Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, (далее - Комиссия, Управление) в составе:
Председателя Комиссии:
<------->,
Членов Комиссии:
<------->;
<------->,
При участии в формате ВКС:
от Заявителя - представителя по доверенности;
от Уполномоченного органа - представителей по доверенности;
рассмотрев жалобу ООО ТК "Арбонит" (ИНН: 6685119044) на действия Единой комиссии (ИНН: 8901017607) при осуществлении закупки способом электронного аукциона на "Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Административно-хозяйственный корпус ГБУЗ ЯНАО "Красноселькупская центральная районная больница", в том числе затраты на проектно-изыскательские работы", начальная (максимальная) цена контракта - 89 034 866,46 рублей (извещение N 0190200000321012639) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14.
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба (вход. N 7598 от 06.12.2021 г) Заявителя на действия Единой комиссии.
Заявитель считает, что в действиях Единой комиссия имеется нарушение норм Закона о контрактной системе.
Уполномоченный орган с доводами Заявителя не согласился, представил возражения и сообщил, что при проведении закупки, Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) на Официальном сайте;
2) дата и время начала подачи заявок - 22.11.2021 16:42 (МСК+2);
3) дата и время окончания подачи заявок - 01.12.2021 06:00 (МСК+2);
4) дата проведения аукциона в электронной форме - 01.12.2021.
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует, что Единая комиссия неправомерно отклонила заявку ООО ТК "Арбонит" на основании п.2 ч.6 ст.69 Закона 44-ФЗ; в нарушение ч.2 ст. 31 Закона 44-ФЗ, так как участник закупки представил копию договора субподряда N19 от 29.07.2019 г. Считает что ООО ТК "Арбонит" договором субподряда полностью подтвердил свой опыт работ.
Заказчик, Уполномоченный орган представили мотивированные возражения на жалобу Заявителя и пояснили, что при проведении аукциона Единая комиссия действовала в рамках закона и не нарушала требований Закона о контрактной системе.
Проанализировав материалы дела, доводы на жалобу, проведя, в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку соблюдения Заказчиком требований Закона о контрактной системе при осуществлении вышеуказанной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 названного Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
По смыслу части 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены названной статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
Согласно части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
- непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 и 5 статьи 66 названного Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
- несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 названного Федерального закона;
- предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 названного Федерального закона.
В силу части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям". Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложениями N 1 и 2 к Постановлению Правительства N 99.
Согласно пункту 2 Приложения N1 Постановления Правительства N 99, а также пункту 29 Информационной карты документации электронного аукциона, участнику закупки необходимо подтвердить наличие за наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять: не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка. -копия исполненного контракта (договора); -копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; -копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Проанализировав Заявку участника ООО ТК "Арбонит", Комиссией установлено, что участником в качестве подтверждения соответствия указанному дополнительному требованию представлен договор субподряда N19 от 29.07.2019 на "Выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства: Голышмановский район, р.п. Голышманово. Строительство ВОС, 2-я очередь", а также акты выполненных работ, справки о стоимости выполненных работ по форма КС-3 и Решение на ввод объекта в эксплуатацию от 27.05.2021 выданный Государственному бюджетному учреждению Тюменской области "Дирекция коммунально-хозяйственного строительства".
Согласно Протоколу подведения итогов электронного аукциона от 02.12.2021 N0190200000321012639-3 заявка участника ООО ТК "Арбонит" признана не соответствующей требованиям Федерального закона и документации об электронном аукционе.
Основание признания заявки участника не соответствующей - на основании п.2 ч.6 ст.69 Закона 44-ФЗ; в нарушение ч.2 ст. 31 Закона 44-ФЗ участник закупки представил копию договора субподряда N19 от 29.07.2019 г., в соответствии с позицией ФАС России, изложенной в письмах от 19.06.2019 N МЕ/51304/19 и от 25.08.2021 N ПИ/71560/21, при осуществлении закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства контрактом (договором), подтверждающим соответствие участника закупки дополнительному требованию, предусмотренному п. 2 приложения 1 к Постановлению Правительства РФ N 99, может являться исключительно контракт (договор) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта), где стороной выступает участник закупки (генеральный подряд). Указанная позиция также подтверждается судебной практикой (определение Верховного Суда РФ от 22.10.2020 г. N 309-ЭС20-15792, от 05.12.2018 г. по делу 305-КГ18-19792).
В связи со спорным вопросом Комиссия сообщает, что в ранее действовавшей редакции пункт 5 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99 предусматривал следующие абзацы, касающиеся дополнительных требований к участникам закупки о наличии опыта и документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям.
- наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка;
- документы:
1. копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ;
2. копии акта приемки объекта капитального строительства;
3. разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе.
В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 14.11.2016 N 1185 и последующих редакциях указанные абзацы пункта 2 приложения N 1 Постановления Правительства N 99 изложены следующим образом:
- наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта.
При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять:
не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей;
не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 100 млн. рублей;
не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500 млн. рублей.
