Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Управление, Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
заместитель руководителя Управления;
Членов Комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления;
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления,
при участии в формате ВКС:
от Заявителя - представителя по доверенности;
от Заказчика - представителя по доверенности:
рассмотрев жалобу ООО "ЧОО "Черномор" (ИНН: 9201508030) на действия Заказчика ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ" (ИНН: 8905018707), при осуществлении закупки способом электронного аукциона на "Оказание охранных услуг", начальная (максимальная) цена контракта - 10 499 823,60 рублей (извещение N 0190200000321013078) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации - www.zakupki.gov.ru (далее - Аукцион, Официальный сайт) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя (вход. N 7641 от 07.12.2021) на действия Заказчика.
Заявитель считает, что положения аукционной документации противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) на Официальном сайте;
2) дата и время начала подачи заявок - 29.11.2021 12:18;
3) дата и время окончания подачи заявок - 08.12.2021 06:00;
4) дата окончания срока рассмотрения заявок - 09.12.2021;
5) дата проведения аукциона в электронной форме - 10.12.2021;
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует, что
1. Заказчиком не верно рассчитана начальная (максимальная) цена контракта.
2. Согласно п. 2.12, 2.31, 2.32 п. 2 "Условия выполнения работ, оказания услуг, поставки товара" приложения N 1 "Техническое задание" "Потребность ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская центральная городская больница" в оказании услуг" на исполнителя возлагаются обязанности по первичному обследованию и эксплуатационному обслуживанию автоматической пожарной, охранно-пожарной сигнализации, объектовой станции ПАК "Стрелец-Мониторинг", индивидуальных устройств оповещения о пожаре со световыми, звуковыми и вибрационными сигналами и систем видеонаблюдения, пультовой охраны (ПЦН), средств тревожной сигнализации (кнопок экстренного вызова), электромагнитных замков, ламп эвакуационного освещения, на объекте с целью определения ее состояния.
Считает, что эти условия нарушают требования Закона о контрактной системе, поскольку включают в предмет закупки работы и услуги, технически и функционально не связанные с оказанием охранных услуг. Поскольку в силу п. 15 ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" N 99-ФЗ от 04.05.2011 деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию, считаем, что включение указанных условий в предмет закупки ведет к снижению количества участников закупки путем объединения лицензируемых и не лицензируемых видов услуг в один лот.
В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
1. Относительно правомерности установления Н(М)ЦК и в целом формирования цены контракта Комиссия поясняет следующее.
В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги с осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Таким образом, соблюдение заказчиком порядка обоснования начальной (максимальной) цены контракта не относится к полномочиям ФАС России.
На основании вышеизложенного Комиссия оставляет данный довод Заявителя без рассмотрения.
2. Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 указанного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Исходя из смысла ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Согласно п. 2 ч. 2 приложение N 1 "Техническое задание" Заказчиком указаны условия выполнения работ, оказания услуг, поставки товара, а именно:
в п. 2.12 осуществлять эксплуатационное обслуживание всех систем согласно приложения N 1, N 2, N 3, N 5 - один раз в неделю;
в п. 2.31. принятию на охрану объектов предшествует первичное обследование автоматической пожарной, охранно-пожарной сигнализации, объектовой станции ПАК "Стрелец-Мониторинг", индивидуальных устройств оповещения о пожаре со световыми, звуковыми и вибрационными сигналами и систем видеонаблюдения, пультовой охраны (ПЦН), средств тревожной сигнализации (кнопок экстренного вызова), электромагнитных замков, ламп эвакуационного освещения, на объекте с целью определения ее состояния в течение десяти рабочих дней с момента получения заявки;
в п. 2.32. за 10 календарных дней до окончания срока действия контракта с целью определения состояния:
- автоматической пожарной сигнализации;
- охранно-пожарной сигнализации;
- объектовой станции ПАК "Стрелец-Мониторинг";
- индивидуальных устройств оповещения о пожаре со световыми, звуковыми и вибрационными сигналами;
- систем видеонаблюдения;
- охранной сигнализации (пультовой охраны ПЦН);
- средств тревожной сигнализации (кнопок экстренного вызова);
- электромагнитных замков;
- ламп эвакуационного освещения;
в п. 2.33. Исполнителю, совместно с представителями службы Заказчика по контракту и обслуживающей организации необходимо составить двухсторонний акт первичного обследования;
в. п. 2.34. исполнитель принимает по акту приема-передачи объектов под охрану и оборудование в эксплуатацию согласно приложениям NN 1- 5 с несением полной материальной ответственности за их сохранность и содержание в рабочем состоянии.
В 32. ч 1 документации об аукционе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов:
- Копия лицензии или выписка из реестра лицензий в установленной форме Лицензии на осуществление частной охранной деятельности Закона РФ от 11.03.1992 г. N 2487-I "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации": - охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию; - охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 настоящего Закона. За исключением участников закупки, являющихся структурными подразделениями Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 N 498 "О некоторых вопросах осуществления частной (сыскной) и частной охранной деятельности" утвержден перечень видов технических средств охраны, используемых для оказания услуг по охране объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по их проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию, который включает в себя, в том числе, технические средства охранной и охранно-пожарной сигнализации (пункт 2).
Исходя из изложенного, осуществление деятельности по эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны не требует специальной лицензии.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 3 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, при проведении государственных (муниципальных) закупок допускается включение в один лот технологически и функционально взаимосвязанных между собой товаров, работ, услуг.
Анализ указанных норм права позволяет прийти к выводу о том, что объект закупки определяется Заказчиком, при этом исходя из потребностей заказчика в один лот могут быть включены технологически и функционально взаимосвязанные между собой услуги.
Также на заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ" размещен отдельный аукцион на "Оказание услуг по техническому обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, автоматической пожарной сигнализации, индивидуальных устройств оповещения о пожаре со звуковыми, со световыми и вибрационными сигналами ("Браслет-Р"), ПАК Стрелец-мониторинг, автоматических установок пожаротушения, системы противодымной вентиляции, противопожарных и дымовых клапанов, системы оповещения людей о пожаре (СОУЭ), системы видеонаблюдения, электромагнитных замков, эвакуационного освещения, обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" извещение N0190200000321011500, что однозначно указывает на проведение торгов, требующих лицензии на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений отдельно от услуг по охране.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что в рассматриваемом случае заказчик определил объект закупки исходя из своих потребностей, объединив в одном лоте технологически и функционально связанные между собой услуги как непосредственно самой охраны, так и услуги по эксплуатационному обслуживанию средств охраны.
На заседании Комиссии не представлено доказательств о том, что положения аукционной документации противоречат положениям Закона о контрактной системе, условия Заказчика создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом необоснованно повлекли за собой ограничение количества участников, Заявителем, вопреки требованиям части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, представлено не было.
Таким образом, Заявителем ограничивающий характер данного условия в рассматриваемом случае доказан не был. Само по себе несогласие Заявителя не может быть признано фактором ограничения конкуренции и злоупотреблением права со стороны Заказчика.
При таких обстоятельствах довод жалобы не нашел своего правового подтверждения и является необоснованным.
Руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ЧОО "Черномор" (ИНН: 9201508030) на действия Заказчика ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ" (ИНН: 8905018707), при осуществлении закупки способом электронного аукциона на "Оказание охранных услуг", начальная (максимальная) цена контракта - 10 499 823,60 рублей (извещение N 0190200000321013078), необоснованной.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 14 декабря 2021 г. N 089/06/33-725/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.12.2021