Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Управление, Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
<------>;
Членов Комиссии:
<------>;
<------>,
Заявитель и Заказчик, должным образом уведомленные о месте и времени рассмотрения жалобы, представителей для участия в рассмотрении не представили,
при участии в формате ВКС:
от Уполномоченного органа - представителя по доверенности;
рассмотрев жалобу ООО ЧОО "Илир" (ИНН: 2461029990) на действия Заказчика - ГБУ ЯНАО "ЦСОН в МО Приуральский район" (ИНН: 8908004251), при осуществлении закупки способом открытого конкурса в электронной форме на "Оказание услуг частной охраны (выставление поста охраны)", начальная (максимальная) цена контракта - 2 029 429,20 рублей (извещение N 0190200000321012365) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации - www.zakupki.gov.ru (далее - Аукцион, Официальный сайт) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя (вход. N 7487 от 30.11.2021) на действия Заказчика.
Заявитель считает, что положения аукционной документации противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) на Официальном сайте;
2) дата и время начала подачи заявок - 18.11.2021 16:10 (МСК+2);
3) дата и время окончания подачи заявок - 01.12.2021 06:00 (МСК+2);
4) дата окончания срока рассмотрения заявок - 02.12.2021;
5) дата проведения аукциона в электронной форме - 03.12.2021;
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком неправомерно установлено требование о наличии у победителя закупки дежурного подразделения (дежурной части) в месте нахождения объекта Заказчика.
В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Охранная деятельность в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О лицензировании отдельных видов деятельности" является отдельным лицензируемым видом деятельности.
Деятельность частных охранных организаций на территории РФ регулируется Законом РФ от 11.03.1992 N 2487-1 (ред. от 27.12.2019) "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 3 Закона N 2487-1 частным охранным организациям разрешено оказание 7 (семи) видов охранных услуг. Данный перечень охранных услуг является исчерпывающим и расширенном толкования не подлежит.
Видами охранных услуг в соответствии со статьей 3 Закона N2487-1 являются: 1) Защита жизни и здоровья граждан; 2) Охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 настоящей части; 3) охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию; 4) Консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств; 5) Обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий; 6) Обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 настоящей части; 7) Охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 настоящего Закона.
Каждый из вышеперечисленных видов охранных услуг в соответствии с положением о лицензировании, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 N 498 имеет свои лицензионные требования.
В пункте 12 Положения о лицензировании указаны лицензионные требования для получения лицензии на оказание 3 (третьего) вида охранных услуг, а именно: а) копия штатного расписания, в котором предусмотрены дежурное подразделение с круглосуточным режимом работы и должность специалиста по обслуживанию технических средств охраны; б) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии собственных либо арендованных средств связи; в) копии разрешения на использование радиочастот, выданного уполномоченным органом, либо договора об оказании услуг связи, заключенного с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, оказывающим услуги связи на основании соответствующей лицензии; г) копия документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии пассивных средств защиты; д) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии собственных либо арендованных транспортных средств; е) копия заключения о согласовании схемы (описания) расположения на транспортных средствах частной охранной организации специальной раскраски, информационных надписей и знаков в случае использования транспортных средств, имеющих специальную раскраску, информационные надписи и знаки; ж) заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих стаж работы работников по монтажу технических средств охраны и пусконаладочным работам; з) опись прилагаемых документов.
Как следует из положения о лицензировании для получения лицензии на оказание 7 (седьмого) вида услуг, руководитель соискателя лицензии представляет в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, к которому прилагаются предусмотренные пунктами 11-13 Положения документы и опись прилагаемых документов.
Отсюда следует, что для получения лицензии как на оказание 3 (третьего), так и на оказание 7 (седьмого) вида охранных услуг, соискателю требуется исполнить лицензионные требование в том в числе по наличию у него дежурного подразделения с круглосуточным режимом работы. Однако лицензионными требованиями устанавливается наличие круглосуточного дежурного подразделения не в каждом населенном пункте оказания охранных услуг, а одно круглосуточное дежурное подразделение у охранной организации.
В соответствии с ГОСТ 59044-2020 от 01.10.2020 года:
П. 3.1 дежурное подразделение охранной организации - это структурное подразделение частной охранной организации с круглосуточным режимом работы, выполняющее функции по организации и контролю за осуществлением охраны объектов, в том числе по контролю за работой мобильных групп охраны (групп быстрого реагирования);
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС изучив размещенную на официальном сайте ЕИС конкурсную документацию, представленные на заседание документы и сведения, установила следующее.
В соответствии с приложением 2 "Техническое задание" документации об электронном аукционе установлены требования к Исполнителю, а именно п. 5.1 установлено, что при оказании охранных услуг по охране объектов, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, частная охранная организация должна иметь на территории село Аксарка: б) наличие дежурного подразделения с круглосуточным режимом работы.
Установленное требование, по мнению Комиссии, не может относиться к качественным и функциональным характеристикам оказания услуги, и по своей сути является требованием к трудовым ресурсам.
Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России, рассмотрев содержание Технического задания на его соответствие требованиям Закона о контрактной системе приходит к выводу, что Заказчик нарушил ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе, согласно которой не допускается включение в документацию о закупке требований к производителю товара, к участнику закупки о наличии у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу о том, что установленное в Техническом задании конкурсной документации требование к участникам закупки противоречит положениям ч. 3. ст. 33 Закона о контрактной системе. Указанное нарушение образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
По мнению Комиссии, указанное нарушение не отразится на результатах определения поставщика.
Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи Заказчику предписания о внесение изменений в проект контракта при направлении его победителю, с учетом указанного выше решения.
Руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО ЧОО "Илир" (ИНН: 2461029990) на действия Заказчика - ГБУ ЯНАО "ЦСОН в МО Приуральский район" (ИНН: 8908004251) , при осуществлении закупки способом открытого конкурса в электронной форме на "Оказание услуг частной охраны (выставление поста охраны)", начальная (максимальная) цена контракта - 2 029 429,20 рублей (извещение N 0190200000321012365), обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
5. Обязать Заказчика обеспечить уведомление должностного лица - ответственного за утверждение документации об электронном аукционе на ""Оказание услуг частной охраны (выставление поста охраны)" (извещение N 0190200000321012365), о необходимости представить в срок не позднее 20.12.2021 г. в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России, следующие надлежащим образом заверенные копии документов:
- паспортные данные должностного лица (страницы с 2 по 6);
- информацию о фактическом месте проживании;
- адрес личной электронной почты (контактная информация);
- приказ о назначения на должность;
- должностную инструкцию;
- справку о доходах в форме 2-НДФЛ;
- объяснения должностного лица;
- заверенную копию титульного листа утвержденной документации открытого конкурса;
- иную информацию и документы, которые могут иметь значение для рассмотрения дела.
Составление протоколов об административном правонарушении по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ по вышеуказанному факту в отношении должностного лица - назначается на 21.12.2021 в 17 час. 00 мин., по адресу: ЯНАО, г. Салехард, ул. Губкина, 13, каб. 23 (зал заседаний).
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В случае невозможности обеспечить явку на составление протокола об административном правонарушении должностным лицам необходимо уведомить об этом Ямало-Ненецкое УФАС России факс (34922) 3-47-08; e-mail: to89@fas.gov.ru).
Председатель Комиссии: <------>
Члены Комиссии: <------>
<------>
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 7 декабря 2021 г. N 089/06/33-714/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.12.2021