закона о контрактной системе) в отношении:
1) соблюдения требований к обоснованию закупок, предусмотренных статьей 18 Закона о контрактной системе, и обоснованности закупок;
2) соблюдения правил нормирования в сфере закупок, предусмотренного статьей 19 Закона о контрактной системе;
3) обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график;
4) применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
5) соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
6) своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;
7) соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.
В соответствии с частью 9 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с Законом о контрактной системе, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации:
1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд;
2) органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации;
3) органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.
На основании вышеизложенного Астраханское УФАС России считает необходимым направить в орган внутреннего финансового контроля - Министерство финансов Астраханской области данную жалобу для рассмотрения в рамках предоставленных полномочий.
По мнению Заявителя, недостаточный годовой лимит финансирования при исполнении контракта, приводит к противоречию в конкурсной документации и нарушает требования ст.219 Бюджетного кодекса РФ.
Между тем, антимонопольный орган не осуществляет контроль за выделением лимитов финансирования. Кроме того, Заявитель доказал, какая норма Закона о контрактной системе в данном случае нарушена Заказчиком.
Поскольку допущенные Заказчиком вышеописанные нарушения являются существенными, Комиссия Управления считает необходимым выдать Заказчику предписание об устранении вышеуказанных нарушений.
Основываясь на изложенном, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Элиторг" на действия государственного заказчика ГКУ АО "Управление автомобильными дорогами общего пользования "Астраханьавтодор" при проведении открытого конкурса в электронной форме на ремонт автомобильной дороги общего пользования регионального значения Ахтубинск - Нижний Баскунчак км 35+800 - км 6+000 в Ахтубинском районе Астраханской области (реестровый N 0825500000621000133) обоснованной в части нарушения ч.1 ст.33, п.1 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе.
2. Признать государственного заказчика ГКУ АО "Управление автомобильными дорогами общего пользования "Астраханьавтодор" нарушившим ч.1 ст.33, п.1 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе при проведении открытого конкурса в электронной форме на ремонт автомобильной дороги общего пользования регионального значения Ахтубинск - Нижний Баскунчак км 35+800 - км 6+000 в Ахтубинском районе Астраханской области (реестровый N 0825500000621000133).
3. Выдать государственному заказчику ГКУ АО "Управление автомобильными дорогами общего пользования "Астраханьавтодор" предписание об устранении допущенных нарушений при проведении открытого конкурса в электронной форме на ремонт автомобильной дороги общего пользования регионального значения Ахтубинск - Нижний Баскунчак км 35+800 - км 6+000 в Ахтубинском районе Астраханской области (реестровый N 0825500000621000133).
4. Передать материалы дела должностному лицу Астраханского УФАС России, уполномоченному на составление протокола об административном правонарушении, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
5. Передать материалы, собранные в ходе рассмотрения жалобы Заявителя, в орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель комиссии П.Л.Потылицын
Члены комиссии: Е.М.Балтыкова
Р.Р.Умерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 14 декабря 2021 г. N 030/06/54.3-1620/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.12.2021