- документы:
1. копия исполненного контракта (договора);
2. копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
3. копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке
Комиссия сообщает, что пункт 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99 как в прежней, так и в настоящей редакции, применимой к спорным отношениям, предусматривал следующие случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации:
- выполнение работ по строительству,
- реконструкции,
- капитальный ремонт,
касающиеся названных объектов с указанной начальной (максимальной) ценой контракта для обеспечения государственных нужд.
При этом пункт 4 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса предусматривает составление акта приемки объекта капитального строительства в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда.
Кроме того, согласно части 4 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы первичных учетных документов для организаций бюджетной сферы устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Тем самым, статьей 9 Закона N 402-ФЗ предусмотрена возможность самостоятельной разработки форм документов при условии наличия в них обязательных реквизитов, указанных в этой статье (часть 2).
С 01.01.2013 формы первичных документов, утвержденных Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 30.10.1997 N 71а, в том числе КС-11 "Акт приемки законченного строительством объекта", КС-14 "Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией" по типовым формам не являются обязательными к применению (информация Минфина России N ПЗ-10/2012 "О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете").
Исключение термина "акт приемки объекта капитального строительства" в пункте 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99 и указание в нем "акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) обусловлено отсутствием необходимости установления конкретной формы акта, подлежащего представлению в составе заявки: требуется представить акт любой формы с учетом положений Закона N 402-ФЗ (содержащий все реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 этого Закона), подтверждающий стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). При этом в случае если конкретный акт приемки законченного строительством объекта по названным типовым формам соответствует приведенным требованиям он может рассматриваться как акт выполненных работ и быть представлен в составе заявки для подтверждения соответствия участника закупки дополнительному требованию, установленному пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99.
То есть внесение изменений пункт 5 приложения N 2 к Постановлению Правительства N 99 Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.11.2016 N 1185, было продиктовано необходимостью приведения редакции пункта 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99 в соответствие с названными законами.
Как указано в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.10.2017 N 305-ЭС17-7844 по делу N А40-129463/2016, "уточнение редакции пункта 2 приложения 1 к указанному постановлению_ не изменило ранее установленное требование, а устранило возможность иного толкования данных положений и искажения смысла соответствующей нормы".
Данное утверждение отражено в решении Арбитражного суда Московской области по делу NА40-223872/2017 и поддержано решением Верховного суда N 305-КГ18-19792.
Кроме того, Комиссия сообщает, что в действующей редакции пункт 2 приложения N 2 к Постановлению Правительства N 99 (как и в предыдущей редакции) по-прежнему требуется подтверждение актом выполненных работ стоимости исполненного контракта (договора).
При этом, как установлено на заседании комиссии ООО ТК "Арбонит" в составе заявки представило документы подтверждающие исполнение им части контракта, по которому оно выполняло отдельные работы в качестве субподрядчика.
Общий объем работ по объекту: Голышмановский район. р.п. Голышманово. Строительство ВОС, 2-я очередь, был выполнен в соответствии с контрактом N 2-ВК-19 от 26.07.2019 заключенным между Государственное бюджетное учреждение Тюменской области "Дирекция коммунально-хозяйственного строительства" и ООО "Тюмень-Инжиниринг" выступающего по данному контракту в роли генерального подрядчика.
В соответствии с имеющимися сведениями размещенными в ЕИС по закупке N0167200003419003008 и сведениями по контракту имеющему реестровую запись N 2720321212319000038, все акты выполненных работ по объекту "Голышмановский район. р.п. Голышманово. Строительство ВОС, 2-я очередь" были сданы Заказчику именно ООО "Тюмень-Инжиниринг". Кроме того в соответствии с дополнительным соглашением по контракту N 2-ВК-19 от 26.07.2019 установлен перечень видов работ, которые подрядчик, то есть ООО ""Тюмень-Инжиниринг" должен выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту. Следовательно Государственное бюджетное учреждение Тюменской области "Дирекция коммунально-хозяйственного строительства" при получении у Администрации городского округа разрешения на ввод объекта в эксплуатацию использовало исключительно пакет документов предоставленный ООО ""Тюмень-Инжиниринг" как генеральным подрядчиком по данному контракту, что и послужило основанием для его выдачи. В связи с этим разрешение на ввод в эксплуатацию объекта может подтвердить опыт выполнения всех работ по строительству исключительно ООО ""Тюмень-Инжиниринг", но не ООО ТК "Арбонит".
Следовательно, довод жалобы Заявителя не находит свое подтверждение и является необоснованным.
На основании изложенного и в соответствии с ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО ТК "Арбонит" (ИНН: 6685119044) на действия Единой комиссии (ИНН: 8901017607) при осуществлении закупки способом электронного аукциона на "Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Административно-хозяйственный корпус ГБУЗ ЯНАО "Красноселькупская центральная районная больница", в том числе затраты на проектно-изыскательские работы", начальная (максимальная) цена контракта - 89 034 866,46 рублей (извещение N 0190200000321012639) необоснованной.
Председатель Комиссии: <------->
Члены Комиссии: <------->
<------->
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 10 декабря 2021 г. N 089/06/69-722/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.12.2021